Оценка качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономических проблем оценки качества продукции на предприятии, а также разработка направлений повышения качества промышленной продукции. Объектом исследования является одно из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ», входящее в состав Группы СУАЛ. Для осуществления цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность качества промышленной продукции, охарактеризовать экономические проблемы качества продукции и управления затратами на качество;
провести анализ качества продукции ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ»;
разработать и обосновать мероприятия, направленные на повышение качества продукции на предприятии.

Работа содержит 1 файл

эк.пр.курсовая.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

         Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, руководители подразделений  представляют главному инженеру отчет  о выполнении мероприятий по качеству. При невыполнении мероприятий в  отчете подробно указываются причины  невыполнения.

         Для определения, учета и анализа  затрат на качество производимой ОАО  Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» продукции используется стандарт качества СК 4.21-01-03 «Затраты на качество», введенный в действие на предприятии 17 января 2003 года.

         Данный  стандарт устанавливает последовательность действий при учете и анализе  затрат на качество.

         Стандарт  качества является руководящим документом для отделов, занимающихся учетом и  анализом затрат на обеспечение качества.

         Цель  документа ¾ выделить затраты на качество из общей суммы затрат, что в конечном итоге позволит управлять затратами на качество и планировать их.

         Настоящий стандарт составлен на основе следующих  документов:

  • методическое пособие «Сертификация систем качества согласно требованиям МС ИСО 9000. Общий курс»;
  • методическое пособие «Внутренние проверки качества на предприятии»;
  • материалы по обеспечению качества производимой продукции.

         Под затратами на качество понимается совокупность всех затрат на организационные и  технические работы по обеспечению  качества с учетом экономичности. Они  являются составной частью задач, связанных  с обеспечением качества. 
     
     
     

         Таблица 1.

    Обобщенная  классификация затрат на качество

    Признак классификации
    Классификационная группа затрат
    По целевому назначению
    на улучшение  качества

    на  обеспечение качества

    на  управление качеством

    По экономическому характеру затрат
    текущие

    единовременные

    По виду затрат
    производительные

    непроизводительные

    По методу определения
    прямые

    косвенные

    По возможности  учета
    поддающиеся прямому учету

    не  поддающиеся прямому учету

    которые экономически нецелесообразно учитывать

    По стадиям  жизненного цикла
    на качество при разработке продукции

    на  качество при изготовлении продукции

    на  качество при использовании продукции

    По отношению  к производственному процессу
    на качество в основном производстве

    на  качество во вспомогательном производстве

    на  качество при обслуживании производства

    По возможности  оценки
    планируемые

    фактические

    По характеру  структурирования
    по предприятию

    по  производству (цеху, участку)

    по  видам продукции

    По объектам формирования и учета
    продукция

    процессы

    услуги

    По виду учета
    оперативный

    аналитический

    бухгалтерский

    целевой

 

         Снижение  затрат на качество легче всего происходит тогда, когда большое внимание уделяется  мероприятиям по предотвращению дефектов.

         Для ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» оценка затрат на обеспечение качества необходима, так как они занимают большую долю в общих затратах. Обеспечение необходимых условий для учета анализа затрат и их регламент позволят предприятию создавать наиболее конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям современного рынка.

         Основным  требованием классификации затрат на качество является наиболее полный охват всех затрат, связанных с  качеством продукции, и влияющих на него.

         Обобщенная  классификация затрат на качество представлена в табл. 1.

         Данная  классификация позволяет наиболее точно определить ряд затрат, складывающихся на предприятии.

         Для более глубокого и детального анализа затраты на качество подразделяют на группы.

         Для учета и анализа затрат на качество продукции на ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» применяется следующая модель состава затрат на обеспечение качества (рис. 2).

    Рис. 2. Модель состава затрат на обеспечение качества на ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ»

         Из  модели видно, что затраты на качество по ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» можно разделить на три группы затрат, к которым относятся:

         1. Затраты на предупреждение дефектов, которые, в свою очередь, делятся  на:

                 а) управление отделом  обеспечения качества;

                 б) сертификация продукции  и технологических процессов;

                 в) внешний аудит;

                 г) контроль проекта;

                 д) отбор, оценка и приемка поставщиков;

                 е) уход за средствами контроля;

                 ж) обучение по обеспечению качеством;

                 з) программу по мотивации качественного труда.

         2. Затраты на контроль и оценку  уровня качества, к которым относятся:

                 а) контроль опытного образца;

                 б) входной контроль;

                 в) межоперационный  контроль;

                 г) контроль готовой  продукции;

         3. Убытки от брака деятельности, к которым относятся:

                 – внутренние:

                      а) брак;

                      б) доработка;

                      в) дополнительные разработки технической документации;

                      г) повторный контроль;

                      д) исследование проблем;

                      е) уценка;

                 – внешние:

          а) платежи (возмещение) вследствие материального  или имущественного ущерба;

          б) гарантии и бесплатный сервис.

         В соответствии с концепцией МС ИСО  серии 9000, эффективность деятельности в системе качества оценивается  по ее способности предупреждать  возможные несоответствия. Исходя из этого, затраты на обеспечение качества можно разделить на две группы: полезные (1,2) и бесполезные (в которые  необходимо включить такую группу затрат, как бесполезно нужные). К полезным затратам будут относиться те, которые  направлены на предупреждение несоответствий, к бесполезным ¾ все остальные затраты.

         Для наиболее удобного способа учета  затраты необходимо распределить по центрам.

         Цель  учета по центрам состоит в  накоплении данных о затратах по каждому  центру ответственности таким образом, чтобы отклонение от сметы могло  быть отнесено на ответственное лицо. Применение этого метода облегчает  понимание причин возникновения  затрат.

         Для использования системы учета  затрат на обеспечение качества на основе постоянных правил и тем самым  обеспечения возможности сравнения  данных по периодам разработана схема  учета и анализа затрат, позволяющая производить учет расходов в отдельных областях производства соответственно критериям и счетным документам.

         Финансовые  отчеты о деятельности по управлению качеством регулярно представляют руководству для проверки и увязки с другими экономическими показателями, с целью оценки соответствия и  эффективности системы качества, выявления дополнительных областей, требующих внимания и совершенствования, установления целей улучшения качества и сокращения затрат на последующий  период.

         Таблица 3.

    Затраты на предупреждение дефектов за 2008-2009 гг.

    Наименование  затрат
    За 2008 год сумма, тыс. руб.
    За 2009 год
    сумма, тыс. руб.
    удельный вес  в обороте, %
    удельный вес  в общих затратах, %
    Управление  службой обеспечения качества
    1 856
    2 168
    0,03
    0,04
    Сертификация  продукции
    2 991
    0
    0,00
    0,00
    Внешний аудит
    4 337
    0,07
    0,08
    Отборная оценка и проверка поставщиков
    0
    0
    0,00
    0,00
    Контроль проекта
    8 854
    9 215
    0,14
    0,17
    Уход за средствами
    4 895
    5 421
    0,08
    0,10
    Обучение по обеспечению качества и контроля
    3 067
    7 589
    0,12
    0,14
    Мотивация качественного  труда
    0
    2 168
    0,03
    0,04
    Итого затрат на предупреждение дефектов
    21 663
    30 899
    0,48
    0,57
   
    За 2007 год
    Итого затрат на предупреждение дефектов
 
    21 663
    0,37
    0,43
 

         Общие затраты на обеспечение качества в 2009 г. составили 168 047 тыс. р., увеличившись по сравнению с 2008 г. на 13 789 тыс. р. или на 8,9%.  

         Таблица 4.

    Затраты на контроль и оценку уровня качества

    Наименование  затрат
    За 2007 год сумма, тыс. руб.
    За 2008 год
    сумма, тыс. руб.
    удельный вес  в обороте, %
    удельный вес  в общих затратах, %
    Контроль опытного образца и испытания
    7 741
    8 673
    0,14
    0,16
    Входной контроль полуфабрикатов
    12 453
    16 263
    0,25
    0,30
    Входной контроль материалов
    17 512
    21 141
    0,33
    0,39
    Внутрипроизводственный  контроль
    25 674
    22 226
    0,35
    0,41
    Контроль готовой  продукции
    18 965
    21 683
    0,34
    0,40
    Контроль средств  контроля и их ремонт
    6 146
    4 879
    0,08
    0,09
    Итого затрат на контроль и оценку уровня качества
    88 491
    94 865
    1,48
    1,75
   
    За 2007 год
    Итого затрат на контроль и оценку уровня качества
 
    88 491
    1,52
    1,76

Информация о работе Оценка качества продукции