Маркетинговая стратегия развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка маркетинговых стратегий выхода ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» на международный рынок пивной продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотрение понятия и видов маркетинговых стратегий, этапов формирования;
– анализ экономического состояния ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг.
– аналитический обзор состояния пивной продукции в России и за рубежом
– определение маркетинговой стратегии выхода ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Методические основы разработки маркетинговой стратегии предприятия……………………………………………………………………....... 5
Маркетинговая стратегия: сущность, цели и задачи ..……………. 5
Принципы и основные факторы, определяющие разработку маркетинговой стратегии……………………………………………………. 8
Основные этапы формирования маркетинговой стратегии на предприятии ………………………………………………………………... 12
Глава 2. Разработка маркетинговой стратегии ОАО «Букет Чувашии» ……… 17
2.1. Общая характеристика ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии»……………… 17
2.2. Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000 – 2011 гг. …………………………………………. 24
2.3. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………………... 30
Глава 3. Направления совершенствования маркетинговой стратегии ОАО
« ЧПФ «Букет Чувашии»…………………………………………………............. 38
3.1. Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………………. 37
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии …... 43
Заключение................................................................................................................ 47
Список используемой литературы……………………………………………….. 50
Приложения………………………………………………………………………... 52

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_ek-ke_organizatsy.docx

— 126.63 Кб (Скачать)

Управление Обществом  осуществляет Совет директоров и  единоличный исполнительный орган  Общества – генеральный директор, назначаемый Советом директоров.

Совет директоров:

  1. Председатель – Торхов Виктор Иванович, 1955 года рождения, генеральный директор ОАО «ЦИФ»;

 

Члены Совета директоров:

  1. Валеев Жяудят Ассадович, 1954 года рождения, зам. генерального директора ООО «Евроазиатский регистратор»;
  2. Круглов Дмитрий Павлович, 1974 года рождения; зам. генерального директора по правовым вопросам ОАО «Букет Чувашии»;
  3. Мешков Александр Вадимович, 1969 года рождения, директор ООО «Продторгсервис»;
  4. Мешков Олег Вадимович, 1966 года рождения, генеральный директор ОАО «Букет Чувашии»;
  5. Порядин Алексей Николаевич, 1974 года рождения, управляющий ЗАО «Агро-Инвест»;
  6. Тихонов Станислав Геннадьевич, 1970 года рождения, генеральный директор ООО «Автоколонна».

Списочная численность работников Общества на 31 декабря 2011 г. составила 659 человека, на 31.12.2010 – 625 человек.

Основными видами деятельности Общества в отчетном году оставались производство пива (81,7%), кваса (13,1%), безалкогольных напитков (1,44%), минеральной воды (0,79%) и ржаного солода (2,5%).   Товарный оборот по сравнению с прошлым  годом увеличился на 176,2 млн. руб. и  составил 2,02 миллиард рублей. На рост товарной продукции (без налогов) повлияли изменение структуры реализации продукции, а так же изменение цены.  С начала отчетного года, с целью компенсирования издержек (рост акцизов, рост цен на сырье и энергоносители), была повышена цена на пиво (на 8%), а со второго квартала была повышена цена на квас (на 7%.)  Изменение цены реализации по ржаному солоду составило 30,4%. По остальным видам продукции цены оставались без изменения.

Инновации 2011 года – пиво «Букет Чувашии «Лайт», «Солодовенный нектар «Гранат», безалкогольные напитки на сахаре «Букетик Буратино», «Букетик Груша», «Букетик Ананас», «Букетик Ириска».

Система менеджмента качества и безопасности выпускаемой пищевой  продукции, отвечает требованиям международных  стандартов, сертифицировавшись по двум международным стандартам ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (Система менеджмента качества и безопасности пищевой продукции).

Основные показатели эффективности  использования основных фондов представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Анализ эффективности  использования основных фондов, на ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг. (тыс.руб.)

Показатели

Годы

Абсолютное отклонение, (+,–)

Темп изменения, %

2010

2011

1. Выпуск пива в натуральном  выражении

4747

5095

348

107,3

2. Продажи пива в натуральном  выражении

4723

5060

337

107,1

3. Выпуск товарной продукции

1 139 675

1 206 899

67224

105,9

4. Выручка от реализации продукции,  работ и услуг

1 232 723

1 369 253

136530

111,1

5. Прибыль от реализации продукции  работ и услуг

288 315

194 693

-93622

67,5

6. Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

11,8

4,9

-6,9

41,9

7. Затраты на 1 рубль реализованной продукции

0,77

0,86

0,09

112,0


 

Показатели финансово-экономической  деятельности за отчетный период  ухудшились. Объем товарной продукции в денежном выражении и выручка от реализации продукции увеличились по сравнению с прошлым годом соответственно на 5,9% и 11%. Затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 0,09 руб. (влияние удорожания сырья), что соответственно снизило рентабельность продаж до 14,2%. Рентабельность продаж по чистой прибыли составила 4,9%, что к уровню прошлого года составляет лишь 41,9%.

Несмотря на количественное падение производства приоритетного  вида продукции – пива, объемы товарной продукции в денежном выражении  и выручки от реализации продукции  увеличились по сравнению с прошлым  годом соответственно на 11% и 15%. На уровне прошлого года остались затраты на 1 рубль реализованной продукции  и составили 0,77 руб. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась  в 1,5 раза и составила 11,8%. Фондоотдача  в 2010 году составила 3,56, по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 0,08, это говорит о том, что на каждый рубль основных средств приходится меньше выручки в среднем на 8 копеек. А фондоёмкость наоборот повысилась в отчётном году на 3,7%, основные средства использованы неэффективно.

В табл. 2.2 представлен анализ эффективности использования оборотных  средств.етинговый стратегия сегмент рынок

 

 

 

 

Таблица 2.2.

Анализ эффективности  использования оборотных средств  на ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2009–2010 гг.

Показатели

Годы

Абсолютное отклонение, (+,–)

Темп изменения, %

2010

2011

1. Дебиторская задолженность

672244

667390

-4854

99,3

  1. Кредиторская задолженность

119926

195724

75798

163,2

3.Оборачиваемость оборотных средств, дни

309

275,5

-33,5

89,1

4. Оборачиваемость запасов

61

84

23

138,4

5. Коэффициент срочной ликвидности,  коэф.

1,28

0,90

-0,38

70,3

6. Коэффициент абсолютной ликвидности,  коэф.

0,250

0,06

-0,19

24,0


 

Как видно из табл. 2.2, Дебиторская задолженность осталась на уровне прошлого года, кредиторская – увеличилась  в связи с ростом текущей задолженности перед поставщиками и ростом текущей задолженности перед бюджетом.

Оборачиваемость оборотных  средств несколько снизилась, главным  образом по причине замедления оборачиваемости  запасов (намеренное формирование запасов  по фиксированным ценам), а так  же в связи с замедлением оборачиваемости  дебиторской задолженности по статье «авансы выданные», поскольку сроки  изготовления оборудования и монтажа  в целом занимают до 9 месяцев.

Показатели ликвидности  характеризуют повышение платежеспособности предприятия. Несмотря на рост заемного капитала, его доля в валюте баланса  остается неизменной (62,6%), что не нарушает соотношение заемных и собственных средств.

Основным показателям  эффективности деятельности любого предприятия является его производительность труда. Он представлен в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3

Анализ производительности труда ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг.

Показатели

Годы

Абсолютное отклонение, (+,–)

Темп изменения, %

2009

2010

1. Выпуск товарной продукции,  тыс. руб.

1139675

1206899

67224

105,9

2. ССЧП, чел.

625

659

34

105,4

3. Производительность, тыс. руб./чел.

1 823,5

1 831,4

7,9

100,4


 

Из данных табл. 2.3 можно  сделать выводы о том, что за счёт увеличения численности персонала на 34 человека в 2011 году, т.е. на 5,4%, выпуск товарной продукции увеличился на 5,9%, тем самым произошло увеличение производительности труда на 0,4%, это говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов.

Таким образом, по основным показателям деятельности ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» развивается динамично, в 2011 году продолжила тенденцию улучшения и планирует в перспективе работать эффективнее.

 

2.2 Аналитический  обзор состояния производства  пивной продукции в России  и за рубежом за 2000–2011 гг.

Союз российских пивоваров  совместно с исследовательской  компанией «Бизнес-Аналитика» выпустил отчет о состоянии пивного  рынка в третьем квартале 2004 г. Согласно исследованию, рост производства пива в отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11,8%. Лидерами по производственным показателям последнего периода стали компании Sun Interbrew, «Балтика», «Вена», «Пивоварня Heineken». Рост объемов разливаемого этими компаниями пива за указанный период оказался порядка 20% и выше. Эксперты утверждают, что в указанный период на пивоваренном рынке наблюдались три основные тенденции – стремление компаний к укрупнению и объединению, изменение потребительских предпочтений со среднеценового пива на пиво экономкласса и класса премиум, а также создание пивоварами пивных баров и ресторанов под собственными брендами. Наличие трех основных тенденций аналитики подтверждают следующими фактами. В качестве примера стремления компаний к объединению эксперты приводят слияние челябинского завода «Золотой Урал» и санкт-петербургской «Вены», а также активную деятельность в России корпорации Heineken N.V. Недавно руководство компании заявило, что из-за ежегодного роста объема продаж на 15–20% мощности ООО «Пивоварня Heineken» в Санкт-Петербурге достигнут своего предела к 2005 г., поэтому компании требуется приобретение дополнительных производственных площадок. В августе компания Heineken N.V. приобрела заводы «Шихан» и «Волга», 1 октября объявила о подписании соглашения по покупке ООО «Собол Бир» в Новосибирске. В течение трех лет она планирует инвестировать около 120 млн евро в свои российские пивоваренные заводы и в результате захватить 7,5% пивного рынка России.

Вторая тенденция, замеченная экспертами Союза российских пивоваров  и «Бизнес-Аналитики», проявляется в том, что среднеценовое пиво в третьем квартале этого года продолжило терять свои позиции из-за роста популярности дешевых марок и в меньшей степени – за счет премиального пива. Доля дешевых сортов в июле-августе текущего года в сравнении со вторым кварталом выросла на 1 процентный пункт и составила 13,8% от общего объема рынка.

Также производители в  этом квартале сделали ставку на производство премиального пива. «Очаково» приступило к производству нового пива – «Очаково Премиум».

Sun Interbrew увеличила за первое полугодие 2004 г. продажи «Сибирской короны» на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Красноярская компания «Пикра» в сегменте «премиум» также вывела на рынок новый бренд – пиво «Легенда Красное».

За последние два года рыночная доля среднеценового пива по объему продаж сократилась на 10,2%, в то время как у премиальных и дешевых сортов этот показатель увеличился соответственно на 6,5% и 3,7%.

Третья тенденция развития пивного рынка, описанная в отчете, – особый интерес пивоваренных компаний к развитию ресторанного бизнеса  и сегмента разливного пива. Ресторанный  бизнес намерены начинать или продолжать развивать «Очаково», «Балтика», Sun Interbrew, «Ярпиво». В частности, «Очаково» недавно открыло в Белгороде первый бар на 80 посадочных мест. Подобные бары компания планирует открыть во всех городах России с численностью населения более 800 тыс. человек. SUN Interbrew совместно с ресторанной сетью «Ростик Групп» развивает сеть пивных ресторанов «Сибирская корона». Сейчас работает семь таких ресторанов: четыре в Омске, два в Новосибирске и один в Барнауле.

Аналитики называют описанные  в отчете тенденции закономерными. «То, что компании акцентировали  внимание на дисконтных и премиальных  марках, вовсе не означает, что потребитель  перестал пить среднеценовое пиво, – сказал заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Александр Троицкий. – Просто производить премиальные марки выгоднее из-за более высокой маржинальной составляющей, а постоянно растущее благосостояние населения позволяет прогнозировать растущий спрос на премиальные марки. Увеличение же производства дешевого пива вызвано активизацией деятельности пивоваренных компаний в регионах». По мнению аналитика «Альфа-Банка» Александра Свинова, эта тенденция будет продолжаться еще два-три года, пока региональный рынок не будет полностью поделен.

В компании «Балтика» подтвердили  рост производства пива экономичного и премиального сегмента, однако снижения производства среднеценового пива там не заметили. «Как пример можно привести рост производства среднеценового пива «Балтика №3», – говорит представитель пресс-службы «Балтики». – В сентябре он составил 58% по отношению к сентябрю 2003 г. Производство пива экономичного сегмента действительно растет, это касается в основном региональных марок. По сравнению с августом 2003 г. рост производства пива экономичных марок выглядит следующим образом: объем производства пива «ДВ» вырос на 189%, «Самары» – на 145%. В сегменте премиум мы также наблюдали рост производства. Опять же в сравнении с августом сентябрьские продажи пива «Парнас» выросли на 420%, «Балтики №7» – на 23%». Процесс объединения пивоваренных компаний аналитики оценивают как активный, но предрекают его скорое окончание. «Объединение и укрупнение пивоваренных компаний будет происходить еще недолго, – сказала аналитик ИК «Тройка Диалог» Виктория Гранкина. – Слишком мало осталось предприятий для будущего слияния. В частности, компания Sun Interbrew уже задумывается о строительстве, а не о приобретении новых заводов». «Пивоваренные компании, действительно, стремятся к укрупнению, так легче выживать на рынке, развивать дистрибуцию в регионах, – уверены в «Балтике». – Однако «Балтика» пока не намерена расширяться, у нас достаточно производственных мощностей – продукция пяти наших заводов охватывает все регионы России».

Информация о работе Маркетинговая стратегия развития