Маржинальный анализ издержек компании (фирмы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:59, лекция

Описание работы

Важным условием эффективного управления деятельностью фирмы является оптимальное формирование и контроль за соотношением между тремя группами важнейших экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия- издержками, объемом реализации продукции и прибылью.

Работа содержит 1 файл

Затраты, Безубыт., Фин.рез.(1).doc

— 168.50 Кб (Скачать)
 

  2.4. Анализ себестоимости  отдельных видов  продукции.

  Для более глубокого анализа затрат на производство и реализацию продукции  необходимо проводить анализ себестоимости  отдельных видов продукции.

  В отечественной практике используется следующая факторная модель: 

  Сед i= Zi / ВП i  ( руб/шт). 

  В зарубежных странах используется такая  факторная модель: 

  Сед i= а + bi *VВПi   a i       + bi ,

                   VВПi             VВПi

              где a i – сумма постоянных затрат , отнесенная на  i-ый вид продукции;

             bi - сумма переменных затрат на   единицу i-ого вида продукции; 

           VВПi – объем выпуска i-ого вида продукции .

  Себестоимость единицы продукции зависит от следующих факторов:

  • объем выпуска продукции;
  • переменные затраты ;
  • уровень постоянных затрат.

   Зависимость себестоимости единицы  продукции от этих факторов можно  изобразить на рисунке 2.1.

  

                                                                                    
 
 
 
 

  Рисунок 2.1 Зависимость себестоимости единицы  продукции от объема выпуска продукции.

  Анализ  этих факторов проводят используя метод  цепных подстановок. Для  этого воспользуемся  таблицой 2.3, в которой производится расчет условных показателей и влияния  факторов на общий объем затрат на производство и реализацию продукции.

  Таблица 2.3- Анализ себестоимости единицы  продукции

  Себестоимость единицы продукции
  Объема  выпу

  ска продукции

  
  Постоянные

  затраты

  Переменные

  затраты

  По  плану на плановый  выпуск

    продукции: Сед i 0  a i 0  + bi 0,

                                            VВПi0

 
  План
 
  План
 
  План
  По  плану , пересчитанному на

  фактический объем выпуска

    продукции: Сед i усл1  a i 0  + bi 0,

                                                  VВПi1

 
  Факт
 
  План
 
  План
  Фактические при плановых

  переменных  затратах: Сед i усл2= a i 1 + bi 0

                                                               VВПi1

 
  Факт
 
  Факт
 
  План
  Фактические: Сед i 1  a i 1 + bi 1

                                                 VВПi1

 
  Факт
 
  Факт
 
  Факт
  Расчет  факторов   Zобщусл1-

  - Zобщ0

  Zобщусл2-

  - Zобщусл1

  Zобщ1-

  - Zобщусл2

  .

  2.5. Анализ затрат  по центрам ответственности.  Методика пооперационного  анализа себестоимости  продукции. 

  Анализ  затрат по центрам ответственности  основывается на планировании и учете затрат в этом разрезе. Главная цель анализа по центрам ответственности – выявление резервов роста прибыли за счет повышения активности менеджеров на всех уровнях.

  С этой целью сторого регламентируются функции каждого руководителя на всех уровнях и соответствующим образом формируются  и отражаются  затраты в планах и отчетах фирмы. В некоторых случаях ответственность за опредеелнную статью затрат может быть разделена между несколькими центрами. Например, менеджер цеха несет ответственность за количество использованного сырья, а менеджер отдела закупок несет ответственность за качество и цену этого сырья.

  При определении центров ответственности  за определенный вид затрат руководствуются  следующими нормами:

  1. если менеджер может контролировать объем и цену услуг, то он ответственен за все затраты по их осуществлению;
  2. если менеджер может контролировать объем услуг, но не их цену,  то он отвечает только за те различия между фактическими и запланированными расходами, которые вызваны изменением количества потребленных услуг;
  3. если менеджер не может контролировать ни их объем услуг, ни их цену, то расходы будут неуправляемыми и ответственности за них менеджер не несет.

  Очень важно при этом, чтобы была справедливо  возложена ответственность за расходы на тех лиц, которые обладают полномочиями контроля.

  Ежемесячно  составляются отчеты об исполнении сметы  по центрам ответственности. Выглядят они примерно так.

    Отчет цеха 1

  Статьи  затрат   По смете   Отклонения   Причины отклонения
  Материалы   500   +10   Изменения рецептуры сырья
  Оплата  труда   150   -2   Повышение производительности

    труда

  Энергия   50   +5   Рост  цен на энергоносители
  Прочие  расходы   100   +7    
  Итого   800   +20    
 

  Отчет директора

  Цехи  и отделы   По смете   Отклонения
  Цех 1   800   +20
  Цех 2   1500   -50
  Отдел закупок   200   +10
  Отдел сбыта   300   -15
  Административные  расходы   600   +25
  Итого   3400   -10
 

  На  самом низком уровне отчеты наиболее детальны, с повышением уровня детализация  снижается.

  Отчеты  по выполнении сметы сопровождаются пояснительной запиской, в которой раскрываются причины отклонений от сметы по каждой статье затрат и принимаемые корректировочные меры.

  Такая организация планирования, учета  и анализа затрат по центрам ответственности  повышает трудоемкость учетно-аналитического процесса, но и значительно повышает ответственность руководителя каждого уровня за снижеение расходов, что способствует росту прибыли.

  Еще одной отличительной особенностью учета и анализа в зарубежных странах является использование  пооперационого учета и анализа. Пооперационный учет и анализ основаны на идее, согласно которой продукция не является причиной возникновения затрат, этой причиной являются работы или операции, в результате которых возникает затраты.

  Концепция поглощенного метода, используемого  в отечественной практике выглядит так :

  Продукция ® Затраты.

  Концепция операционного метода, используемого  в зарубежной  практике выглядит так :

  Продукция ®Операция® Затраты.

  Согласно  этой концепции учет и анализ ведется  не только по видам продукции, но и по каждому виду работ, процессу, операции, что позволяет точнее исчислить себестоимость отдельных видов продукции, точнее определить резервы ее снижения и более обоснованно планировать принимать и управленческие решения. 

  2.6. Методика определения  резервов снижения  себестоимости продукции на основе маржинального анализа.

  Основными источниками резервов снижения себестоимости  промышленной продукции являются два  условия:

  1. увеличение объемов выпуска продукции, что ведет к снижению затрат за счет сокращения уровня постоянных затрат на единицу ( рубль) продукции;
  2. сокращение затрат на производство за счет повышения производительности труда, экономии материальных ресурсов, непроизводительных расходов и т.д.

  Величина  резервов рассчитывается по формуле:

  Р ¯С = Св – Сф = Зф - Р¯З +Зд                _ Зф

                                  VВПф + Р­VВП       VВПф, 

  Зд = S­VВПi *b iф). 

  Тема 3. Анализ окупаемости  затрат или безубыточности предприятия.

  3.1. Графический и  аналитический способы  расчета точки  критического объема реализации продукции (порога рентабельности) и зоны безопасности фирмы.

  Одним из важнейших  этапов анализа деятельности предприятия является определение точки окупаемости  затрат.

  Под точкой окупаемости понимается то натуральное количество продукции, которое должно быть реализовано для того, чтобы обеспечить предприятию полную окупаемость всех его затрат ( издержек). Натуральный объем продаж в точке окупаемости обеспечивает равенство выручки и издержек, прибыль в этой точке равна нулю.

  Таким образом, расчет точки окупаемости ( безубыточности) позволяет определить предприятию при каком объеме реализации продукции предприятие достигнет состояния безубыточности.

  Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж представляет собой зону безопасности предприятия ( зону прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

  Безубыточный  объем продаж и  зона безопасности предприятия  являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обоснования  управленческих решений, оценки деятельности предприятия,  определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист , менеджер.

  Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

  Рассмотрим  вначале аналитический способ. Формулу точки окупаемости можно вывести на основе следующего исходного экономического уравнения: 

  Выручка – Общие издержки = Прибыль.

  (В  – Иобщ=П).

  Общие издержки состоят из суммы постоянных  (Ипост) и переменных издержек (Ипер), поэтому уравнение примет следующий вид:

  В- Иперобщ -  Ипостобщ =П

  Или

  В= Иперобщ +  Ипостобщ +П.

  Выручка представляет собой произведение  натурального количество реализованной продукции (V)    и  цены единицы реализованной продукции (р). В свою очередь общие переменные издержки представляет собой произведение  натурального количество реализованной продукции (V)    и переменных издержек единицы реализованной продукции (Ипер).

  Тогда уравнение примет следующий вид: 

  V *р= Ипостобщ + V *Ипер +П.

  V *р= А + V *b +П.

  В точке окупаемости прибыль равна  нулю, т.е. сумма выручки равна  сумме общих затрат. Поэтому объем реализации продукции в точке безубыточности (окупаемости) (Ток, N без)определяется следующим образом: 

  Ток= V без=    А /   р – b.

  Это и есть формула точки окупаемости. Разность цены единицы продаваемой  продукции и переменных издержек единицы реализованной продукцииd некоторых странах называют валовой прибылью, в большинстве - ставкой маржинального дохода. Поэтому используя показатель валовой прибыли или ставки маржинального дохода формулу точки окупаемости  для предприятия , производящего один вид продукции записывают так:

Информация о работе Маржинальный анализ издержек компании (фирмы)