Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и разработка ключевых факторов успеха предприятия мясной промышленности ОАО «Курская птицефабрика» в условиях рынка, направленных на повышение его эффективности. В соответствии с целью определены следующие основные задачи:
- расширить теоретические и методические положения по проблематике использования ключевых факторов успеха организацией;
- определить экономическая сущность отраслевого рынка и основные факторы, влияющие на развитие мясоперерабатывающего предприятия на нем;
Введение……………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ
УСПЕХА В ОТРАСЛЕВОМ АНАЛИЗЕ…………………………………..5
1.1. Понятия «отрасль» и «отраслевой рынок» с точки
зрения стратегического управления…………………………………………..5
1.2. Ключевые факторы успеха как основа стратегии развития……..8
1.3. Классификация ключевых факторов успеха
по стратегическим элементам…………………………………………………11
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА
КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА……………………………………..14
2.1. Сущность модели «5 сил конкуренции» М. Портера
и ее прикладное значение……………………………………………………...14
2.2. Матрица влияния бизнес-процессов на ключевые
факторы успеха компании……………………………………………………..17
2.3. Методика проведения SWOT-анализа, опирающаяся
на набор ключевых факторов успеха…………………………………………20
3. АНАЛИЗ КФУ ОАО «КУРСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА»
НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ………………………………………………...22
3.1. Характеристика отрасли птицеводства и
ОАО «Курская птицефабрика»………………………………………………..22
3.2. Анализ стратегии ОАО «Курская птицефабрика»,
выявление ключевых факторов успеха……………………………………….25
3.3. Рекомендации по реализации отраслевой стратегии
ОАО «Курская птицефабрика»………………………………………………..29
Заключение ………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………
Ассортимент выпускаемой продукции более 380 наименований сырой и готовой продукции: мясо цыплят бройлеров, полуфабрикаты, субпродукты, колбасы, копчености, пельмени, готовые кулинарные изделия, консервы. Высокое качество продукции подтверждено знаком «100 лучших товаров России», многочисленными дипломами и медалями, Всероссийских, межрегиональных и областных выставок и конкурсов. Реализация продукции осуществляется через крупные торговые сети, собственную торговую сеть, которая включает в себя 20 фирменных магазинов и 6 оптовых терминалов в различных городах Курской области. На рынке Курской области птицефабрика реализует 70% своей продукции. «Курская птицефабрика» поставляет продукцию в различные регионы: Москва, Воронеж, Липецк, Тамбов, Белгород и др. регионы. С 2001 года птицефабрика арендовала сельскохозяйственные земли в Солнцевском и Беловском районах для самостоятельного выращивания зерновых культур и дальнейшей переработки их на комбикорм[22]. Обеспечение птицы высококачественными сбалансированными кормами – важный фактор устойчивого развития Курской птицефабрики.
Основными
тенденции развития отрасли птицеводства:
– уменьшение доли импорта из-за снижения
квот в 2009 году;
– рост цен на мясо птицы вследствие увеличения
себестоимости, в том числе, из-за удорожания
корма;
– продолжение укрупнения отрасли. В будущем слияния игроков среди производителей и мясопереработчиков продолжатся;
– замедление темпов роста рынка мяса птицы. Но в отличие от многих других сегментов, темпы прироста останутся в положительной зоне даже по пессимистическому сценарию.
3.2. Анализ стратегии ОАО «Курская птицефабрика»,
выявление
ключевых факторов успеха
Определим сильные и слабые стороны ОАО «Курская птицефабрика» по отдельным стратегическим категориям, а также возможности и угрозы, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Результаты анализа представлены в таблицах 4-7[22].
Таблица 4
Продукты | |
Сильные стороны | Присутствие
во всех ценовых сегментах товарных
групп.
Постоянная работа по обновлению и оптимизации ассортимента Лидерство на местном рынке полуфабрикатов |
Слабые стороны | Ограниченные
производственные возможности для
выпуска продукции стабильного
потребительского качества.
Более высокие цены на продукцию, чем у основного конкурента (ОАО «Суджанский мясокомбинат») Отсутствие
единого стиля в дизайне Слабая узнаваемость нового фирменного стиля |
Возможности | Рост
доходов населения и Развитие производства замороженных полуфабрикатов. Перспективы внедрения и развития новых продуктов. Лояльность потребителей к местным производителям. |
Угрозы | Установка
конкурентами более высокотехнологичного
оборудования
Стратегия конкурентов – создание собственной сырьевой базы. Переход потребителей на продукты-субституты: свинина, говядина |
Таблица 5 Дистрибуция | |
Сильные стороны | Нахождение
торговой площадки в г. Курске
Присутствие торговой базы на севере области. Продажи в соседних регионах Работа с крупными сетевыми клиентами |
Слабые стороны | Отсутствие
торговой площадки на юге области
Низкая дистрибуция по значительной части ассортимента |
Возможности | Более полный
охват Курской области.
Выход на региональные рынки. Развитие сетевой торговли |
Угрозы | Выход на курский рынок производителей из других регионов, предлагающих более выгодные условия сотрудничества. |
Таблица 6 Бренд-коммуникации | |
Сильные стороны | Известность бренда и наличие лояльных потребителей |
Слабые стороны | Слабая известность нового фирменного стиля |
Возможности | Лояльность
потребителей к местным производителям
Отстройка от конкурентов за счет смены дизайна упаковки продукции. |
Угрозы | Снижение
лояльности к продукции ОАО "Курская
птицефабрика" по причине высоких
цен, снижения качества.
Повышение маркетинговой активности конкурентов. |
Таблица 7 Цена | |
Слабые стороны | Цены
на продукцию выше средних цен
по региону.
Конкуренты устанавливают цены ниже цен на продукцию ОАО "Курская птицефабрика". |
Возможности | Снижение затрат за счет использования сырьевых резервов холдинга, модернизация производства. |
Сильные стороны | Высокая маржинальная рентабельность |
Угрозы | Снижение
объемов продаж из-за высоких цен
Дефицит на рынке сырья и рост цен на сырье |
Проектирование стратегий на основе разработанной ранее SWOT-матрицы необходимо корректировать методом матрицы влияния бизнес-процессов на КФУ ( см. Приложение 1), а также с помощью модели 5 сил конкуренции М. Портера, разработанной для ОАО «Курская птицефабрика».
Угроза появления новых конкурентов.
Барьеры на входе для разных стратегических групп различны. Невысоки, для стратегической группы местных компаний птицеводства и мясоперерабатывающего направления, и достаточно высоки для иностранных компаний. С нуля войти в отрасль на сегодняшний день практически не возможно, так как слишком велики риски. Для местных компаний - это огромные инвестиции, которые начнут приносить прибыль не раньше чем через 4-5 лет, для иностранных компаний - не надлежащее знание местного менталитета и характера покупателя.
Иностранные компании будут входить в рынок с осторожностью и поэтому пройдет 4-5 лет. Местные компании с малым опытом и малым финансированием большой конкуренции не составят.
Угроза усиления интенсивности конкуренции в отрасли.
Программа государства по развитию сельскохозяйственных производств, дала возможность быстрому насыщению рынка новыми средними фирмами-птицефабриками, как в оптовой, так и в розничной торговле. Усиление таможенного контроля, введение новых санитарных норм, государственного контроля качества подтолкнуло поставщиков этой продукции дополнительно заниматься расширением ассортимента товаров. Так же российские и иностранные компании постепенно увеличивают свое влияние, и создают свои представительства и дилерскую сеть, пока правда в оптовой торговле и мелкой розничной по безналичному расчету.
Степень угрозы: средняя.
Угроза усиления власти покупателей.
Степень угрозы очень низкая, потому что ОАО «Курская птицефабрика» ориентирует свои товары на потребителей всех сегментов рынка и социальных классов.
Угроза усиления рыночной власти поставщиков.
ОАО «Курская птицефабрика» стремится в своем развитии к полному циклу производства продукции, то есть к возможности ведения бизнеса средствами, находящимися в штате компании. На данный момент ОАО «Курская птицефабрика» занимает сильные позиции на отраслевом рынке Курской области, и потому имеет долгосрочные партнерские соглашения с региональными поставщиками из районов Курской области, во многие из которых компания инвестировала средства[5, с.31-35]. Услугами крупных российских или международных поставщиков кормов, готовой мясопродукции и других оборотных средств ОАО «Курская птицефабрика» не пользется.
Степень угрозы низкая.
На основе использованных 3 методик спроектируем стратегии 4 типов:
- стратегии вида SO – силы-возможности.
- стратегии вида ST – силы-угрозы.
- стратегии вида WO – слабости-возможности.
- стратегии вида WT – слабости-угрозы.
В таблице 8 представлены разработанные стратегии, для каждой их них указаны параметры, из которых образована стратегия. При этом использованы наиболее значимые на наш взгляд факторы.
В зависимости от целей ОАО «Курская птицефабрика» возможен выбор одной или нескольких из вышеприведенных стратегий.
Таблица 8
стратегии вида SO | стратегии вида WO |
|
|
стратегии вида ST | стратегии вида WT |
|
|
Разрабатываемая
стратегия должна быть направлена на
максимальное использование предоставляемых
возможностей и максимально возможную
защиту от угроз. Таким образом, рассмотрев
возможности ОАО «Курская птицефабрика»,
его слабые и сильные стороны, проведя
анализ угроз, исходящих из внешней среды,
и ознакомившись с основными принципами
выработки стратегии, можно определить
стратегию организации.
3.3. Рекомендации
по реализации отраслевой
ОАО «Курская птицефабрика»
По
результатам анализа
Динамика производства и реализации продукции представлена в таблице 9 и на рисунке 11. [5, с.39] Из таблицы 9 и рисунка 11 видно, что за четыре года объем производства вырос на 62 %, а объем реализации продукции увеличился на 64,3 %. То, что за 2009 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями за предыдущий период реализована в 2009 году полностью.
Таблица 9
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Годы | Объем
производства продукции, шт. |
Темпы роста, % | Объем
реализации, шт. |
Темпы роста, % | ||
базисный | цепной | Базисный | цепной | |||
2007 | 135 900 | 115,6 | 115,6 | 137 759 | 117,2 | 117,2 |
2008 | 165 300 | 140,6 | 121,6 | 163 132 | 138,8 | 118,4 |
2009 | 190 500 | 162 | 115,3 | 193 012 | 164,3 | 118,3 |
Рис. 11 Динамика производства и реализации продукции за период с 2007 по 2009 год
На данный момент ОАО «Курская птицефабрика» имеет линейно-функциональную организационную структуру. В связи с реализацией новой стратегии предприятия, направленной на расширения доли рынка за счет привлечения как можно большего числа новых и сохранения прежних потребителей, а также за счёт вытеснения конкурентов возникла необходимость расширения отдела маркетинга[14, с.19]. Данная необходимость объясняется также и тем, что на предприятии практически не изучены конкуренты, их преимущества, цены на их продукцию, невозможно эффективно формировать маркетинговую стратегию для успешной реализации продукции.
На основании проведенного анализа планирования стратегии предприятия ОАО «Курская птицефабрика», можно сделать следующие выводы:
1.
Внешняя среда ОАО «Курская
птицефабрика» имеет довольно
неблагоприятный характер. Наибольшую
угрозу для компании
2.
Анализ потенциала предприятия
показал, что с финансовой
3.
Несмотря на то, что ОАО «Курская
птицефабрика» предлагает
4.
Анализ, проведённый с помощью
матрицы влияния бизнес-
Информация о работе Ключевые факторы успеха на отраслевом рынке