Комиссионная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях для прочного положения предприятия на рынке необходимо, чтобы его работа обеспечивала получение постоянного дохода в течение продолжительного периода времени. Такое положение может быть достигнуто за счет повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия на основе современной системы менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
5
1.1 Понятие, сущность экономической и социальной эффективности торговой деятельности
5
1.2 Управление сбытовой деятельностью. Особенности сбытовой деятельности магазинов комиссионной торговли
7
1.3 Стимулирование сбыта: методы и цели
11
2. АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧТУП «Чистый путь»
17
2.1 Торгово–экономическая характеристика деятельности ЧТУП «Чистый путь»
17
2.2 Анализ организации сбытовой политики предприятия
20
3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ СИСТЕМЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
28
3.1 Разработка программы по совершенствованию управления сбытовой деятельностью в ЧТУП «Чистый путь»
28
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию сбытовой деятельности ЧТУП «Чистый путь»
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

57061.docx

— 176.71 Кб (Скачать)

Показатель

2009 год (по базису)

По базису на фактическое  производство

2010 год

Факт. данные с корректировкой на изменение цен

Объем  реализации работ, услуг, млн. р.

45100

4683

54000

56400

Себестоимость реализации работ, услуг, млн. р.

38620

40087

47320

48423

Прибыль (убыток) от РП, млн. р.

6480

6743

6680

7977

Рентабельность продукции, %

16,78

16,82

14,12

16,47


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных финансовой отчетности предприятия

Уровень рентабельности продукции  зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы  продукции:

 

     (2.1)

 

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности работ и услуг ЧТУП «Чистый  путь» произведем способом цепной подстановки, используя данные таблицы 5:

 

В том числе:

за счет увеличения объема реализации услуг, работ:

за счет изменения структуры  продукции:

за счет повышения среднереализационных цен:

за счет повышения себестоимости  реализованных услуг, работ:

 

Таким образом, положительное  влияние оказало повышение объема реализации, что повысило рентабельность продукции на 0,04 процентных пункта. Также положительное влияние  оказало увеличение среднереализационных цен на 4,4 процентных пункта, этот фактор увеличил рентабельность на 1,52 процентных пункта. Изменение структуры производства привело к снижению рентабельности на 1,87 процентных пункта. Повышение  себестоимости продукции отрицательно сказалось на величине рентабельности продукции, этот фактор снизил рентабельность продукции а 2,35 процентных пункта. Общее  влияние факторов составило минус 2,66 процентных пункта.

Наибольшее положительное  влияние на изменение рентабельности оказало повышение качества продукции. Этот фактор повысил рентабельность работ ЧТУП «Чистый путь» на 0,5 процентных пункта. Положительное влияние  на рентабельность продукции оказало  также повышение цен в связи  с инфляцией, что увеличило рентабельность на 0,25 процентных пункта. Изменение  рынков сбыта продукции снизило  рентабельность на 3,41 процентных пункта.

 

2.2 Анализ организации сбытовой политики предприятия

 

Сбытовую политику предприятия  следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления  которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены.

Сбыт продукции для  предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и  материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта  окончательно определяется результат  работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение  максимальной прибыли.

Согласно классификации  каналов сбыта по Э. Доллану и  Б. Домненко магазин комиссионной торговли относится к одноуровнему каналу, поскольку само торговое предприятие  является единственным посредником  между комитентом и комиссонером, а товары, приобретаемые в магазине используются для личного пользования, рисунок 2.6.

 

Рисунок 2.6 – Каналы сбыта

 

В ЧТУП «Чистый путь» используется прямой канал сбыта и контакт с потребителем. Многие товары в магазине являются единичными, и часто приходится работать с покупателем под заказ.

Исследуемое предприятие  выполняет следующие основные функции:

- приемка товаров;

- хранение товаров;

- реализация товаров;

- доставка товаров.

Сбытовая политика предприятия  тесно взаимосвязана с торгово-технологическим  процессом. Торгово-технологический  процесс магазина состоит из следующих  этапов: приемка товаров, часть товара направляется в торговый зал и  раскладывается (вывешивается) на стеллажах (вешалах), часть товаров (аналогичная  продукция) доставляется в помещение  для хранения. После чего происходит отбор товаров покупателями и  расчет за отобранные товары. Также в магазине оказывают услуги по доставке крупногабаритных товаров (за дополнительную плату).

Этапы торгово-технологического процесса представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 - Этапы торгово-технологического процесса

Этапы

Характеристика этапа

Документы, оформляемые на этапе

1

Анализ санитарного состояния  и качества новых товаров и  товаров, бывших в употреблении поставляемых комитентами

 

2

Соглашение по условиям договора о  комиссионной продажи продукции (в  каждом случае индивидуально: сроки  уценки, оплата сроков хранения и т.п.) с комитентом

Договор о комиссионной продажи  товаров

3

Прикрепление товарных ярлыков  на продукцию

На основании условий договора

4

Оформление поступивших товаров

Регистрация в журнале прихода  товаров, приходная накладная

5

Выкладка товаров в торговом зале (по микро комплексам)

---

6

Поступление части аналогичных  товаров от одного и того же потребителя  в помещение для хранения

---

7

Осмотр и выбор товара покупателями

---

8

Расчет за покупку

Кассовый чек

9

Доставка крупногабаритных товаров

Заключение соглашения по доставке продукции

10

Расчет за купленные товары с  комитентами

На основании условий договора


 

Не все операции торгово-технологического процесса осуществляются своевременно. В связи с устаревшим и не специализированным оборудованием у предприятия не имеется возможности сразу размещать в торговом зале сданные на комиссию вещи, часть вещей задерживается на складе, а поскольку все товары представлены практически в единственном экземпляре у покупателя снижается возможность выбора продукции, что отрицательно отражается на экономических показателях.

Несмотря на это ЧТУП «Чистый путь» как единственное предприятие такого типа в городе, завоевал хорошую репутацию в городе Благовещенск и в Амурской области, об этом свидетельствует широкий круг постоянных покупателей.

Экономическую эффективность  деятельности предприятия, во многом определяет политика ценообразования. На предприятии  она сложилась в зависимости  от стоимости сданных комитентом товаров, торговых издержек.

Все товары, реализуемые  торговым предприятием (как новые, так  и бывшие в употреблении) стоят  на 30-50 % дешевле, чем в других магазинах  города. Так, например, цены на телевизоры, видео-двойки составляют 2-4 тыс. руб, в то время как в других магазинах города цена колеблется в пределах 5-60 тыс.руб.

Поскольку в рыночной экономике  главным определяющим фактором в  ценообразовании является соотношение  спроса и предложения, которое зависит  от покупательской способности населения, то руководством предприятия было принято  решение принимать на комиссию вещи в соответствии с сезоном. Сезонности наиболее подвержены: одежда, обувь  и головные уборы. Прием данной продукции  ведется строго по временным сезонам, так летом принимают сарафаны, платья; зимой: дубленки, шубы, головные уборы и т.п. продукцию.

Руководство магазина осуществляет регулирование ценовой политики за счет индивидуального подхода  при заключении договора с комитентом. Как показало наблюдение за процессом  сдачи товаров на комиссию, большинство  комитентов хотят реализовывать  свои товары по ценам сложившимся  в городе, однако данная политика не подходит для предприятия. С каждым комитентом ведется индивидуальная работа, оговариваются условия сдачи  товаров на комиссию, наценка на продукцию, условия хранения и возврата продукции комитенту.

Так, если товар, сданный  на комиссию комитентом, не реализуется  в течение 20 дней, на него осуществляется скидка от цены комитента в размере 25 %, если он также не пользуется спросом  в течение следующих 20 дней, то скидка осуществляется в размере 35 % от первоначальной цены. Если он не продается в течение  трех месяцев, то товар передается в  детский фонд как материальная помощь нуждающимся гражданам (за исключением  мебели и электробытовой техники). Данные условия не выгодны комитенту, поэтому  им предлагается, в случае если товар  не продается длительный период забрать  его назад, при этом в октябре 2007 г. было принято решение в случае возврата товара взимать с комитента 0,01 % от первоначально установленной  стоимости за хранение продукции  в магазине.

Для полноценного анализа  сбытовой деятельности предприятия, необходимо провести анализ структуры выручки  по реализуемым товарным группам, выявить  основные группы товаров, а также  проанализировать сезонность реализации групп товара, таблица 2.8.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.8 - Структура товарной продукции

Виды продукции

Выручка, тыс. руб.

Удельный вес, %

2009 г. к 2011 г., %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2009 г.

2010г.

2011 г.

Одежда

1658,2

1591,9

1395,9

19,99

20,89

20,25

84,2

Мебель

1597,0

1795,4

1758,9

19,26

23,56

25,39

110,1

Бытовая техника

2705,6

2330,9

1862,6

32,64

30,36

26,89

68,8

Головные уборы

684,0

589,6

568,2

8,26

7,17

8,2

83,1

Обувь

921,1

789,6

845,6

11,11

10,37

12,2

91,8

Прочие

724,5

586,4

489,7

8,74

7,65

7,07

67,6

Итого

8290,6

7683,7

6921,1

100

100

100

83,5


 

По всем группам товаров, кроме мебели, в динамике за три  года наблюдается снижение выручки. Увеличение продаж мебели можно объяснить  тем, что магазин начал с 2009 года сотрудничество с цехом по производству корпусной и мягкой мебели. Цены на мебель при этом остаются ниже рыночных почти в два раза, это привлекает покупателя, прибыль магазин получает за счёт объёма продаж.

Графически структура  товарной продукции за 2011 год представлена на рисунке 7.

Рисунок 2.7 - Структура товарной продукции

 

К основным группам товаров  можно отнести: одежду, мебель и бытовую  технику. Этим товарам выделена наибольшая площадь в торговом зале, так же они приносят наибольшую прибыль  предприятию. Поскольку ЧТУП «Чистый путь» продает очень разную продукцию, часть которой может использоваться повседневно, а часть – только в определенные времена года, необходимо проанализировать сезонность реализации товаров.

Для этого был определен  индекс сезонности реализации как частное  среднего уровня продаж за месяц к  общему среднему уровню.

При рассмотрении сезонности продажи одежды, видна неравномерность  поступления выручки, а соответственно и прибыли. Объяснить это можно  следующим: к зимнему периоду  времени, с октября по декабрь  происходит продажа более дорогостоящих вещей (шубы, дублёнки, и т. д.) люди готовятся к холодам и тратят больше денег, что сказывается на увеличении выручки и прибыли.

В летний период происходит спад продаж, с мая по июль, так  как продажа летней одежды не приносит большой прибыли. Для осенней  и весенней одежды пиковая активность приходится на март, август и сентябрь.

Подобную зависимость  можно проследить и при продаже  обуви, но всё же спрос на обувь  более постоянный и поэтому перепады в продаже обуви достигают 2 – 2,5раза.

Головные уборы пользуются наибольшим спросом с сентября по декабрь по сравнению с летним периодом спрос увеличивается на 80 % – 95% .

С 2009 года магазин начал продажу новой мебели, не бывшей в употреблении, но мало внимания уделялось рекламной деятельности, потребитель не был осведомлён о новом предложении магазина и поэтому спрос на мебель оставался низкий.

В июне 2010 года руководством ЧТУП «Чистый путь» был разработан медиаплан и внедрён с помощью средств массовой информации. Рекламная информация появилась в газетах: "Квартирьер", "Бизнесмен" и "Комсомольская правда". Также рекламная информация была озвучена по радио, и было дано текстовое сообщение на телевидении о предоставлении услуг, а так же о предлагаемом товаре.

После этих действий с июля 2010 года спрос на мебель увеличился в 2 раза. К маю 2011 года спрос на мебель снизился и стал соответствовать уровню 2010 года так как никакой рекламной информации в СМИ более не поступало.

Спрос на бытовую технику  с каждым годом становится ниже (рисунок 12), это происходит по причине того, что торговые фирмы и банки  стали предоставлять кредиты  населению и с каждым годом  кредитование становилось более  доступным для всех слоёв населения.

В 2011 году продажа бытовой техники, а также аудио – видео аппаратуры в ЧТУП «Чистый путь» снизилась по отношению к 2009 году в 1,5 – 2 раза.

Динамику продаж предопределяет ассортимент реализуемой продукции: чем он шире, тем больше вероятность  того, что каждый выберет себе покупку  по вкусу и по "карману". Кроме  того, у многих людей существуют предубеждения перед комиссионными  магазинами, они считают, что в  них продаются только бывшие в  употреблении вещи, но это не так. Кроме  бывших в употреблении вещей, ЧТУП «Чистый путь» предлагает своим покупателям абсолютно новые товары.

В 2009 году, когда началось сотрудничество ЧТУП «Чистый путь»с производителями мебели, под реализацию было выставлено 21 наименование товара (мебели). В 2010 году под реализацию было предложено уже 31 наименование изделий. По всем позициям (кроме кухонных гарнитуров) было проведено углубление ассортимента. Но в 2011 году пришлось отказаться от одного вида мягкой мебели, а так же одного вида кроватей, так как они пользовались очень плохим спросом, в тоже время на рынок были представлены дополнительно два вида кухонь, и был разработан новый вид комода, который сразу пришёлся по вкусу покупателю.

Информация о работе Комиссионная торговля