Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:59, лекция
Важным условием эффективного управления деятельностью фирмы является оптимальное формирование и контроль за соотношением между тремя группами важнейших экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия- издержками, объемом реализации продукции и прибылью.
Ток= V без= А / Пвал = А / СМД.
Например, цена единицы продукции составляет 10 тыс. руб., ее переменные издержки – 2 тыс.руб, а общие постоянные издержки 20000 тыс.руб. Безубыточный объем производства равен:
Ток= V без= 20000 =2500 единиц продукции.
Для
предприятия очень часто
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении как для единичного так и для многономенклатурного производства , необходимо сумму общих постоянных издержек (А) разделить на долю маржинального дохода в выручке (Дмд) ( маржинальный доход – это разница между выручкой и общими переменными издержками).
Ток= А/Дмд.
Существует также аналогичная формула, но вместо маржинального дохода в ней фигурирует коэффициент валовой прибыли ( в разных странах – по разному). Коэффициент валовой прибыли (Квп) равен отношению валовой прибыли единицы продукции к цене реализации продукции.
Ток= А/Квп.
Так как большинство предприятий занято производством и реализацией не одного, а нескольких видов изделий , то у них естественно возникает необходимость рассчитать объем безубыточности не только в стоимостном, но и в натуральном виде по изделиям. Здесь уже используется более сложная методика.
Вначале
рассчитывается точка окупаемости
в натуральном выражении
2)Ток сост.ед.= А = А
После этого количество натуральных единиц i-го вида продукции (V i), входящее в составную единицу , умножается на точку окупаемости в натуральном выражении составной единицы продукции. Составная единица продукции определяется следующим образом. Например, на предприятии выпускают 100000 пар женских и 80000 пар мужских туфель, что и является 1 составной единицей. Тогда количество пар женских туфель, соответствующих 1 составной – 100000.
3)
V безi.= Ток сост.ед* V
i.
Графический способ обычно используют
для определения зоны безопасности. По
горизонтали откладывают объем реализации
в натуральных единицах ( если на предприятии
выпускается один вид продукции ) или в
денежных единицах ( если на предприятии
выпускается несколько видов продукции
), по вертикали откладывают издержки,
прибыль, выручку. Затем на графике строят
прямые общих постоянных, переменных
издержек, их суммы, которая представляет
собой полную себестоимость реализованной
продукции. После этого строят прямую
выручки. Точка пересечения прямых выручки
и полной себестоимости реализованной
продукции и является точкой окупаемости
( точкой безубыточности, порогом рентабельности).
Объем реализации продукции , меньший
точки безубыточности приведет в получению
убытков и на графике попадает в «зону
убытков»
Диапазон деловой активности
Выручка зона прибыли Иобщ
Рисунок
3.1 – Определение точки
Графический способ очень нагляден, но такой способ расчета точки окупаемости является достаточно трудоемким. В современных условиях массового многономенклатурного производства удобнее использовать аналитический способ.
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется формула:
ЗБ = (В – Т ) / В.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ
= (V – Т ) / V.
3.2.Определение критической суммы постоянных расходов и критического уровня цены реализации.
Деление затрат на постоянные и переменные , а также использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и спрогнозировать уровень этих показателей на перспективу.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический
уровень постоянных
затрат при заданном уровне маржинального
дохода и объема продаж рассчитывается
следующим образом:
Акр=
V* (р –b) или
А=В*Дмд
Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если предприятие превысит этот уровень, то оно понесет убытки.
Например, цена изделия 40 тыс. руб, переменные затраты на единицу продукции 20 тыс. руб., возможный объем производства продукции 5000 единиц.
Акр=V* (р-b)= 5000*(40-20)= 100000 тыс.руб.
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но и убытка тоже не будет иметь. Если же постоянные затраты будут выше своего критического значения, то оно не сможет покрыть их за счет выручки.
Чтобы определить за какой период времени окупятся постоянные затраты отчетного периода надо провести следующие вычисления:
t = 12* Безубыточный объем продаж
Годовой объем продаж
Например, годовой объем продаж составляет 2000 млн. руб, постоянные издержки 300 млн. руб, прибыль 180 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.
1) Определим маржинальный доход ( Мд= выручка – переменные издержки = постоянные издержки + прибыль): Мд=300+180=480
2) Доля маржинального дохода в выручке:
Дмд= Мд / В = 480 / 2000 = 0,24
3) Безубыточный объем продаж ( сумма покрытия постоянных издержек):
Ток=А /Дмд =300 /0,24=1250 млн. руб.
4) Срок окупаемости постоянных издержек: t= 12*1250 /2000 = 7,5 месяца.
Остальные 4,5 месяца предприятие будет получать прибыль.
Как
видно, определение критического
уровня постоянных издержек является
очень ценным показателем в управленческой
деятельности. С его помощью можно
эффективнее управлять
Используя уравнение
Критический уровень переменных издержек (b) при заданном объеме продаж (V), цене (р), сумме постоянных затрат (А):
b = р – А
V
Если задана также некоторая сумма целевой прибыли:
b = р – (А + П)
V
Критический уровень цены (р) при заданном объеме продаж (V), переменных издержек (b), сумме постоянных затрат (А):
р = b + А или b = р – (А + П)
3.3. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности субъектов хозяйствования. Оценка операционного риска ( операционного левериджа).
Аналитический и графический методы определения точки окупаемости показывают, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию.
При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и ноаборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
Ток=
А / р –
b.
Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:
ЗБ = V – T= V- A/ (p-b)
V V.
Для анализа факторов точки безубыточности и зоны безопасности используется метод цепных подстановок.. Последовательно заменяется базовое значение показателя на фактическое, начиная с постоянных издержек для точки безубыточности и объема продаж для зоны безопасности, и заканчивая, переменными издержками.
Если
при многономенклатурном
Ток= А = А = А .
Дмд S(Уд i *Дмдi) S(Уд i *(рi - bi)/pi).
Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными затратами выражается показателем производственного (операционного) левериджа.
Уровень производственного левериджа определяется отношением темпов прироста валовой прибыли (прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов) ÙП% к темпам прироста объема продаж в натуральных единицах или в стоимостном выражении в сопоставимых ценах ( ÙV%):
Кп.л.= ÙП% / ÙV%.
Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объемов производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровня технической оснащенности производства.
Наиболее высокое значение левериджа имееют те предприятия, на которых отношение постоянных затрат к переменным высоко. Чем выше это значение, тем выше уровень левериджа.
4.1.
Обоснование функциональной
Как уже было рассмотрено ранее, используя уравнение безубыточности можно определять значения всех его составляющих, в том числе и прибыли, при прочих заданных величинах.
П = Vрп* (р – b) – А = Vрп* Смд – А.
Используя эту зависимость, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений , таких как различные варианты оборудования, цен, структуры производства и прочие. Т.е. в вышеприведенной формуле неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении. Следует приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму.
Информация о работе Маржинальный анализ издержек компании (фирмы)