Методики учета расходов на предприятиях общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать действующие методики бухгалтерского учета расходов и определить пути их совершенствования в условиях применения ЭВМ и международных стандартов, провести экономический анализ с целью выявления резервов экономии и путей оптимизации. Для достижения указанной цели автор стремится решить следующие задачи:
1. Определить экономическую сущность расходов;
2. Выявить цели, задачи и основные принципы организации учета расходов;
3. Дать краткую экономическую характеристику филиалу “Общепит” Пружанского райпо;
4. Исследовать действующие методики учета расходов на предприятиях общественного питания;
5. Раскрыть сущность и значение бухгалтерской отчетности расходов как важнейшего источника информации;
6. Определить пути совершенствования учета расходов в условиях применения ЭВМ;
7. Раскрыть особенности методики анализа расходов;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.00 Кб (Скачать)

Расходы, начисленные предприятиями общественного  питания в счёт предстоящих поступлений, доходов в последующих периодах, в издержки отчётного периода  не включаются и устанавливаются  обособленно как расходы будущих  периодов.

Предприятия общественного питания в целях  равномерного отражения предстоящих  расходов в составе издержек обращения  отчётного периода могут создавать  резервы предстоящих расходов и  платежей. За счёт отчислений относимых  на издержки обращения и производства, могут создаваться следующие  резервы: на предстоящую оплату отпусков, резервы на ремонт основных средств  и другие.

4. Правильное  разграничение по местам их  возникновения и статьям установленной  номенклатуры;

Так, номенклатура статей издержек обращения и производства включает 23 статьи для предприятий  потребительской кооперации. Предприятия  других отраслей, имеющие в своей  структуре торговое подразделение, для учёта издержек обращения  имеют право сокращать и расширять  перечень статей в пределах затрат, предусмотренных типовым “Положением  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг)”. Однако при этом должно соблюдаться  единство учётной и отчётной номенклатуры издержек обращения.

5. Своевременное  представление информации необходимой  для оценки эффективности и  принятия управленческих решений;

Так, организация  учёта должна предусматривать построение такой системы учёта и отчётности по издержкам обращения, которая  служила бы надёжным источником их анализа, как для обнаружения  неиспользованных резервов, так и  для составления обоснованных плановых заданий на будущее.

6. Контроль  и анализ исполнения на предприятии  смет расходов;

Сметы издержек обращения устанавливаются  по абсолютной сумме и относительному уровню с учётом достижений за истекший период и использования возможностей по дальнейшему снижению затрат.

7. Контроль за закономерностью включения сумм в состав издержек обращения;

8. Правильное  составление расчёта доли издержек  обращения на остаток товаров;

9. Правильное  исчисление суммы издержек обращения,  относящихся к реализованным  товарам и подлежащих перечислению  на финансовые результаты;

10. Правильная  организация аналитического учёта  издержек обращения;

11. Разработка  мероприятий по снижению уровня  издержек обращения;

Для того чтобы финансовая отчётность субъекта хозяйствования была доступна для понимания, она должна быть составлена в соответствии с общими требованиями, сформулированными  в качестве принципов бухгалтерского учёта. Следование таким требованиям  позволяет гарантировать качество учётной информации. В бухгалтерском учёте издержек обращения в отечественной практике придерживаются следующих принципов:

1.  Адекватность доходов и расходов отчётного периода.

Этот  принцип предусматривает отнесение  затрат на издержки обращения того отчётного периода, когда они  фактически имели место и документально  были подтверждены независимо от времени  их оплаты или соответствовали доходам, для извлечения которых были они  произведены.

Адекватность  доходов и расходов отчётного  периода обеспечивается за счёт распределения  издержек обращения между реализованными товарами и их остатком на конец  месяца. Затраты по хранению и реализации товаров и административные расходы  не подлежат распределению и относятся  на реализованные товары. В формировании финансового результата отчётного  периода принимают издержки, приходящиеся на реализованные товары.

2.  Единство учётной и отчётной номенклатуры издержек обращения.

Состав  расходов, относимых на издержки обращения, определяет Министерство финансов Республики Беларусь. Белкоопсоюзом разработана и согласована с Министерством финансов ведомственная номенклатура статей издержек обращения для организации торговли, общественного питания и заготовок потребительской кооперации. В бухгалтерском учёте и отчётности организаций потребительской кооперации применяется единая номенклатура статей издержек обращения.

3.  Оценка товаров по себестоимости.

Законом Республики Беларусь “О бухгалтерском  учёте и отчётности” предусмотрено, что товарно-материальные ценности в бухгалтерском учёте отражаются по фактической стоимости. В фактическую  стоимость остатка товаров на предприятиях общественного питания  включают их стоимость по покупным ценам и расходы по приобретению. Фактическая стоимость реализованных  товаров включает их стоимость по покупным ценам, а также расходы  по приобретению и реализации, относящиеся  к проданным товарам.

Цель, задачи и принципы учёта издержек обращения  на предприятии реализуются через  учётную политику. В приказе об учётной политике организации предусматривают  порядок создания резервов предстоящих  расходов, распределения расходов по отчётным периодам, между реализованными товарами и их остатком, а также  другие особенности учёта издержек обращения.

1.3 Краткая экономическая  характеристика филиала  “Общепит” Пружанского райпо

Филиал  “Общепит” является структурным  подразделением Пружанского райпо Брестского Облпотребсоюза. В своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, положениями, действующими в потребительской кооперации, несет ответственность за результаты своей деятельности в соответствии с законодательством, имеет счета в банке, печать, не является юридическим лицом. Основной задачей филиала является более полное обеспечение обслуживаемого населения продукцией собственного производства. Предприятие общественного питания занимается производственно – торговой деятельностью, реализует покупные товары и вино – водочные изделия, собственную продукцию, производит соление и копчение рыбы, занимается заготовкой сельско – хозяйственной продукции и дикорастущих ягод и грибов.

В состав филиала “Общепит” входит 30 предприятий, 16 столовых, 4 кулинарии, 5 баров, 1 ресторан, 4 кафе; всего 995 посадочных мест; открываются  сезонные торговые точки.

1 июля 2010 года филиал “Общепит” был  присоединен к филиалу “Продтовары”  Пружанского райпо.

В целях  более глубокого изучения финансово  – хозяйственной деятельности предприятия  общественного питания проведем анализ его финансового положения, используя такие источники информации как “Бухгалтерский баланс” (форма  №1) (приложение А, Б), “Отчет о прибылях и убытках” (форма №2) (приложение В), “Отчет об издержках обращения” (форма №3) (приложение Г).

Основные  показатели филиала “Общепит” Пружанского райпо приведены в таблице 1.2

Таблица 1.2 - Показатели деятельности филиала  “Общепит” Пружанского райпо за первые полугодия 2009/2010 гг.

Показатели За первые полугодия Отклонение (+,-) Темп роста, %
2009 2010    
1. Выручка-нетто от реализации товаров  (продукции и услуг):        
1.1. в действующих ценах, тыс. р. 544194 397430 -146764 73,03
1.2. в сопоставимых ценах, тыс.  р. 544194 335214 -208980 61,60
2. Валовой доход:        
2.1. Сумма, тыс. р. 200976 150708 -49568 75,25
2.2. в % к товарообороту 36,80 37,92 1,12 103,04
3. Налоги и другие обязательные  платежи, взимаемые за счет  валового дохода:        
3.1. Сумма, тыс. р. 12017 9012 -3005 74,99
3.2. в % к товарообороту 2,21 2,27 0,06 102,69
4. Издержки обращения:        
4.1. Сумма, тыс. р. 212775 191741 21034  
4.2. в % к товарообороту 39,10 48,25 9,15 123,39
5. Прибыль от реализации товаров  (продукции и услуг):        
5.1. Сумма, тыс. р. -24516 -50045 -25529 204,13
5.2. в % к товарообороту -4,51 -12,59 -8,09 279,51
6. Внереализационные и другие доходы, тыс. р. 6781 3772 -3009 55,63
7. Внереализационные и другие расходы, тыс. р. 437 2881 2444 659,27
8. Прибыль отчетного периода, тыс.  р. -18071 -49125 -31054 271,84
9. Налог из прибыли и иные  обязательные платежи, тыс. р. - 2856 -2856 -
10. Рентабельность, %        
10.1. собственного капитала -4,14 -17,9 -13,76 432,37
10.2. совокупного капитала -9,34 -9,42 -0,08 100,86
11. Число посадочных мест в общественном  питании 1316 995 -321 75,61
12. Товарооборот на 1 посадочное место,  тыс. р. 413,5 399,4 -14,09 96,59
13. Среднегодовые товарные запасы, тыс. р. 67788 64425 -3363 95,04
14. Время обращения товаров, дни 22 29 7 130,14
15. Скорость обращения товаров, раз 8,02 6,17 -1,85 76,93
17. Среднесписочная численность работников, чел. 175 141 -34 80,57
18. Производительность труда, тыс.  р. 3109,68 2818,65 -291,03 90,64

Из таблицы 1.2 видно, что выручка-нетто от реализации продукции в действующих ценах  за первое полугодие 2010 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 146764 тыс. руб., что  составляет 73,03 %. На развитие выручки  большое влияние оказало повышение  цен на товары. Средний индекс цен  на товары в 1-ом полугодии 2010 года составил 1,1856. Следовательно, за счет ценового фактора  выручка снизилась на 280980 тыс. руб., что составляет 61,60 % к фактической  выручке прошлого года.

Сумма валового дохода в отчетном периоде  по сравнению с прошлым снизилась  на 49568 тыс. руб. На изменение валового дохода отрицательно повлияло уменьшение объема выручки. Издержки обращения  в первом полугодии 2010 года по сравнению  с первым полугодием 2009 года возросли на 21034 тыс. руб., что и обусловило повышение их уровня на 9,15 % к выручке. Сумма относительного перерасхода  составила 36365 тыс. руб. (397430 * 9,15 / 100). В  филиале увеличился убыток от реализации продукции и убыток отчетного периода в динамике на 25529 тыс. руб. и 31054 тыс. руб. соответственно. Наблюдается снижение рентабельности используемого капитала, так как рост активов и постоянных источников их формирования опережает рост прибыли отчетного периода. В результате произошло сокращение рентабельности собственного и совокупного капитала в 4 раза и 1 раз соответственно. В филиале товары в первом полугодии 2010 года обновились 6,17 раз, что на 1,85 раза меньше, чем в первом полугодии 2009 года, это говорит о том, что товарные запасы оборачиваются очень медленно. Время обращения увеличилось на 7 дней. Сокращение численности и выручки привело к уменьшению производительности труда в динамике на 291,03 тыс. руб.

В процессе анализа финансовой устойчивости филиала  важно установить изменение суммы  и структуры его имущественного комплекса и источников их формирования. В таблице 1.3 проведен анализ динамики и структуры активов филиала  “Общепит”, а также источников их формирования.

Таблица 1.3 - Информация о динамике и структуре  имущества филиала “Общепит”  Пружанского райпо за первые полугодия 2009/2010 гг.

Разделы баланса За первые полугодия Отклонение (+,-)  
2009 2010  
сумма, тыс.. уд. вес, % Сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. Уд. вес, %  
  АКТИВ

1.  Внеоборотные активы

2.  Оборотные активы

435465

194942

69,08

30,92

331294

190077

63,54

36,46

-104174

-4865

-5,54 

5,54

  Итого активов 630407 100 521371 100 -109036 -
  ПАССИВ

1.  Собственный капитал

2.  Долгосрочные обязательства

3.  Краткосрочные обязательства

436900

-

193507

69,30

-

30,70

275315

-

246056

52,81

-

47,19

-161585

-

52549

-16,49

-

16,49

  Итого источников формирования активов 630407 100 521371 100 -109036 -
                             

Из таблицы 1.3 видно, что в составе имущества  филиала внеоборотные активы занимают наибольший удельный вес, их доля снизилась с 69,08 % на 01.07.2009 года до 63,54 % на 01.07.2010 года. При этом их сумма снизилась на 104174 тыс. руб. Оборотные активы также снизились в абсолютной сумме, хотя их доля увеличилась в общей сумме имущества филиала на 5,54 %.

Снижение  источников финансирования на 82,7 % вызвано, прежде всего, снижением суммы собственного капитала на 63,02 % или 161585 тыс. руб. Его  доля уменьшилась с 69,30 % на 01.07.2009. года до 52,81 % на 01.07.2010 года. Также выявлена тенденция к увеличению доли заемных средств на 16,49 %, что с одной стороны свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости и повышении финансовых рисков, а с другой – об активном перераспределении доходов от кредиторов к предприятию должнику.

В таблице 1.4 проведен анализ динамики и соответствия теоретически допустимым значениям  показателей ликвидности, которые  раскрывают реальную и прогнозную платежеспособность филиала “Общепит” за первые полугодия 2009/2010 гг.

Таблица 1.4 - Информация о  ликвидности филиала  “Общепит” Пружанского райпо за первые полугодия 2009/2010 гг.

  Показатели За первые полугодия Темп  роста 

% или  отклонение (+,-)

  2009 2010
  1. Оборотные  активы всего, тыс. р.

в том  числе:

194942 190077 97,5
  1.1. Денежные  средства, тыс. р. 5237 9480 181,0
  1.2. Краткосрочная  дебиторская задолженность, тыс.  р. 47418 51463 108,5
  2. Краткосрочные  обязательства

в том  числе:

193507 246056 127,2
  3. Собственный  оборотный капитал 1435 -55979 -39
  4. Показатели ликвидности:      
  4.1. Коэффициент  абсолютной ликвидности      
  - фактически 0,027 0,039 0,012
  - норматив 0,200 0,200  
  4.2. Коэффициент  промежуточной ликвидности      
  - фактически 0,272 0,248 -0,024
- норматив 0,400 0,400    
4.3. Коэффициент текущей ликвидности        
- фактически 1,007 0,772 -0,235  
- норматив 1,111 1,111    
4.4. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными средствами        
- фактически 0,007 -0,295 -0,302  
- норматив 0,100 0,100    
4.5. Коэффициент соотношения собственного  оборотного капитала и краткосрочных  обязательств        
- фактически 0,007 -0,228 -0,235  
- норматив 0,111 0,111    
                 

Информация о работе Методики учета расходов на предприятиях общественного питания