Методики учета расходов на предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать действующие методики бухгалтерского учета расходов и определить пути их совершенствования в условиях применения ЭВМ и международных стандартов, провести экономический анализ с целью выявления резервов экономии и путей оптимизации. Для достижения указанной цели автор стремится решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность расходов;
2. Выявить цели, задачи и основные принципы организации учета расходов;
3. Дать краткую экономическую характеристику филиалу “Общепит” Пружанского райпо;
4. Исследовать действующие методики учета расходов на предприятиях общественного питания;
5. Раскрыть сущность и значение бухгалтерской отчетности расходов как важнейшего источника информации;
6. Определить пути совершенствования учета расходов в условиях применения ЭВМ;
7. Раскрыть особенности методики анализа расходов;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.00 Кб (Скачать)

Номенклатура  расходов на предприятиях общественного  питания отражает специфические  особенности хозяйственной деятельности этой отрасли. Она отличается от номенклатуры статей издержек обращения оптовых, розничных и заготовительных  предприятий наличием статей расходов, имеющих значительный удельный вес  в затратах предприятий питания. К ним относят такие статьи как: “Износ посуды, столового белья  и малоценного инвентаря и  расходы по их содержанию”, “Расходы на топливо, газ, эл. энергию для производственных нужд”. Остальные статьи расходов имеют отличия по содержанию, удельному весу, обусловленные особенностями функций, выполняемыми предприятиями общественного питания.

Единство  экономического пространства Беларуси и России и условий хозяйственной  деятельности зависят не только от ставок налогов, но и методов расчёта  налогооблагаемой базы, возможностей предприятий пользоваться своими ресурсами  и формировать цены. Реальная практика ведения бизнеса тесно связана  с целями и порядком определения  себестоимости. Сравним правила, действующие  в наших странах (табл. 2.2)

Таблица 2.2 - Порядок включения затрат в  себестоимость продукции в Республике Беларусь и Российской Федерации

Статьи  затрат Включение в себестоимость
Республика  Беларусь Российская  Федерация
1 2 3
Амортизация основных средств и нематериальных активов Включаются  отчисления в соответствии с законодательством Включаются  отчисления, рассчитанные в соответствии с законодательством
Расходы на содержание служебного автотранспорта Включаются  расходы на содержание одной единицы  служебного легкового автотранспорта (кроме специальных автомобилей), включая ГСМ, ремонт, техосмотр и  техобслуживание. Включаются  без норм
Расходы на оплату труда Включаются  в т.ч. премии – в размере не более 30 % оклада Включаются  без норм
Командировочные расходы Включаются  по нормам, установленным законодательством Включаются  по нормам, установленным законодательством
Информационные  услуги Включаются  по нормам: 0,5 % выручки (валового дохода) Включаются  без норм
Консультационные  услуги Включаются  по нормам: 0,5 % выручки (валового дохода) Включаются  без норм
1 2 3
Управление  организацией или отдельными её подразделениями, включая ведение бухучёта Включаются  в тех случаях, когда штатным  расписанием не предусмотрены те или иные функциональные службы Включаются  в тех случаях, когда штатным  расписанием не предусмотрены те или иные функциональные службы
Рекламные услуги Включаются  по нормам Включаются  без норм
Расходы на подготовку и переподготовку кадров Включаются  в размере не более 2 % расходов на оплату труда работников за год, относимых  на себестоимость Включаются  в размере не более 4 % расходов на оплату труда
Услуги  связи Включаются  без норм Включаются  без норм
Плата за пользование электроэнергией Включатся по нормам, разрабатываемым для каждой организации  индивидуально Госкомитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Включается  без норм
Плата за пользование ссудой, проценты по кредитам, займам, векселям Включаются (кроме  процентов по просроченным и отсроченным  ссуда и ссудам, полученным на восполнение  недостатка собственных оборотных  средств и нематериальных активов) Включаются  при условии, что размер начисленных  процентов существенно не отклоняется (более чем на 20 % в любую сторону) от среднего уровня процентов, взимаемых  по долговым обязательствам, выданным в том же отчётном периоде на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом, равна ставке рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной  в 1,1 раза, – по обязательствам в  рублях, и на 15 % – по кредитам в  иностранной валюте
Страхование Включаются  страховые взносы по обязательному  страхованию (в т.ч. социальному и  медицинскому) в соответствии с законодательством. Не включаются расходы на все виды добровольного страхования. Включаются  расходы по обязательным видам страхования  в пределах страховых тарифов, утв. Законодательством РФ и международными конвенциями. При отсутствии утвержденных тарифов – в размере фактических затрат. Оплата добровольного страхования рисков и имущества включаются в размере фактических затрат.

Итак, из таблицы 2.1 видно, что основные различия касаются статей затрат, которые относятся  к управлению, сбыту, кредитованию и  страхованию, то есть расходов, определяющих конкурентные преимущества предприятия  на рынках.

Есть  и другие особенности. Так, в Российской Федерации убытки, исчисленные в  предыдущих налоговых периодах, переносятся  на будущее и уменьшают налоговую  базу текущего налогового периода в  течение 10 лет. В Беларуси половина предприятий убыточна, но ни одно из них и мечтать не смеет о  подобных поблажках, хотя некоторым  они бы смогли спасти часть скудных  средств.

Основные  положения по составу затрат определяют в Беларуси и прибыль отчётного  периода как основной финансовый результат, и базу для исчисления налога на прибыль, и порядок формирования цен. В России ограничения существуют только для целей налогового учёта. В России прибыль определяется как  доходы за вычетом всех текущих расходов. Кстати, затраты там давно не являются определяющим критерием ценообразования.

В книге  № К–23 на каждый месяц открывают  аналитический счёт, состоящий из трёх разделов.

В первом разделе производятся записи сумм по дебету счёта 44 “Издержки обращения” по статьям затрат на основании составленных мемориальных ордеров. Для каждого  мемориального ордера отводиться отдельная  графа. После записи мемориальных ордеров  за отчётный месяц подсчитывают итоги  по каждой статье издержек обращения  и записывают их в графу “Итого”.

Во втором разделе производятся записи по кредиту  счёта 44 “Издержки обращения”. Здесь  учитываются издержки обращения, списанные  в уменьшение расходов по отдельным  статьям, а также суммы издержек, списанные на финансовый результат  за текущий месяц и с начала года. Постатейные итоги из кредитовой части книги переносят в графу  “Списано в уменьшение расходов”  первого раздела на соответствующие  статьи затрат. В результате вычитания  из произведённых расходов (графа  “Итого”) сумм, списанных на их уменьшение, определяют суммы произведённых  расходов по каждой статье, которые  записывают в графу “Всего за вычетом  списаний”. Общий итог этой графы  отражает конечную сумму издержек обращения  за месяц, которая относиться к объёму проданных товаров, так и к остатку непроданных.

Третий  раздел “Расчёт доли издержек обращения  на остаток товаров” составляется с целью распределения расходов между реализованными товарами и  их остатком. В филиале “Общепит”  составляется расчёт по двум статьям  затрат, связанных с приобретением  товаров (транспортные расходы и  проценты за пользование кредитами  банка). Другие затраты в силу их незначительности, не выделяются и  в полной сумме списываются через  счёт реализации на финансовый результат. Распределение издержек обращения  между реализованными товарами и  их остатком на конец месяца осуществляют по среднему проценту.

Сумму издержек обращения на остаток товаров  на конец месяца исчисляют по следующей  методике:

1. Определяют  издержки обращения, подлежащие  распределению. Для этого суммируют  транспортные расходы, и расходы  по оплате процентов за банковский  кредит на остаток товаров  на начало месяца и произведённые  в отчётном месяце.

2. Устанавливают  сумму товаров, реализованных  в отчётном месяце и остаток  товаров на конец месяца.

3. Определяют  средний процент расходов. Его  рассчитывают делением суммы  издержек обращения отчётного  месяца и их остатка на начало  месяца на сумму товаров, реализованных  за месяц и числящихся в  остатке на конец месяца, и  умножением получившегося результата  на 100.

4. Умножением  суммы остатка товаров на конец  месяца на средний процент  указанных расходов определяется  сумма, относящаяся к остатку  нереализованных товаров на конец  месяца.

5. Определяют  сумму издержек обращения (в  части транспортных расходов  и процентов за кредит), списываемых  в отчётном периоде на реализацию.

Расчёт  суммы издержек обращения на остаток  товаров за январь рассмотрим на примере.

Пример. Издержки обращения (в части транспортных расходов и расходов по уплате процентов за кредит) на остаток товаров на начало января месяца составили 1780710 руб. (данные берём из расчёта за декабрь). Произведено за месяц расходов за вычетом списаний на сумму 2857945 руб. (данные взяты из первого раздела книги № К–23). Всего за январь реализовано товаров на сумму 142832325 руб. (берём из журнала № К–4, продажную стоимость товаров). Остаток товаров на конец января месяца по учётным ценам составляет 73353068 руб. (также берём из книги № К–4). Требуется определить сумму издержек обращения, списываемую на реализацию и приходящуюся на конец месяца.

1.  Определим средний процент издержек обращения

а) по статье Транспортные расходы 

(1274004 + 2283027) / (142832325 + 73353068) = 1,65 %

б) по статье проценты за пользование кредитами  банка процент рассчитывается аналогично, он равен 0,59 %

2.  Определим сумму издержек обращения, приходящуюся на остаток товаров

а) по 1 статье 73353068 * 1,65 / 100 = 1210326 р.

б) по 2 статье 432783 р.

3.  Определяем сумму затрат по статьям, списываемых в январе месяце на реализацию

а) по 1 статье 1274004 + 2283027– 1210326 = 2346705 р.

б) по 2 статье 842923 р.

Всего за январь месяц будет списано: 36495475 р.

Полученная  сумма проставляется в разделе  “Перечислено издержек обращения в  дебет счёта 80 “Прибыли и убытки”  по графе ‘За текущий месяц”. На сумму реализованных издержек обращения составляется мемориальный ордер № 67 (Приложение Н) и делается проводка

Д–т 46 К–т 44 36495475 р.

После составления расчёта бухгалтер  заполняет в первом разделе графу  “Итого с начала года” по всем статьям, кроме статей включённых в расчёт. “Итого с начала года” = “Всего за вычетом списаний за месяц” + “Итого с начала года” (из предыдущего месяца). “Итого с начала года” должно равняться сумме издержек обращения, списанных на финансовый результат с начала года.  

2.3 Отчётность об  издержках обращения,  как один из  важнейших источников  информации  

Для управления предприятием, оценки его финансового  положения и результатов хозяйственно-финансовой деятельности со стороны органов  государственного управления, вышестоящих  организаций, банков и кредиторов нужна  экономическая информация о состоянии  управляемого объекта. Одним из основных источников такой информации является бухгалтерская отчётность.

Бухгалтерская отчётность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период.

Отчётность  выступает как средство наблюдения пользователя за работой предприятия. Это достигается путём предоставления в сжатом виде информации об основных показателях деятельности наблюдаемого хозяйственного субъекта. Составлением бухгалтерской отчётности завершается  учётный цикл отражения активов  и пассивов. Годовая бухгалтерская  отчётность организации может предоставляться  органам государственного контроля, на которые в соответствии с законодательством  Республики Беларусь возложены функции  проверки отдельных сторон деятельности организации, а также кредиторам и другим субъектам отношений.

По данным бухгалтерской отчётности организации  анализируют: администрация, инвесторы  и вышестоящие организации –  её финансовое состояние, кредиторы  – платёжеспособность, банки –  использование и обеспеченность активами полученных кредитов, налоговые  органы – финансовые результаты деятельности, достоверность расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами.

В современных  условиях хозяйствования возросла роль бухгалтерской отчётности. Увеличение числа пользователей финансовой отчётностью, их заинтересованность в  получении достоверной информации о финансовом состоянии своих  партнёров, обуславливают значимость бухгалтерской отчётности в системе  экономической информации.

Приказом  Министерства финансов Республики Беларусь “О годовой бухгалтерской отчётности юридических лиц” утверждены следующие  формы бухгалтерской отчётности: бухгалтерский баланс (ф. №1), отчёт  о прибылях и убытках (ф. №2), отчёт  о движении фондов и других средств (ф. №3), отчёт о движении денежных средств (ф. №4), приложение к балансу (ф. №5). Состав отчётности, срок, адресность её предоставления определены Законом Республики Беларусь “О бухгалтерском учёте и отчётности”.

Для контроля за расходами, доходами организаций потребительской кооперации, а также за сохранностью кооперативной собственности Белкоопсоюзом разработана и согласована с Министерством финансов Республики Беларусь внутрисистемная бухгалтерская отчётность. Она состоит из трёх отчётных форм, составляемых за квартал, полугодие, девять месяцев, год и предоставляемых вышестоящей кооперативной организации. Филиал “Общепит” Пружанского райпо предоставляет отчёт Брестскому Облпотребсоюзу. Методические указания по её составлению разрабатывает Управление бухгалтерского учёта и отчётности Белкоопсоюза, а утверждает их Правление Белкоопсоюза.

Одной из форм внутрисистемной бухгалтерской  отчётности является Отчёт об издержках  обращения (форма № 3) (Приложение Г). Отчёт об издержках обращения  заполняют организации, осуществляющие деятельность в сфере торговли, общественного  питания, закупок и реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья. Составляют его  в тысячах рублях по данным книги  № К–23. Данные для заполнения отчёта берут из графы Итого с начала года.

Отчёт об издержках обращения составляется по статьям утверждённой номенклатуры текущих расходов. Затраты и расходы  отражают по видам деятельности: оптовой  и розничной торговле, по общественному  питанию и заготовкам нарастающим  итогом с начала года. По торговле и  общественному питанию в данном отчёте отражают издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары. Итоговая сумма издержек обращения организаций, осуществляющих торговлю и общественное питание, отражённая в отчёте об издержках  обращения, должна равняться коммерческим расходам, приведённым в отчёте о  прибылях и убытках.

Информация о работе Методики учета расходов на предприятиях общественного питания