Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка маркетинговых стратегий выхода ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» на международный рынок пивной продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотрение понятия и видов маркетинговых стратегий, этапов формирования;
– анализ экономического состояния ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг.
– аналитический обзор состояния пивной продукции в России и за рубежом
– определение маркетинговой стратегии выхода ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на рынок.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Методические основы разработки маркетинговой стратегии предприятия……………………………………………………………………....... 5
Маркетинговая стратегия: сущность, цели и задачи ..……………. 5
Принципы и основные факторы, определяющие разработку маркетинговой стратегии……………………………………………………. 8
Основные этапы формирования маркетинговой стратегии на предприятии ………………………………………………………………... 12
Глава 2. Разработка маркетинговой стратегии ОАО «Букет Чувашии» ……… 17
2.1. Общая характеристика ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии»……………… 17
2.2. Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000 – 2011 гг. …………………………………………. 24
2.3. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………………... 30
Глава 3. Направления совершенствования маркетинговой стратегии ОАО
« ЧПФ «Букет Чувашии»…………………………………………………............. 38
3.1. Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………………. 37
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии …... 43
Заключение................................................................................................................ 47
Список используемой литературы……………………………………………….. 50
Приложения………………………………………………………………………... 52
Александр Свинов полагает, что укрупнение компаний – общемировая тенденция. «Структура нашей пивоваренной отрасли приближается к французской модели, где 87% всего выпускаемого пива контролируется тремя компаниями», – заявил Александр Свинов. По поводу открытия зонтичных ресторанов мнения аналитиков сошлись: от наличия подобных сетей в ближайшем будущем будет зависеть судьба пивоваренных компаний. «Если в ближайшее время будет принят закон о запрете распития пива на улицах, в выигрыше будут владельцы пивных ресторанов, – говорит г-жа Гранкина. – У остальных пивоварен возникнут большие проблемы с продажами, и в конечном итоге они могут оказаться вытесненными с рынка». Назвать эти компании г-жа Гранкина не смогла, но, по мнению аналитиков рынка, в наиболее выигрышном положении в этом смысле находятся компании «Балтика», «Эфес» и Sun Interbrew. «Компания «Балтика» рассматривает открытие ресторанов под собственной маркой как очень важный фактор развития бизнеса, – соглашаются в пресс-службе «Балтики». – У нас в бюджете развитие сегмента разливного пива даже стоит отдельной строкой. Кстати, в этом сегменте компания «Балтика» занимает первое место среди игроков российского рынка. Если в ближайшее время закон, запрещающий распивать пиво на улице, будет принят, наличие сети собственных кафе станет одним из основных условий выживания на рынке». Ольга Горелик.
В Россию импортируется более 300 млн. литров пива, которые формируют рынок размером более $1 млрд. и приносят производителям более $180 млн. выручки. Также рынок импортного пива – это более 200 предприятий, которые представлены 400 брендами. Импорт пива включает в себя два крупных и не похожих друг на друга сегмента. Пиво из ближнего зарубежья, в основном, «Оболонь» и «Криница» придает вес натуральным объемам, а множество брендов из дальнего зарубежья вносят основной вклад в деньгах. Сегодня структура продаж меняется в пользу дорогого пива из Европы, его ассортимент активно расширяется, а бренды с небольшими объемами продаж быстро набирают вес. При этом, в отличие от российского рынка в целом, примерно 40% пива из дальнего зарубежья реализуется в HoReCa и только 60% – представлено традиционными лагерями.
Объединение европейских пивных ассоциаций The Brewers of Europe опубликовало результаты функционирования пивного рынка в Европе в 2010 году – 27 странах Евросоюза, Швейцарии, Норвегии и Турции.
Ключевыми факторами влияющими на рынок пива, продолжают оставаться снижение потребления пива в Европе и уменьшение количества рабочих мест в пивной индустрии. По сравнению с 2008 годом (374 миллиона гектолитров), в 2010 – потребление пива упало до 343 миллионов гектолитров пива за год.
Несмотря на отрицательную динамику, Европа продолжает оставаться одним из ведущих производителей пива в мире. Так, в 2010 году в Европе было произведено 403 миллиона гектолитров пива, в России – 101 млн Гл пива, в Бразилии – 122 млн Гл пива, в США – 207 млн Гл пива, в Китае – 466 млн Гл пива.
Оставаться в лидерах единой Европе помогает непрекращающийся рост количества пивоварен. За два года их количество увеличилось с 3071 (в 2008 г.) до 3638 (в 2010 г.).
При этом, в разрезе отдельных стран (приводятся государства с количеством пивоварен более 100), в Европе функционирует такое количество пивоварен:
Германия – 1325 пивоварен;
Соединенное Королевство – 824 пивоварни;
Франция – 386 пивоварен;
Италия – 353 пивоварни;
Австрия – 172 пивоварни;
Чехия – 145 пивоварен;
Бельгия – 135 пивоварен;
Дания – 120 пивоварен;
Польша – 103 пивоварни.
По данным FAO UN за 2010 год, Россия является седьмой страной среди потребителей импортного пива. Безусловное лидерство сохраняют за собой США, которые ввозят из-за рубежа на порядок выше пива, чем Россия (более половины мирового импорта). Примерно втрое больше пива чем Россия, импортирует Великобритания. Также Россию заметно опережают Германия, Италия, Франция и Канада. При оценке объема импорта в денежном выражении Россия находится на 9 месте, пропуская вперед, кроме перечисленных стран, Ирландию и Австралию.
2.3. Анализ эффективности
маркетинговой деятельности
Динамика производственных показателей пивоваров России в 2011 г. оставалась отрицательной на протяжении всех четырех кварталов, как и в 2009 году. Но если в предыдущем году это было вызвано общим ухудшением макроэкономической ситуации, то в отчетном – сказалось возросшее фискальное давление на отрасль.
По итогам 2011 года на российском пивном рынке выделяются 6 игроков, их доли представлены на рис. 2.1. причем две основные компании «Балтика» (37,8%) и «Инбев» (21,10%) примерно занимают 60% всего рынка. 39% занимают остальные компании «Очаково», «Эфес», «Хайникен» и «Букет Чувашии». По сравнению с прошлым годом значительных изменений в структуре пивного рынка не произошло.
Рис. 2.1 Структура российского пивного рынка в 2011 году
Следующий рис. 2.2 посвящён состоянию структуры производителей пива на рынке Чувашской республики.
Рис. 2.2 Доли пивоваренных компаний на территории Чувашской республики в 2011 году
Статистика показывает, что основную долю всё-таки занимает «Букет Чувашии» – 59,55%, а остальную Балтика (19,35%), Сан Интербрю (14,90%), Хейнекен (3,30%) и Эфес (2,90 %).
В условиях возрастающей конкуренции компании стремятся увеличить долю высокомаржинальных сортов пива, приносящих максимальную прибыль. В тоже время, компании, стремясь обеспечить широкую ассортиментную линейку своей продукции, поддерживают также и низкоценовые сегменты. Этой же позиции в отчетном году придерживалось и ОАО «Букет Чувашии».
Конкурентными преимуществами пива ОАО «Букет Чувашии» на местном рынке по-прежнему остаются традиционный вкус и соотношение качества и цены продукта.
Свои перспективы развития ОАО «Букет Чувашии» связывает с продолжением выпуска традиционных сортов пива под торговой маркой «Букет Чувашии» и сортов торговой марки «Пенная коллекция», выпускаемых в четырех видах упаковки, различных объемов – стекло, ПЭТ, кеги и жестяная банка.
В табл. 2.4 представлены розничные цены продукции основных конкурентов.
Таблица 2.4
Сравнительная характеристика продукции конкурентов
Компания производитель |
Название пива, марка |
плотность/алкоголь |
срок хранения бут. 0,5л |
Средняя розничная цена, руб. | |||
Бут. 0,5 |
Бан. 0,5 |
Бут. 1,5 |
КЕГ, литр | ||||
БАЛТИКА |
Балтика № 3 |
12%/4,8 |
180 сут. |
28,00 |
28,00 |
67,00 |
110,00 |
Арсенальное Крепкое |
16%/7,0 |
180 сут. |
28,00 |
– |
69,00 |
– | |
Большая кружка Янтарное |
11%/4,2 |
180 сут. |
21,00 |
– |
61,00 |
90,00 | |
ЯР Крепкое |
14%/7,2 |
180 сут. |
30,00 |
32,00 |
68,50 |
– | |
САН ИНБЕВ |
Толстяк Доброе |
12%/5,0 |
180 сут. |
– |
– |
61,00 |
– |
Толстяк Светлое |
11%/4,5 |
180 сут. |
– |
– |
58,00 |
– | |
Толстяк Крепкое |
16%/8,2 |
180 сут. |
– |
– |
65,00 |
– | |
Клинское Светлое |
11%/4,5 |
180 сут. |
27,00 |
28,00 |
71,00 |
120,00 | |
Компания производитель |
Название пива, марка |
плотность/ алкоголь |
срок хранения бут. 0,5л |
Средняя розничная цена, руб. | |||
Бут. 0,5 |
Бан. 0,5 |
Бут. 1,5 |
КЕГ, литр | ||||
САБ МИЛЛЕР |
Три богатыря Светлое |
11%/4,7 |
180 сут. |
27,50 |
27,50 |
– |
– |
БУКЕТ ЧУВАШИИ |
Букет Чувашии |
16%/6,8 |
200 сут. |
29,00 |
– |
71,00 |
– |
Праздничное |
13%/5,0 |
160 сут. |
25,00 |
26,00 |
59,50 |
– | |
Золото |
13%/5,2 |
160 сут. |
26,00 |
27,00 |
61,50 |
120,00 | |
Серебро |
12%/4,7 |
150 сут. |
26,00 |
27,00 |
61,50 |
– | |
Жигулевское |
11%/4,5 |
140 сут. |
22,00 |
– |
60,00 |
95,00 |
Данные табл. 2.4 показывают, что самая высокая цена на 0,5 л. у Букет Чувашии, он составляет 29 руб., далее идёт у Балтики-28 руб. Минимальная цена в зависимости от того или иного вида пива составляет 21 руб. у компании Балтика. Если сравнивать, то цены почти на одном уровне, разница только в рублях, но и это может заинтересовать покупателя.
Сбытовая деятельность ОАО «Букет Чувашии» осуществляется несколькими каналами: отделом прямых продаж, одним местным и пятью региональными дистрибьюторами. Он представлен на рис. 2.3.
Рис. 2.3 Каналы сбыта пива в 2011 году
Основной прирост достигнут за счет прямых продаж и регионального рынка – 23,5% от общего объема продано в районах Чувашии (в 2010 г. – 23,0%) и 36,7% за пределами республики (в 2010 г. – 43,1%). Через местного дистрибьютора было реализовано 39,8% от общего объема продаж (в 2010 г. – 33,9%).
Далее посмотрим в какие регионы и в каких долях ОАО «Букет Чувашии» поставляла свою продукцию в 2010 году. Эта информация показана на рис. 2.4.
Рис. 2.4 География продаж пива в 2011 году
Как видно из рис. 2.4 основную долю составляет сама ЧР – 65,5%, далее по объёму идут следующие регионы: Нижегородская область – 6,9%, Московская область – 4,3%, Татарстан – 3,8% и др. По сравнению с прошлым годом продажи пива увеличились на 337 тыс. дал, в том числе по Чувашии увеличение продаж составило 464 тыс. дал.
Таким образом, из выше приведённых данных можно сказать, что ОАО «Букет Чувашии» занимает свою определённую долю в Чувашской республике в среднем 57,8%. На российском рынке дела обстоят по-другому. Из-за присутствия конкурентов-гигантов производителей этой продукции, таких как «Балтика», «Очаково» и других фирм, доля чувашского производителя очень мала, но тем самым и она создаёт им конкуренцию на рынке пивной продукции. Если сравнивать цены, то разница небольшая, всего лишь в 1–2 рублях. По каналам сбыта наибольшую эффективность по продажам приносит региональная дистрибьюция, что составляет 43,1%.
На основе вышеперечисленных данных укажем основные положительные и отрицательные ключевые моменты, составив SWOT-анализ. SWOT-анализ является последним этапом в анализе хозяйственной деятельности корпорации ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии». Он является одним из простейших и наиболее распространенных видов анализа в маркетинге, в процессе которого перечисляются сильные и слабые стороны компании, связанные с предприятием, его продукцией, а также возможности и угрозы. Последние являются внешними факторами, которые находятся вне сферы влияния фирмы. Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений SWOT – анализ предполагает осознание и рассмотрение сильных и слабых сторон организации, определение ситуаций, представляющих угрозу для бизнеса, и благоприятных рыночных возможностей.
К сильным сторонам ОАО «Букет Чувашии» относятся:
Слабыми сторонами корпорации являются:
Ссылаясь на сильные и слабые стороны можно выявить возможности и угрозы ОАО «Букет Чувашии» при выходе на международный рынок.
Возможности |
Угрозы |
ограничений;
выходе на внешний рынок;
группы потребителей;
на предприятиях;
национальной валюты; расширение доли рынка. |
инфраструктура;
осуществлении ВЭД;
объёме продаж. |