Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:59, лекция
Важным условием эффективного управления деятельностью фирмы является оптимальное формирование и контроль за соотношением между тремя группами важнейших экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия- издержками, объемом реализации продукции и прибылью.
П = = Vрп1* Смд1 – А1.
П = Vрп2* Смд 2– А2.
Vрп1* Смд1 – А1 = Vрп2* Смд2 – А2.
Тогда объем продаж равен:
Vрп = А2– А1
Смд2-Смд1 .
4.2.Методика маржинального анализа прибыли .
В последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики формирования прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.
По методике факторного анализа прибыли в отечественной практике обычно используют следующую модель:
П=VРП(Ц-С),
где П—сумма прибыли;
VРП — количество (масса) реализованной продукции;
Ц— цена реализации;
С
— себестоимость единицы
При этой исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных затрат (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйсвенного аппарата и др.) остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:
П=VРП( p – b )-А,
где b — переменные затраты на единицу продукции;
А — постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.
Для анализа влияния факторов
используется метод цепных
Базовая прибыль при фактическом объеме продаж:
Пусл1=VРП1( p0– b0 )-А0.
Фактическая прибыль при базовых затратах:
Пусл2=VРП1( p1– b0 )-А0.
Фактическая прибыль при базовых постоянных затратах:
Пусл1=VРП1( p1– b1 )-А0.
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ = П1 – П0
В том числе за счет изменения:
1)количества реализованной продукции
Пvрп =
Пусл1 - Ппр
2)цены реализации
Пц =
Пусл2 – Пусл1
3) переменных затрат
Пb =
Пуслз – Пусл2
4)суммы постоянных затрат
Пa =Пф-Пуcлз
При сравнении результатов анализа прибыли по отечественной и зарубежной методике более сильное влияние оказывает объем продаж, а затраты соответственно меньше, фактор цены имеет одинаковое значение. Следовательно, рассматриваемая зарубежная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов, т.к. она учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
В случае многономенклатурного производства Используется следующая формула, расчет по которой аналогичен:
П=∑VРПi*УДi(
pi – bi )-А
4.2.Методика маржинального анализа рентабельности .
Действующая методика анализа рентабельности, используемая в отечественной практике также не учитывает взаимосвязь «затраты — объем — прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
При
анализе рентабельности затрат одного
вида продукции в зарубежных странах
используют следующую факторную модель:
Ri = Пi =VРПi (pi – bi) – Ai
Зi
VРПi * bi+ Ai
Тогда :
∆ Ri VРП = Ri усл1- Ri 0
∆
Ri p = Ri усл2- Ri усл1
∆ Ri b = Ri усл3- Ri усл2
∆
Ri A = Ri1 - Ri усл3
Riусл1 = Пiусл1 =VРПi1 (pi0 – bi0) – Ai0
Зi усл1 VРПi1 * bi0+
Ai0
Riусл2 = Пiусл2 =VРПi1 (pi1 – bi0) – Ai0
Зi усл2 VРПi1 * bi0+
Ai0
Riусл3 = Пiусл2 =VРПi1 (pi1 – bi1) – Ai0
Зi усл2 VРПi1 * bi1+
Ai0.
При
анализе рентабельности общих затрат
(издержек ) при многономенклатурном
производстве в зарубежных странах используют
следующую факторную модель:
R = П =∑VРПi *УДi *(pi – bi) – Ai
З
∑ VРПi *УДi * bi+
Ai
Тогда :
1)изменение рентабельности затрат за счет объема продукции
∆
R VРП = R усл1- R 0
2)
изменение рентабельности
∆
R УД = R усл2- R усл1
3)изменение
рентабельности затрат за счет
цены
∆
R p = R усл3- R усл2
4)изменение рентабельности затрат за счет переменных затрат
∆ R b = R усл4- R усл3
5)изменение рентабельности затрат за счет постоянных затрат
∆
R A = R1 - R усл4
Riусл1= Пусл1 =∑VРПобщ1 *УДi0 *(pi0 – bi0 ) – Ai0
З усл1
∑ VРПобщ1 *УДi0 * b0i+
Ai0
Riусл2 = Пусл2 =∑VРПобщ1 *УДi1 *(pi0 – bi0 ) – Ai0
З усл2 ∑ VРПобщ1 *УДi1
* b0i+ Ai0
Riусл3 = Пусл3 =∑VРПобщ1 *УДi1 *(pi1 – bi0 ) – Ai0
З усл2 ∑ VРПобщ1 *УДi1*
b0i+ Ai0
Riусл4= Пусл4=∑VРПобщ1 *УДi1 *(pi1 – bi1 ) – Ai0
З усл3 ∑ VРПобщ1 *УДi1
* b1i+ Ai0
При анализе рентабельности продаж используются следующие факторные модели:
Для одного изделия - Ri = Пi =VРПi (pi – bi) – Ai
Зi
VРПi * bi+ Ai
Общая рентабельность продаж R = П =∑VРПi *УДi *(pi – bi) – Ai
При анализе
капитала используется следующая факторная
модель:
Ri = БП=Прп+ВФР
kL В/Коб
Информация о работе Маржинальный анализ издержек компании (фирмы)