Маркетинговая стратегия развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка маркетинговых стратегий выхода ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» на международный рынок пивной продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотрение понятия и видов маркетинговых стратегий, этапов формирования;
– анализ экономического состояния ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг.
– аналитический обзор состояния пивной продукции в России и за рубежом
– определение маркетинговой стратегии выхода ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Методические основы разработки маркетинговой стратегии предприятия……………………………………………………………………....... 5
Маркетинговая стратегия: сущность, цели и задачи ..……………. 5
Принципы и основные факторы, определяющие разработку маркетинговой стратегии……………………………………………………. 8
Основные этапы формирования маркетинговой стратегии на предприятии ………………………………………………………………... 12
Глава 2. Разработка маркетинговой стратегии ОАО «Букет Чувашии» ……… 17
2.1. Общая характеристика ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии»……………… 17
2.2. Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000 – 2011 гг. …………………………………………. 24
2.3. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………………... 30
Глава 3. Направления совершенствования маркетинговой стратегии ОАО
« ЧПФ «Букет Чувашии»…………………………………………………............. 38
3.1. Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………………. 37
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии …... 43
Заключение................................................................................................................ 47
Список используемой литературы……………………………………………….. 50
Приложения………………………………………………………………………... 52

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_ek-ke_organizatsy.docx

— 126.63 Кб (Скачать)

Александр Свинов полагает, что укрупнение компаний – общемировая тенденция. «Структура нашей пивоваренной отрасли приближается к французской модели, где 87% всего выпускаемого пива контролируется тремя компаниями», – заявил Александр Свинов. По поводу открытия зонтичных ресторанов мнения аналитиков сошлись: от наличия подобных сетей в ближайшем будущем будет зависеть судьба пивоваренных компаний. «Если в ближайшее время будет принят закон о запрете распития пива на улицах, в выигрыше будут владельцы пивных ресторанов, – говорит г-жа Гранкина. – У остальных пивоварен возникнут большие проблемы с продажами, и в конечном итоге они могут оказаться вытесненными с рынка». Назвать эти компании г-жа Гранкина не смогла, но, по мнению аналитиков рынка, в наиболее выигрышном положении в этом смысле находятся компании «Балтика», «Эфес» и Sun Interbrew. «Компания «Балтика» рассматривает открытие ресторанов под собственной маркой как очень важный фактор развития бизнеса, – соглашаются в пресс-службе «Балтики». – У нас в бюджете развитие сегмента разливного пива даже стоит отдельной строкой. Кстати, в этом сегменте компания «Балтика» занимает первое место среди игроков российского рынка. Если в ближайшее время закон, запрещающий распивать пиво на улице, будет принят, наличие сети собственных кафе станет одним из основных условий выживания на рынке». Ольга Горелик.

В Россию импортируется более 300 млн. литров пива, которые формируют  рынок размером более $1 млрд. и приносят производителям более $180 млн. выручки. Также рынок импортного пива –  это более 200 предприятий, которые  представлены 400 брендами. Импорт пива включает в себя два крупных и не похожих друг на друга сегмента. Пиво из ближнего зарубежья, в основном, «Оболонь» и «Криница» придает вес натуральным объемам, а множество брендов из дальнего зарубежья вносят основной вклад в деньгах. Сегодня структура продаж меняется в пользу дорогого пива из Европы, его ассортимент активно расширяется, а бренды с небольшими объемами продаж быстро набирают вес. При этом, в отличие от российского рынка в целом, примерно 40% пива из дальнего зарубежья реализуется в HoReCa и только 60% – представлено традиционными лагерями.

Объединение европейских  пивных ассоциаций The Brewers of Europe опубликовало результаты функционирования пивного рынка в Европе в 2010 году – 27 странах Евросоюза, Швейцарии, Норвегии и Турции.

Ключевыми факторами влияющими на рынок пива, продолжают оставаться снижение потребления пива в Европе и уменьшение количества рабочих мест в пивной индустрии. По сравнению с 2008 годом (374 миллиона гектолитров), в 2010 – потребление пива упало до 343 миллионов гектолитров пива за год.

Несмотря на отрицательную  динамику, Европа продолжает оставаться одним из ведущих производителей пива в мире. Так, в 2010 году в Европе было произведено 403 миллиона гектолитров  пива, в России – 101 млн Гл пива, в Бразилии – 122 млн Гл пива, в США – 207 млн Гл пива, в Китае – 466 млн Гл пива.

Оставаться в лидерах  единой Европе помогает непрекращающийся рост количества пивоварен. За два года их количество увеличилось с 3071 (в 2008 г.) до 3638 (в 2010 г.).

При этом, в разрезе отдельных стран (приводятся государства с количеством пивоварен более 100), в Европе функционирует такое количество пивоварен:

Германия – 1325 пивоварен;

Соединенное Королевство  – 824 пивоварни;

Франция – 386 пивоварен;

Италия – 353 пивоварни;

Австрия – 172 пивоварни;

Чехия – 145 пивоварен;

Бельгия – 135 пивоварен;

Дания – 120 пивоварен;

Польша – 103 пивоварни.

По данным FAO UN за 2010 год, Россия является седьмой страной среди  потребителей импортного пива. Безусловное  лидерство сохраняют за собой  США, которые ввозят из-за рубежа на порядок выше пива, чем Россия (более  половины мирового импорта). Примерно втрое больше пива чем Россия, импортирует Великобритания. Также Россию заметно опережают Германия, Италия, Франция и Канада. При оценке объема импорта в денежном выражении Россия находится на 9 месте, пропуская вперед, кроме перечисленных стран, Ирландию и Австралию.

 

2.3. Анализ эффективности  маркетинговой деятельности ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке

Динамика производственных показателей пивоваров России в 2011 г. оставалась отрицательной на протяжении всех четырех кварталов, как и в 2009 году. Но если в предыдущем году это было вызвано общим ухудшением макроэкономической ситуации, то в отчетном – сказалось возросшее фискальное давление на отрасль.

По итогам 2011 года на российском пивном рынке выделяются 6 игроков, их доли представлены на рис. 2.1. причем две основные компании «Балтика» (37,8%) и «Инбев» (21,10%) примерно занимают 60% всего рынка. 39% занимают остальные компании «Очаково», «Эфес», «Хайникен» и «Букет Чувашии». По сравнению с прошлым годом значительных изменений в структуре пивного рынка не произошло.

Рис. 2.1 Структура российского пивного рынка в 2011 году

 

Следующий рис. 2.2 посвящён состоянию структуры производителей пива на рынке Чувашской республики.

Рис. 2.2 Доли пивоваренных компаний на территории Чувашской республики в 2011 году

Статистика показывает, что  основную долю всё-таки занимает «Букет Чувашии» – 59,55%, а остальную Балтика (19,35%), Сан Интербрю (14,90%), Хейнекен (3,30%) и Эфес (2,90 %).

В условиях возрастающей конкуренции  компании стремятся увеличить долю высокомаржинальных сортов пива, приносящих максимальную прибыль. В тоже время, компании, стремясь обеспечить широкую ассортиментную линейку своей продукции, поддерживают также и низкоценовые сегменты. Этой же позиции в отчетном году придерживалось и ОАО «Букет Чувашии».

Конкурентными преимуществами пива ОАО «Букет Чувашии» на местном рынке по-прежнему остаются традиционный вкус и соотношение качества и цены продукта.

Свои перспективы развития ОАО «Букет Чувашии» связывает с продолжением выпуска традиционных сортов пива под торговой маркой «Букет Чувашии» и сортов торговой марки «Пенная коллекция», выпускаемых в четырех видах упаковки, различных объемов – стекло, ПЭТ, кеги и жестяная банка.

В табл. 2.4 представлены розничные цены продукции основных конкурентов.

Таблица 2.4

Сравнительная характеристика продукции конкурентов

Компания производитель

Название пива, марка

плотность/алкоголь

срок хранения бут. 0,5л

Средняя розничная  цена, руб.

Бут. 0,5

Бан. 0,5

Бут. 1,5

КЕГ, литр

БАЛТИКА

Балтика № 3

12%/4,8

180 сут.

28,00

28,00

67,00

110,00

Арсенальное Крепкое

16%/7,0

180 сут.

28,00

69,00

Большая кружка Янтарное

11%/4,2

180 сут.

21,00

61,00

90,00

ЯР Крепкое

14%/7,2

180 сут.

30,00

32,00

68,50

САН ИНБЕВ

Толстяк  Доброе

12%/5,0

180 сут.

61,00

Толстяк Светлое

11%/4,5

180 сут.

58,00

Толстяк Крепкое

16%/8,2

180 сут.

65,00

Клинское Светлое

11%/4,5

180 сут.

27,00

28,00

71,00

120,00

Компания производитель

Название пива, марка

плотность/

алкоголь

срок хранения бут. 0,5л

Средняя розничная  цена, руб.

Бут. 0,5

Бан. 0,5

Бут. 1,5

КЕГ, литр

САБ МИЛЛЕР

Три богатыря Светлое

11%/4,7

180 сут.

27,50

27,50

БУКЕТ ЧУВАШИИ

Букет Чувашии

16%/6,8

200 сут.

29,00

71,00

Праздничное

13%/5,0

160 сут.

25,00

26,00

59,50

Золото

13%/5,2

160 сут.

26,00

27,00

61,50

120,00

Серебро

12%/4,7

150 сут.

26,00

27,00

61,50

Жигулевское

11%/4,5

140 сут.

22,00

60,00

95,00


 

Данные табл. 2.4 показывают, что самая высокая цена на 0,5 л. у Букет Чувашии, он составляет 29 руб., далее идёт у Балтики-28 руб. Минимальная цена в зависимости от того или иного вида пива составляет 21 руб. у компании Балтика. Если сравнивать, то цены почти на одном уровне, разница только в рублях, но и это может заинтересовать покупателя.

Сбытовая деятельность ОАО «Букет Чувашии» осуществляется несколькими каналами: отделом прямых продаж, одним местным и пятью региональными дистрибьюторами. Он представлен на рис. 2.3.

 

 

Рис. 2.3 Каналы сбыта пива в 2011 году

Основной прирост достигнут за счет прямых продаж и регионального рынка – 23,5% от общего объема продано в районах Чувашии (в 2010 г. – 23,0%) и 36,7% за пределами республики (в 2010 г. – 43,1%). Через местного дистрибьютора было реализовано 39,8% от общего объема продаж (в 2010 г. – 33,9%).

Далее посмотрим в какие регионы и в каких долях ОАО «Букет Чувашии» поставляла свою продукцию в 2010 году. Эта информация показана на рис. 2.4.

Рис. 2.4 География продаж пива в 2011 году

Как видно из рис. 2.4 основную долю составляет сама ЧР – 65,5%, далее по объёму идут следующие регионы: Нижегородская область – 6,9%, Московская область – 4,3%, Татарстан – 3,8% и др. По сравнению с прошлым годом продажи пива увеличились на 337 тыс. дал, в том числе по Чувашии увеличение продаж составило 464 тыс. дал.

Таким образом, из выше приведённых  данных можно сказать, что ОАО «Букет Чувашии» занимает свою определённую долю в Чувашской республике в среднем 57,8%. На российском рынке дела обстоят по-другому. Из-за присутствия конкурентов-гигантов производителей этой продукции, таких как «Балтика», «Очаково» и других фирм, доля чувашского производителя очень мала, но тем самым и она создаёт им конкуренцию на рынке пивной продукции. Если сравнивать цены, то разница небольшая, всего лишь в 1–2 рублях. По каналам сбыта наибольшую эффективность по продажам приносит региональная дистрибьюция, что составляет 43,1%.

На основе вышеперечисленных  данных укажем основные положительные  и отрицательные ключевые моменты, составив SWOT-анализ. SWOT-анализ является последним этапом в анализе хозяйственной деятельности корпорации ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии». Он является одним из простейших и наиболее распространенных видов анализа в маркетинге, в процессе которого перечисляются сильные и слабые стороны компании, связанные с предприятием, его продукцией, а также возможности и угрозы. Последние являются внешними факторами, которые находятся вне сферы влияния фирмы. Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений SWOT – анализ предполагает осознание и рассмотрение сильных и слабых сторон организации, определение ситуаций, представляющих угрозу для бизнеса, и благоприятных рыночных возможностей.

К сильным сторонам ОАО «Букет Чувашии» относятся:

  • высокая репутация фирмы на внутреннем рынке;
  • постоянно обновляющийся ассортимент;
  • мощная финансовая база;
  • высокая степень технической оснащенности фирмы;
  • стабильный покупательский спрос на внутреннем рынке;
  • успешные мероприятия по продвижению продукции;
  • систематический анализ потребительских предпочтений;
  • четко организованная структура корпорации;
  • широкая сбытовая сеть на территории Чувашской республики и Приволжского ФО;
  • конкурентоспособный уровень качества и цены продукции.

Слабыми сторонами корпорации являются:

  • малая известность ОАО «Букет Чувашии» в России и за границей;
  • нестабильный уровень цен на сырьё;
  • недостаточно квалифицированный персонал;
  • традиционная технология;
  • высокая себестоимость продукции;
  • дорогостоящий процесс продвижения новых изделий.
  • отсутствие выхода на международные рынки;
  • отсутствие производственных предприятий за рубежом;

Ссылаясь на сильные и  слабые стороны можно выявить  возможности и угрозы ОАО «Букет Чувашии» при выходе на международный рынок.

Возможности

Угрозы

  • ослабление законодательных

ограничений;

  • проникновение на новые рынки;
  • снижение торговых барьеров при

выходе на внешний рынок;

  • разработка товаров для новой

группы  потребителей;

  • повышение производительности

на  предприятиях;

  • позитивное изменение курса

национальной  валюты;

расширение  доли рынка.

  • достаточно сильные конкуренты;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неразвитая торговая

инфраструктура;

  • невозврат НДС;
  • валютный риск при

осуществлении ВЭД;

  • рост доли импорта в общем

объёме продаж.

Информация о работе Маркетинговая стратегия развития