Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:59, лекция
Важным условием эффективного управления деятельностью фирмы является оптимальное формирование и контроль за соотношением между тремя группами важнейших экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия- издержками, объемом реализации продукции и прибылью.
Тема2. Маржинальный анализ издержек компании (фирмы).
2.1. Методика определения суммы постоянных затрат субъекта хозяйствования.
Важным условием эффективного управления деятельностью фирмы является оптимальное формирование и контроль за соотношением между тремя группами важнейших экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия- издержками, объемом реализации продукции и прибылью.
Большинство решений, принимаемых в краткострочном режиме управления предприятием, основывается на изучении этого соотношения.
Первой из таких предпосылок является классификация общей суммы издержек на две части – на переменные и постоянные издержки. В основу такой классификации положен критерий зависимости величины каких-либо затрат от объема производства и реализации продукции.
Затраты, которые зависят от объема производства называют переменными. Затраты, которые не зависят от объема производства называют постоянными (условно-постоянными). Условно-постоянными их называют по причине их постоянства только в определенном диапазоне объеме производства.
К переменным издержкам относят все виды прямых материальных и трудовых затрат ( сырья, материалов, комплектующих, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата с отчислениями от нее основных производственных рабочих).
К постоянным издержкам относятся те виды потребленных ресурсов, работ и услуг, стоимость которых напрямую не зависит от объема произведенной и реализованной продукции. К таким издержкам относятся все расходы, связанные с управлением предприятием, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, реклама, а также амортизация основных средств.
Очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных издержек. Для этой цели используют различные методы:
Алгебраический метод можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (х1, х2) и соответствующих им затратах (z1,z2).
Общие затраты (Zобщ )определяют по формуле:
Zобщ= а + в*x
Где а – постоянные затараты,
в – переменные затраты на единицу продукции,
х – объем производства.
Вначале необходимо определить переменные затраты на единицу продукции (в):
В=Z1 -- Z2
Х1
– Х2.
Например, максимальный объем производства, который может освоить предприятие равен 25000 единиц, при этом затраты составляют 308000 денежных единиц. Минимальный объем производства – 13000 единиц, и соответствующие ему затраты – 200000 денежных единиц.
В=308000-200000=9
25000-130000
а= Zобщ – в*х
а=308000 – 9*25000=89000.
Графический метод состоит в следующем: на графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам , для минимального и максимального объема производства. Затем они соединяются до пересечения полученной линией оси ординат, на которой откладываются уровни издержек.
Статистический метод используется для определения постоянных и переменных затрат , при условии, если имеется достаточно большое количество наблюдений о затратах и выпуске продукции.
Например,имеются следующие данные, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1.Данные о соответствии затрат объемам выпуска.
Месяц | Объем выпуска (х) | Затраты (у) |
Январь | 115 | 61 |
Февраль | 120 | 63 |
март | 118 | 62 |
…. | ||
Декабрь | 130 | 67 |
Итого | 2380 | 820 |
Затем используется система
У=
а +в*х
n*а +в*х= S у
2
a*х
+ в*S
х= S
х*у.
Селективный
метод анализа позволяет более точно
определить сумму переменных и постоянных
затарат, но он более трудоемкий. Однако
в современных условиях использование
информационных технологий и компьютерной
техники позволяет обрабатывать любые
объемы информации, упрощает этот процесс
.Если на предприятии имеется информация
по статьям затрат за достаточно длительный
период времени, то целесообразно использовать
этот метод, разделяя статьи затрат на
постоянные и переменные.
2.2. Анализ общей суммы затрат на производство и сбыт продукции при их делении на переменные и постоянные.
По
методике анализа издержек на отечественных
предприятиях общая сумма затрат
определяется по следующей формуле:
Zобщ= SVВПi*
Сi = S
(VВП общ*Удi* Сi ).
В
зарубежных странах общая сумма
затрат определяется следующим образом:
Zобщ= S(VВПi* bi) + А = S (VВП общ*Удi* bi) +A.
На общий объем затрат на
производство и реализацию
Анализ этих факторов проводят используя метод цепных подстановок. Для этого воспользуемся таблицой 2.2, в которой производится расчет условных показателей и влияния факторов на общий объем затрат на производство и реализацию продукции.
Таблица 2.2- Анализ общего объема затрат на производство и реализацию продукцию
Затраты | Факторы изменения затрат | |||
Объема
выпу
сrа продукции |
Структура
продукции |
Переменные
затраты |
Постоянные
затраты | |
По
плану на плановый выпуск
продукции: Zобщ0= (S (VВПi 0* bi0) +A0 |
План |
План |
План |
План |
По
плану , пересчитанному на
фактический объем выпуска продукции, при сохранении плановой структуры: Zобщусл1= (S (VВПi 0* bi0)*Квп +A0 |
Факт |
План |
План |
План |
По
плану на фактический выпуск
Продукции при ее фактичкской структуре: Zобщусл2= (S (VВП i1* bi0) +A0 |
Факт |
Факт |
План |
План |
Фактические
при плановом уровне постоянных затрат:
Zобщусл3=
(S (VВП i1 * bi 1) +A0 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Фактические:
Zобщ1=
(S (VВП i1* bi1) +A1 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Расчет факторов | Zобщусл1-
- Zобщ0 |
Zобщусл2-
- Zобщусл1 |
Zобщусл3-
- Zобщусл2 |
Zобщ1-
- Zобщусл3 |
.
2.3.
Анализ затрат
на рубль продукции
с делением издержек
на переменные и постоянные.
Одним из важнейших показателей, характеризующим затраты – это затраты на руль продукции. Этот показатель является универсальным, так как позволяет избавиться от фактора инфляции и показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Т. е. если он равен 0,68 руб/руб, то это значит, что на 1 руб. выпущенной продукции затраты составили 68 коп., а прибыль 32 коп. Также показатель затрат на рубль продукции (Z1руб) может рассчитываться в любой отрасли (в торговле рассчитывают показатель «затраты на рубль товарооборота»). Его рассчитывают как отношение общей суммы затрат на производство и выпуск продукции ( Zобщ) к стоимости выпущенной продукции в действующих ценах (ВП).
По
отечественным стандартам факторная
модель будет выглядеть следующим
образом:
Z1руб = S (VВП общ*Удi* Сi ).
S (VВП общ*Удi* Цi )
По этой методике получается, что затраты на руль продукции фактически не зависит от объема производства, тогда как одна из основных экономических закономерностей – эффект масштаба производства- гласит , что с увеличением объема производства продукции происходит снижение затрат на единицу продукции ( на рубль продукции) за счет снижения величины постоянных затрат на единицу продукции ( на рубль продукции).
В
зарубежных странах используется следующая
методика:
Z1руб = S (VВП общ*Удi*bi ) +A.
S
(VВП общ*Удi* Цi ) .
На общий объем затрат на производство и реализацию продукции влияют следующие факторы:
Анализ этих факторов проводят используя метод цепных подстановок. Для этого воспользуемся таблицей 2.3, в которой производится расчет условных показателей и влияния факторов на затрат на рубль продукции.
Таблица 2.2- Анализ затрат на рубль продукцию
Затраты | Факторы изменения затрат | |||||
Объема
выпу
ска продукции |
Структура
продукции |
Переменные
затраты |
Постоянные
затраты |
Отпускные
цены на продукцию | ||
По
плану на плановый выпуск
продукции: Z1руб0 = S (VВП общi0 *bi 0 ) +A0. S (VВП общ0* Цi 0) . |
План |
План |
План |
План |
План | |
По
плану , пересчитанному на
фактический объем выпуска продукции, при сохранении плановой структуры и плановых ценах: Z1рубусл1= S (VВП общi0 bi 0 )*квп+A0. S (VВП общ0* Цi0) +DВПстр. |
Факт |
План |
План |
План |
План | |
По
плану на фактический выпуск
продукции при ее фактической структуре и плановых ценах: Z1рубусл2= S (VВП общi1 *bi 0 ) +A0. S (VВП общ1* Цi 0) . |
Факт |
Факт |
План |
План |
План | |
Фактические
при плановом
Уровне постоянных затрат и плановых ценах : Z1рубусл3 = S (VВП общi1 *bi 1 ) +A0. S (VВП общ1* Цi 0) . |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
План | |
Фактические
при
плановых ценах : Z1рубусл4 = S (VВП общi0 *bi 1 ) +A1. S (VВП общ0* Цi 0) . |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
План | |
Фактические:
Z1руб0 =
S (VВП общi1*bi 1 ) +A1. S (VВП общ1* Цi1 ) . |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт | |
Расчет факторов | Zобщусл1-- Zобщ0 | Zобщусл2-Zобщусл1 | Zобщусл3-Zобщусл2 | Zобщусл4-
- Zобщусл3 |
Zобщ1-
- Zобщусл4 |
Информация о работе Маржинальный анализ издержек компании (фирмы)