Маржинальный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в нашей стране активно развивается экономика, и большую долю здесь занимает развитие предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, работ или услуг. Основной миссией хозяйственной деятельности предприятий является извлечение прибыли, что невозможно себе представить без финансового обеспечения текущего процесса работы. Успех фирмы на рынке во многом зависит от состояния финансов и качественного планирования их движения.

Цель настоящей курсовой работы определить как влияет на управленческие решения финансовый и маржинальный анализ предприятия. Определить основные принципы построения финансового планирования организации, их источники и важность в деятельности любой организации.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 293.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время в нашей стране активно развивается экономика, и большую долю здесь занимает развитие предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, работ или услуг. Основной миссией хозяйственной деятельности предприятий является извлечение прибыли, что невозможно себе представить без финансового обеспечения текущего процесса работы. Успех фирмы на рынке во многом зависит от состояния финансов и качественного планирования их движения.

     Важным  этапом управления финансами является планирование всех денежных потоков, поскольку планирование обеспечивает оптимальные возможности для успешной деятельности:

     обеспечение всех видов деятельности необходимым объемом денежных ресурсов;

     обеспечение эффективного вложения капитала;

     обеспечение постоянной платежеспособности предприятия;

     соблюдение  интересов контрагентов, инвесторов, акционеров и государственных инстанций.

     Финансовое планирование позволяет извлечь из стратегических целей реальные показатели, отсекает нежизнеспособные и нерентабельные проекты, просчитывает возможности привлечения внешних инвестиций для развития. Разработка и формирование финансового плана в разрезе перспективного, текущего и оперативного открывает широкие возможности для успешной работы.

     В условиях российского рынка, для  принятия мобильных решений, руководству  предприятия необходимо иметь оперативную информацию о предстоящих объемах реализации продукции, о балансе прихода и расхода денежных средств, и о возможной прибыли. Та же самая информация о деятельности предприятия требуется и банкирам для тщательного рассмотрения возможностей инвестирования проектов. Именно эти данные содержит грамотно разработанный финансовый план предприятия.

     Цель  настоящей курсовой работы определить как влияет на управленческие решения финансовый и маржинальный анализ предприятия. Определить основные принципы построения финансового планирования организации,  их источники и важность в деятельности любой организации.

    Для расчета показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятий, источниками информации является бухгалтерская  и статистическая отчетность: «Баланс  предприятия» (Форма №1), «Отчет о финансовых резервах и их использовании» (Форма №2), «Отчет о движении денежных средств» (Форма №4), «Статистическая отчетность» (Форма №10-ф годовая), «Отчет об основных показателях финансовой деятельности предприятия» (Форма №1- ф «Состояние расчетов на предприятиях»).

    Представленное  расчетное задание выполнено  на основе данных ДХООО ЦС «Связькомплекс».

 

1. Основы маржинального анализа в рыночной экономике

    1.1 Сущность, цели и задачи маржинального анализа

 

         Маржинальный анализ (marginal analysis) - анализ себестоимости продукции или услуг, эффективности принимаемых решений с применением метода калькуляции по прямым затратам.

        Методика маржинальный анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.

     Маржа покрытия - это выручка минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль.

     Главная цель маржинального анализа предприятия – формирование общей финансовой картины предприятия,  необходимой для полноценного принятия правильных управленческих решений при использовании в текущей деятельности и развития предприятия в будущем. Движение финансов имеет четкую структуру, и понимание их динамики позволяет руководителю компании обнаружить наиболее прибыльное и убыточное звено в деятельности.  

     Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) позволяет:1

  • более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
  • определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;
  • установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
  • исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  • обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

     Проведение  маржинального анализа, основанного на соотношении «затраты - объем - прибыль», требует соблюдения ряда условий, таких, как:

  • необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

    1.2  Методы и методология маржинального анализа

     Методика  маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

     Методика  факторного анализа  прибыли, применяемая в нашей стране, предполагает использование следующей модели:

     П = VРП(p – с),

     где VРП - физический объем продаж; р - цена реализации; с - себестоимость единицы продукции.

     При этом исходят из предположения, что  все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

     Для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

     П = VPП (р – b) – А,

     где    р — цена изделия; b - переменные затраты на единицу продукции; А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

     Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли.

     Методика  анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

     Для изучения влияния факторов на изменение  суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

     

     Преимущество  методики маржинального анализа  прибыли состоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

    Методика  маржинального анализа  показателей рентабельности

 

     Методика  анализа рентабельности, применявшаяся  и применяемая на многих предприятиях, изложенная в п. 6.5, также не учитывает взаимосвязь «затраты – объем—прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

     Так, например, рентабельность i-го вида продукции

     вместо  рассчитывается по формуле

     Рентабельность  производственной деятельности предприятия

     вместо  рассчитывается по формуле

     Аналогично  строятся формулы при расчете  рентабельности по обороту.

     Расчет  и сравнение полученных результатов  показывает, что они значительно  различаются. По традиционной методике объем продаж не оказывает влияния  на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

    1.3 Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений

 

     Большую роль в принятии управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

     Данный  метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

     В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

     Маржинальный  доход предприятия — это выручка  минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

     Маржинальный  анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

     Основные  возможности маржинального анализа состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

     С помощью маржинального анализа  обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Информация о работе Маржинальный анализ