Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:21, контрольная работа
Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
- сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;
- анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;
- выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;
- передача управляющего воздействия объекту.
1. Понятие об управлении..……………………………………………………..3
2. Законы и принципы управления
2.1. Законы управления………………………………………………………7
2.2. Принципы управления…………………………………………………..9
3. Методы и функции управления
3.1. Функции управления……………………………………………………14
3.2. Методы управления…………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..19
Соотносительность системы управления означает, что субъект и объект управления должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
4) Закон зависимости эффективности решения и задач управления от объема использования информации. Закон определяет устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации. Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.
5) Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления. Этот закон отражает одно из важных требований к управлению – его оперативность.
6) Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления. Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показатели такого соответствия служат критерии эффективности. На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».
7) Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления.
8) Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами. Связи между субъектом и объектом управления могут быть прямые и обратные. Прямые связи получают свое выражение в форме команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратные связи – это команды (управляющие воздействия) от объекта к субъекту управления, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. Если в системе управления нет обратной связи или она не улавливается органом управления, то она в конечном счете может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
9)
Закон единства действий законов управления.
Суть закона в том, что протекание явлений
и процессов управления есть результирующая
разноприложенных, каждая из которых подчиняется
тому или иному закону управления. Законы
непосредственно взаимодействуют, влияя
друг на друга своими свойствами. Эффективность
управления зависит от степени активного
использования всей системы законов управления,
как и законов развития объективного мира
в целом.
2.2. Принципы управления
Принципы
управления относятся к числу
важнейших категорий
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
В
литературе нет единого подхода
к классификации принципов
Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) научность;
2) системность и комплексность;
3)
единоначалие и
4) демократический централизм;
5)
сочетание отраслевого и
Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку
Внутренняя
противоречивость образует внутреннюю
логику, создает внутренний импульс
развития. Одно из противоречий принципа
научности — противоречие теории
и практики. Оно требует использования
агрессивных научных идей (итогов
научного познания — от явления
к сущности, от сущности первого
рода, менее глубокой, к сущности
второго рода, более глубокой, и
т. д., бесконечно). Однако необходимость
организации процесса управления в
конкретных условиях, для решения
конкретных задач требует ограничения
во времени процесса познания. Это
противоречие разрешается путем
активного исследования научных
проблем управления многоцелевыми,
комплексными коллективами, максимального
использования средств
Принцип
системности и
комплексности. Этот принцип требует
одновременно и комплексного, и системного
подходов к управлению. Системность означает
необходимость использования элементов
теории больших систем, системного анализа
в каждом управленческом решении. Комплексность
в управлении означает необходимость
всестороннего охвата всей управляемой
системы, учета всех сторон, всех направлений,
всех свойств. Например, это может быть
учет всех особенностей структуры управляемого
коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных,
профессиональных, общекультурных и т.
д. Таким образом, системность означает
попытки структурировать проблемы и решения
по вертикали, комплексность — развернуть
их по горизонтали. Поэтом системность
более тяготеет к вертикальным, субординационным
связям, а комплексность — к горизонтальным,
координационным связям. Способности
руководителей при этом могут существенно
различаться, поскольку при этом предъявляются
несколько различные требования к складу
мышления, его аналитико-синтетическим
функциям.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу.
Принцип демократического централизма. Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.
Принцип единства отраслевого и территориального управления. Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рационального размещения и развития производительных сил требуют учета требований экологии, эффективности использования рабочей силы занятости населения, развития социально-бытовой инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. А это все — региональные проблемы. Любой предприниматель должен сделать для себя соответствующие выводы, вытекающие из действия принципа единства отраслевого и территориального управления. Интересы фирмы, которую он представляет, должны быть тесно увязаны с интересами местных властей жителей региона, где он собирается проявлять свою деловую активность — строить филиал предприятия, складировать и реализовывать продукцию и т. д. Местные власти и население должны быть его активными сонниками, зная, какие выгоды для региона последуют активной деятельности тех или иных фирм.
3.
Методы и функции управления
3.1. Функции управления
В
современном менеджменте
1) Прогнозирование и планирование – основа менеджмента и его первый этап. На этом этапе вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.
Прогнозирование
предшествует планированию. Оно представляет
собой исследование будущего организации,
нацеленное на решение его стратегических,
долговременных задач. По результатам
прогноза расставляются вехи плана,
определяются возможные ресурсы, оцениваются
ожидаемые условия и среда
деятельности, рыночная конъюнктура
и т. п. Источниками прогноза могут
выступать как собственные
2) Организация как функция менеджмента – это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами. Организация должна предусматривать:
– разработку обезличенной организационной схемы предприятия, обеспечивающей возможность решения его задач;
Информация о работе Контрольная работа по "Теории управления"