Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка маркетинговых стратегий выхода ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» на международный рынок пивной продукции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотрение понятия и видов маркетинговых стратегий, этапов формирования;
– анализ экономического состояния ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг.
– аналитический обзор состояния пивной продукции в России и за рубежом
– определение маркетинговой стратегии выхода ОАО «ЧПФ «Букет Чувашии» на рынок.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Методические основы разработки маркетинговой стратегии предприятия……………………………………………………………………....... 5
Маркетинговая стратегия: сущность, цели и задачи ..……………. 5
Принципы и основные факторы, определяющие разработку маркетинговой стратегии……………………………………………………. 8
Основные этапы формирования маркетинговой стратегии на предприятии ………………………………………………………………... 12
Глава 2. Разработка маркетинговой стратегии ОАО «Букет Чувашии» ……… 17
2.1. Общая характеристика ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии»……………… 17
2.2. Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000 – 2011 гг. …………………………………………. 24
2.3. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ОАО « ЧПФ «Букет Чувашии» на внутреннем рынке………………………………………... 30
Глава 3. Направления совершенствования маркетинговой стратегии ОАО
« ЧПФ «Букет Чувашии»…………………………………………………............. 38
3.1. Формирование маркетинговой стратегии выхода ОАО «Букет Чувашии» на международный рынок……………………………………………. 37
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии …... 43
Заключение................................................................................................................ 47
Список используемой литературы……………………………………………….. 50
Приложения………………………………………………………………………... 52
Управление Обществом
осуществляет Совет директоров и
единоличный исполнительный орган
Общества – генеральный директор,
назначаемый Советом
Совет директоров:
Члены Совета директоров:
Списочная численность работников Общества на 31 декабря 2011 г. составила 659 человека, на 31.12.2010 – 625 человек.
Основными видами деятельности Общества в отчетном году оставались производство пива (81,7%), кваса (13,1%), безалкогольных напитков (1,44%), минеральной воды (0,79%) и ржаного солода (2,5%). Товарный оборот по сравнению с прошлым годом увеличился на 176,2 млн. руб. и составил 2,02 миллиард рублей. На рост товарной продукции (без налогов) повлияли изменение структуры реализации продукции, а так же изменение цены. С начала отчетного года, с целью компенсирования издержек (рост акцизов, рост цен на сырье и энергоносители), была повышена цена на пиво (на 8%), а со второго квартала была повышена цена на квас (на 7%.) Изменение цены реализации по ржаному солоду составило 30,4%. По остальным видам продукции цены оставались без изменения.
Инновации 2011 года – пиво «Букет Чувашии «Лайт», «Солодовенный нектар «Гранат», безалкогольные напитки на сахаре «Букетик Буратино», «Букетик Груша», «Букетик Ананас», «Букетик Ириска».
Система менеджмента качества и безопасности выпускаемой пищевой продукции, отвечает требованиям международных стандартов, сертифицировавшись по двум международным стандартам ISO 9001:2008 и ISO 22000:2005 (Система менеджмента качества и безопасности пищевой продукции).
Основные показатели эффективности использования основных фондов представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ эффективности использования основных фондов, на ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг. (тыс.руб.)
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение, (+,–) |
Темп изменения, % | |
2010 |
2011 | |||
1. Выпуск пива в натуральном выражении |
4747 |
5095 |
348 |
107,3 |
2. Продажи пива в натуральном выражении |
4723 |
5060 |
337 |
107,1 |
3. Выпуск товарной продукции |
1 139 675 |
1 206 899 |
67224 |
105,9 |
4. Выручка от реализации |
1 232 723 |
1 369 253 |
136530 |
111,1 |
5. Прибыль от реализации |
288 315 |
194 693 |
-93622 |
67,5 |
6. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
11,8 |
4,9 |
-6,9 |
41,9 |
7. Затраты на 1 рубль реализованной продукции |
0,77 |
0,86 |
0,09 |
112,0 |
Показатели финансово-
Несмотря на количественное падение производства приоритетного вида продукции – пива, объемы товарной продукции в денежном выражении и выручки от реализации продукции увеличились по сравнению с прошлым годом соответственно на 11% и 15%. На уровне прошлого года остались затраты на 1 рубль реализованной продукции и составили 0,77 руб. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась в 1,5 раза и составила 11,8%. Фондоотдача в 2010 году составила 3,56, по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 0,08, это говорит о том, что на каждый рубль основных средств приходится меньше выручки в среднем на 8 копеек. А фондоёмкость наоборот повысилась в отчётном году на 3,7%, основные средства использованы неэффективно.
В табл. 2.2 представлен анализ
эффективности использования
Таблица 2.2.
Анализ эффективности
использования оборотных
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение, (+,–) |
Темп изменения, % | |
2010 |
2011 | |||
1. Дебиторская задолженность |
672244 |
667390 |
-4854 |
99,3 |
|
119926 |
195724 |
75798 |
163,2 |
3.Оборачиваемость оборотных средств, дни |
309 |
275,5 |
-33,5 |
89,1 |
4. Оборачиваемость запасов |
61 |
84 |
23 |
138,4 |
5. Коэффициент срочной |
1,28 |
0,90 |
-0,38 |
70,3 |
6. Коэффициент абсолютной |
0,250 |
0,06 |
-0,19 |
24,0 |
Как видно из табл. 2.2, Дебиторская задолженность осталась на уровне прошлого года, кредиторская – увеличилась в связи с ростом текущей задолженности перед поставщиками и ростом текущей задолженности перед бюджетом.
Оборачиваемость оборотных
средств несколько снизилась, главным
образом по причине замедления оборачиваемости
запасов (намеренное формирование запасов
по фиксированным ценам), а так
же в связи с замедлением
Показатели ликвидности
характеризуют повышение
Основным показателям эффективности деятельности любого предприятия является его производительность труда. Он представлен в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Анализ производительности труда ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2010–2011 гг.
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение, (+,–) |
Темп изменения, % | |
2009 |
2010 | |||
1. Выпуск товарной продукции, тыс. руб. |
1139675 |
1206899 |
67224 |
105,9 |
2. ССЧП, чел. |
625 |
659 |
34 |
105,4 |
3. Производительность, тыс. руб./чел. |
1 823,5 |
1 831,4 |
7,9 |
100,4 |
Из данных табл. 2.3 можно сделать выводы о том, что за счёт увеличения численности персонала на 34 человека в 2011 году, т.е. на 5,4%, выпуск товарной продукции увеличился на 5,9%, тем самым произошло увеличение производительности труда на 0,4%, это говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов.
Таким образом, по основным показателям деятельности ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» развивается динамично, в 2011 году продолжила тенденцию улучшения и планирует в перспективе работать эффективнее.
2.2 Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000–2011 гг.
Союз российских пивоваров совместно с исследовательской компанией «Бизнес-Аналитика» выпустил отчет о состоянии пивного рынка в третьем квартале 2004 г. Согласно исследованию, рост производства пива в отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11,8%. Лидерами по производственным показателям последнего периода стали компании Sun Interbrew, «Балтика», «Вена», «Пивоварня Heineken». Рост объемов разливаемого этими компаниями пива за указанный период оказался порядка 20% и выше. Эксперты утверждают, что в указанный период на пивоваренном рынке наблюдались три основные тенденции – стремление компаний к укрупнению и объединению, изменение потребительских предпочтений со среднеценового пива на пиво экономкласса и класса премиум, а также создание пивоварами пивных баров и ресторанов под собственными брендами. Наличие трех основных тенденций аналитики подтверждают следующими фактами. В качестве примера стремления компаний к объединению эксперты приводят слияние челябинского завода «Золотой Урал» и санкт-петербургской «Вены», а также активную деятельность в России корпорации Heineken N.V. Недавно руководство компании заявило, что из-за ежегодного роста объема продаж на 15–20% мощности ООО «Пивоварня Heineken» в Санкт-Петербурге достигнут своего предела к 2005 г., поэтому компании требуется приобретение дополнительных производственных площадок. В августе компания Heineken N.V. приобрела заводы «Шихан» и «Волга», 1 октября объявила о подписании соглашения по покупке ООО «Собол Бир» в Новосибирске. В течение трех лет она планирует инвестировать около 120 млн евро в свои российские пивоваренные заводы и в результате захватить 7,5% пивного рынка России.
Вторая тенденция, замеченная экспертами Союза российских пивоваров и «Бизнес-Аналитики», проявляется в том, что среднеценовое пиво в третьем квартале этого года продолжило терять свои позиции из-за роста популярности дешевых марок и в меньшей степени – за счет премиального пива. Доля дешевых сортов в июле-августе текущего года в сравнении со вторым кварталом выросла на 1 процентный пункт и составила 13,8% от общего объема рынка.
Также производители в этом квартале сделали ставку на производство премиального пива. «Очаково» приступило к производству нового пива – «Очаково Премиум».
Sun Interbrew увеличила за первое полугодие 2004 г. продажи «Сибирской короны» на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Красноярская компания «Пикра» в сегменте «премиум» также вывела на рынок новый бренд – пиво «Легенда Красное».
За последние два года рыночная доля среднеценового пива по объему продаж сократилась на 10,2%, в то время как у премиальных и дешевых сортов этот показатель увеличился соответственно на 6,5% и 3,7%.
Третья тенденция развития пивного рынка, описанная в отчете, – особый интерес пивоваренных компаний к развитию ресторанного бизнеса и сегмента разливного пива. Ресторанный бизнес намерены начинать или продолжать развивать «Очаково», «Балтика», Sun Interbrew, «Ярпиво». В частности, «Очаково» недавно открыло в Белгороде первый бар на 80 посадочных мест. Подобные бары компания планирует открыть во всех городах России с численностью населения более 800 тыс. человек. SUN Interbrew совместно с ресторанной сетью «Ростик Групп» развивает сеть пивных ресторанов «Сибирская корона». Сейчас работает семь таких ресторанов: четыре в Омске, два в Новосибирске и один в Барнауле.
Аналитики называют описанные в отчете тенденции закономерными. «То, что компании акцентировали внимание на дисконтных и премиальных марках, вовсе не означает, что потребитель перестал пить среднеценовое пиво, – сказал заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Александр Троицкий. – Просто производить премиальные марки выгоднее из-за более высокой маржинальной составляющей, а постоянно растущее благосостояние населения позволяет прогнозировать растущий спрос на премиальные марки. Увеличение же производства дешевого пива вызвано активизацией деятельности пивоваренных компаний в регионах». По мнению аналитика «Альфа-Банка» Александра Свинова, эта тенденция будет продолжаться еще два-три года, пока региональный рынок не будет полностью поделен.
В компании «Балтика» подтвердили рост производства пива экономичного и премиального сегмента, однако снижения производства среднеценового пива там не заметили. «Как пример можно привести рост производства среднеценового пива «Балтика №3», – говорит представитель пресс-службы «Балтики». – В сентябре он составил 58% по отношению к сентябрю 2003 г. Производство пива экономичного сегмента действительно растет, это касается в основном региональных марок. По сравнению с августом 2003 г. рост производства пива экономичных марок выглядит следующим образом: объем производства пива «ДВ» вырос на 189%, «Самары» – на 145%. В сегменте премиум мы также наблюдали рост производства. Опять же в сравнении с августом сентябрьские продажи пива «Парнас» выросли на 420%, «Балтики №7» – на 23%». Процесс объединения пивоваренных компаний аналитики оценивают как активный, но предрекают его скорое окончание. «Объединение и укрупнение пивоваренных компаний будет происходить еще недолго, – сказала аналитик ИК «Тройка Диалог» Виктория Гранкина. – Слишком мало осталось предприятий для будущего слияния. В частности, компания Sun Interbrew уже задумывается о строительстве, а не о приобретении новых заводов». «Пивоваренные компании, действительно, стремятся к укрупнению, так легче выживать на рынке, развивать дистрибуцию в регионах, – уверены в «Балтике». – Однако «Балтика» пока не намерена расширяться, у нас достаточно производственных мощностей – продукция пяти наших заводов охватывает все регионы России».