Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономических проблем оценки качества продукции на предприятии, а также разработка направлений повышения качества промышленной продукции. Объектом исследования является одно из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ», входящее в состав Группы СУАЛ. Для осуществления цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность качества промышленной продукции, охарактеризовать экономические проблемы качества продукции и управления затратами на качество;
провести анализ качества продукции ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ»;
разработать и обосновать мероприятия, направленные на повышение качества продукции на предприятии.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, руководители подразделений представляют главному инженеру отчет о выполнении мероприятий по качеству. При невыполнении мероприятий в отчете подробно указываются причины невыполнения.
Для определения, учета и анализа затрат на качество производимой ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» продукции используется стандарт качества СК 4.21-01-03 «Затраты на качество», введенный в действие на предприятии 17 января 2003 года.
Данный
стандарт устанавливает
Стандарт качества является руководящим документом для отделов, занимающихся учетом и анализом затрат на обеспечение качества.
Цель документа ¾ выделить затраты на качество из общей суммы затрат, что в конечном итоге позволит управлять затратами на качество и планировать их.
Настоящий стандарт составлен на основе следующих документов:
Под
затратами на качество понимается совокупность
всех затрат на организационные и
технические работы по обеспечению
качества с учетом экономичности. Они
являются составной частью задач, связанных
с обеспечением качества.
Таблица 1.
Обобщенная классификация затрат на качество
|
|
|
на обеспечение качества на управление качеством |
|
единовременные |
|
непроизводительные |
|
косвенные |
|
не поддающиеся прямому учету которые экономически нецелесообразно учитывать |
|
на качество при изготовлении продукции на качество при использовании продукции |
|
на качество во вспомогательном производстве на качество при обслуживании производства |
|
фактические |
|
по производству (цеху, участку) по видам продукции |
|
процессы услуги |
|
аналитический бухгалтерский целевой |
Снижение затрат на качество легче всего происходит тогда, когда большое внимание уделяется мероприятиям по предотвращению дефектов.
Для ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» оценка затрат на обеспечение качества необходима, так как они занимают большую долю в общих затратах. Обеспечение необходимых условий для учета анализа затрат и их регламент позволят предприятию создавать наиболее конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям современного рынка.
Основным
требованием классификации
Обобщенная классификация затрат на качество представлена в табл. 1.
Данная
классификация позволяет
Для более глубокого и детального анализа затраты на качество подразделяют на группы.
Для учета и анализа затрат на качество продукции на ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» применяется следующая модель состава затрат на обеспечение качества (рис. 2).
Рис. 2. Модель состава затрат на обеспечение качества на ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ»
Из модели видно, что затраты на качество по ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ» можно разделить на три группы затрат, к которым относятся:
1.
Затраты на предупреждение
а) управление отделом обеспечения качества;
б) сертификация продукции и технологических процессов;
в) внешний аудит;
г) контроль проекта;
д) отбор, оценка и приемка поставщиков;
е) уход за средствами контроля;
ж) обучение по обеспечению качеством;
з) программу по мотивации качественного труда.
2. Затраты на контроль и оценку уровня качества, к которым относятся:
а) контроль опытного образца;
б) входной контроль;
в) межоперационный контроль;
г) контроль готовой продукции;
3. Убытки от брака деятельности, к которым относятся:
– внутренние:
а) брак;
б) доработка;
в) дополнительные разработки технической документации;
г) повторный контроль;
д) исследование проблем;
е) уценка;
– внешние:
а) платежи (возмещение) вследствие материального или имущественного ущерба;
б) гарантии и бесплатный сервис.
В соответствии с концепцией МС ИСО серии 9000, эффективность деятельности в системе качества оценивается по ее способности предупреждать возможные несоответствия. Исходя из этого, затраты на обеспечение качества можно разделить на две группы: полезные (1,2) и бесполезные (в которые необходимо включить такую группу затрат, как бесполезно нужные). К полезным затратам будут относиться те, которые направлены на предупреждение несоответствий, к бесполезным ¾ все остальные затраты.
Для наиболее удобного способа учета затраты необходимо распределить по центрам.
Цель учета по центрам состоит в накоплении данных о затратах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонение от сметы могло быть отнесено на ответственное лицо. Применение этого метода облегчает понимание причин возникновения затрат.
Для
использования системы учета
затрат на обеспечение качества на
основе постоянных правил и тем самым
обеспечения возможности
Финансовые
отчеты о деятельности по управлению
качеством регулярно
Таблица 3.
Затраты на предупреждение дефектов за 2008-2009 гг.
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
Общие
затраты на обеспечение качества
в 2009 г. составили 168 047 тыс. р., увеличившись
по сравнению с 2008 г. на 13 789 тыс. р. или
на 8,9%.
Таблица 4.
Затраты на контроль и оценку уровня качества
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|