Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение, выработка предложений и определение основных путей повышения экономической эффективности транспортно-экспедиторского обслуживания при международных перевозках на примере ООО «Арштат-Транс».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Проведение анализа экономической деятельности предприятия ООО «Арштат-Транс».
2. Оценка финансово-экономического состояния предприятия, и оценка финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Арштат-Транс».
Введение.................................................................................................................…...5
1 понятие и показатели экономической эффективности деятельности предприятия……………………………………………………7
1.1. Экономическая эффективность: сущность, показатели, критерии оценки .....7
1.2. Обобщающие показатели общей экономической эффективности….………14
2 оценка обобщающих показателей деятельности предприятия (на примере ООО «Арштат-Транс»)………………………………………….21
2.1 Характеристика предприятия ООО «Арштат- Транс»…….................…….21
2.2 Анализ производства и оказания услуг ООО « Арштат- Транс»........…….23
2.3 Анализ использования персонала предприятия ООО «Арштат- Транс»….27
2.4 Анализ использования основных и оборотных средств ООО «Арштат-Транс»…………………………………………………………………………………...31
2.5 Анализ себестоимости услуг ООО «Арштат- Транс»…….………......……37
2.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Арштат-Транс» …….………………………………………………………………….39
3 Методы повышения экономической эффективности предприятия ООО «Арштат- Транс»........................................………………43
3.1 Основные направления повышения рентабельности предприятия ООО «Арштат-Транс»...........…………………………………………………………………43
3.2 Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности ООО «Арштат-Транс»..................……………………………………………………………………….54
Заключение…............................................................................................................57
Список использованных источников.....................…
- сырье и основные материалы,
- вспомогательные материалы,
- топливо (со стороны),
- энергия (со стороны),
- амортизация основных фондов,
- заработная плата,
- отчисления на социальное страхование,
- прочие затраты, не распределенные по элементам.
Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость включает затраты данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.
Систематическое снижение себестоимости продукции дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся. Снижение себестоимости продукции – важнейший источник роста прибыли предприятий.
Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.
Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется также для согласования плана, для планирования оборотных средств и контроля за их использованием.
Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Некоторые экономисты при анализе вопросов эффективности производства пользуются понятиями «критерий» и «показатель», подразумевая, что первое отражает качественную сторону явления, а второе – количественную. Противопоставление данных понятий по отношению к обобщающему показателю эффективности аналогично, так как повышение эффективности производства имеет как качественную, так и количественную стороны, которые находятся в тесной взаимосвязи. [ 22,с. 135]
2 оценка обобщающих показателей деятельности предприятия ооо «Арштат-Транс»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Арштат-Транс»
ООО «Арштат-Транс» является обществом с ограниченной ответственностью, действует в соответствии с Законом Республики Беларусь « Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственность». Было образовано 9 июля 2003 года, номер свидетельства 1124.
Основным документом, регламентирующим деятельность предприятия, является его устав. Устав утверждается собственником или уполномоченным им органом. Устав должен содержать: указание на собственника предприятия; наименование и вид предприятия; местонахождение предприятия; цели деятельности предприятия; перечисление органов управления предприятия и их комплектацию; порядок образования и условия распоряжения имуществом предприятия; порядок распределения прибыли (дохода) предприятия; условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Общество является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный или иные счета в учреждениях банков, иметь печать, штампы и другие реквизиты со своим наименованием.
Для обозначения своей продукции Общество может разрабатывать и использовать собственный товарный знак в порядке, установленном действующим законодательством. Общество имеет право в установленном законодательством порядке использовать товарные знаки иных лиц..
Участники Общества не отвечают по обязательствам Общества, а общество не отвечает по обязательствам Участников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим уставом. Если экономическая несостоятельность (банкротство) Общества вызвана Участниками, или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для Общества указания либо иным образом определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества Общества может возлагаться субсидиарная ответственность по его обязательствам. Участники Общества не несут субсидиарной ответственности в случае признания Общества экономически несостоятельным (банкротом) по не зависящих от них причинам.
Общество имеет право создавать унитарные предприятия с правами юридического лица, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее пределами, участвовать в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществах и товариществах, а также в объединениях и в иных юридических лицах.
Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие виды деятельности:
1) производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
2) торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
3) оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
4) деятельность прочего сухопутного транспорта;
5) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
6) рекламная деятельность;
7) осуществление транспортно-экспедиторской деятельности;
8) предоставление прочих услуг потребителям.
Общество вправе самостоятельно определять конкретные направления своей деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения соответствующей лицензии.
Структура управления ООО «Арштат-Транс» представлена на рис. 2.1
Рис. 2.1 Схема структуры управления ООО «Арштат- Транс»
Примечание. Источник: собственная разработка.
2.2 Анализ производства и оказания услуг ООО «Арштат-Транс»
Автомобильный транспорт не производит товаров, его продукцией является сам процесс перевозки, поэтому товаром транспорта являются комплексные транспортные услуги, предоставляемые клиентуре (перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование, перевозка пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и др.).
Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.
Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.
Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозка различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.
В условиях перехода к рыночным отношениям автомобильный транспорт является важнейшей частью производственной инфраструктуры.
Для повышения эффективности использования автотранспорта на предприятии необходим комплексный подход к оценке выполняемых ими транспортно-технических операций в условиях ориентации производства на конечные результаты.[30, с. 101]
Основной деятельностью, из которой ООО «Арштат-Транс» извлекает прибыль является транспортно-экспедиторская деятельность. В организации на данный момент работает четыре квалифицированных экспедитора прошедших конкурс. Так как экспедитор это тот человек, кто профессионально берет на себя заботу об отправке груза через перевозчика за счет грузоотправителя или другого лица и от своего имени. Он должен быть специалистом, который организует перевозку груза из одной страны земного шара в другую. Экспедитор должен знать, где и к кому он может обратиться с поручением на перевозку груза, на какие условия следует обратить внимание в стране отправителя, и какие предписания действуют в стране получателя, что может произойти в процессе транспортировки груза. Экспедитор должен хорошо знать преимущества используемых транспортных средств, действующие тарифы на всех видах транспорта, уровень ставки фрахта, характер и особенности перевозимого груза. Экспедитор должен быть одновременно и банковским специалистом, и специалистом по страхованию, и, частично, юристом. Поэтому при найме на работу специалистов по экспедированию предприятию приходиться проделать большую работу по выяснению навыков и качества работы желающего получить эту должность. В основном на работу принимаются люди с опытом работы не менее пяти лет в сфере экспедирования. Для передвижения товаров из страны в страну в современном мире нельзя обойтись без услуг экспедиторов. Так как в транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) входят следующие операции:
- транспортное обслуживание;
- выполнение погрузо-разгрузочных работ;
- складские операции;
- экспедиционное обслуживание:
- подготовка груза к перевозке (упаковка, маркировка);
- подготовка и оформление документов, связанных с перевозкой;
- производство расчетов (как за товар, так и за перевозку);
- обеспечение бланками и формами документов;
- выполнение различных посреднических операций;
- таможенные услуги.[26, с. 18]
На рис. 2.2 показан участок логистической цепи, на котором возникает необходимость транспортно-экспедиционных услуг, при обслуживании материальных потоков.
Рис. 2.2 Схема логистической цепи при организации международных перевозок:
Примечание: 1 — склад сырья; 2 — производство; 3 — склад готовой продукции; 4 — склад потребителя; 5 — рынок. Источник: [7, c. 61]
Эта схема подходит больше к экспедиторским услугам которые выполняются между областями одной страны. Она на порядок проще, чем схема организации международных перевозок с участием экспедиторов.
Рассмотрим примерную схему организации международных перевозок с участием экспедиторов Республики Беларусь в частности ООО «Арштат-Транс» (2) и западноевропейских фирм (4) (рис.2.3).
Рис. 2.3 Примерная схема организации международных автомобильных перевозок
Примечание: 1) Грузоотправитель Республики Беларусь; 2) Экспедитор Республики Беларусь; 3) Автотранспортное предприятие (перевозчик); 4) Западноевропейский экспедитор; 5) Бюро экспедиторов на погранпереходах; 6) Западноевропейский грузополучатель; 7) Западноевропейский грузоотправитель; 8)Грузополучатель Республики Беларусь. Источник: [7, c. 52].
Предпосылкой для организации международных перевозок товаров является заключение договора купли-продажи между предприятиями двух государств.
Ежедневно между экспедиторами ООО «Арштат-Транс» и стран Западной Европы, стран СНГ, сотрудничающих на договорных началах, происходит обмен информацией о поступлении грузов в страну и грузах, подготовленных к отправке. Вводя в персональный компьютер данные о ходе выполнения заказа, экспедитор по номеру отправки имеет возможность немедленно получить информацию о местонахождения груза.
При осуществлении международной перевозки грузов наши экспедиторы сталкивается с двумя основными рисками:
1) неоплата организованной им перевозки заказчиком;