Классификация показателей качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является

рассмотрение:

- основных групп показателей качества;

- методов определения показателей качества;

- комплексных методов оценки показателей качества;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2-3
1. Показатели качества и их значение в современном обществе…………………………………………………………………..4-6
2. Основные группы показателей качества, их характеристика, описание…………………………………………………………………..7-19
2.1. Квалиметрия……………………………………………………….7-8
2.2. Номенклатура потребительских свойств………………………8-10
2.3. Основные группы показателей качества………………………10-15
3.Методы определения показателей качества товаров………………16-23
3.1.Объективные методы определения показателей качества….......16-20
3.2. Эвристические методы……………………………………………….20-23
4. Оценка качества продукции…………………………………………..23-25
Заключение………………………………………………………………..26-27
Список литературы………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ - Классификация показателей качества.docx

— 57.73 Кб (Скачать)

       Единичные показатели характеризуют  одно из свойств продукции,  могут относиться как к единице  продукции, так и к совокупности  единиц однородной продукции,  например, наработка изделия на  отказ (ч), плотность (кг/м3), мощность (ватт), максимальная скорость движения (м/c).

       2) Комплексные для группы показателей, которые рассчитываются как средневзвешенная арифметическая Kap или геометрическая Kg величины:

   

Где ai – коэффициент весомости (важности) i-го показателя (свойства) среди остальных (); n -  число показателей в группе.

       Комплексные показатели характеризуют  несколько простых свойств или  одно сложное, состоящее из  нескольких простых. Примером  комплексного показателя может  служить коэффициент готовности  изделия, который характеризует  два свойства – безотказность  и ремонтопригодность.

       3) Интегральный показатель, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию или потребление:

И = Э: (Зс Зэ)

Где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, пробег грузового  автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс – суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ – суммарные эксплуатационные затраты ( техобслуживание, ремонт, другие текущие затраты).

        Для оценки совокупности разнородной  продукции используются индексы  качества и дефектности.

       Индекс качества – комплексный  показатель качества разнородной  продукции, выпущенной за рассматриваемый  период времени. Он равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества продукции.

       Индекс качества определяется  по следующей формуле: 

Где Bi – коэффициент весомости i-го вида продукции; Кi – комплексный показатель качества i-го вида продукции; K – базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции; i=1,…,s – число видов продукции.

      Коэффициент весомости  определяется  так:

Bi = Ci :

Где Ci стоимость продукции i-го вида в рассматриваемый период.

      Индекс дефектности – комплексный  показатель качества разнородной  продукции, выпущенной за рассматриваемый  период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции, то есть средневзвешенному количеству дефектов, приходящихся на единицу продукции.

       Определяется по формуле: 

Ид =

Где - относительный коэффициент дефектности продукции i-го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.

       Коэффициент дефектности вычисляют  следующим образом:

Q = Д : Дб

Где Дб, Д –значения коэффициентов дефектности продукции, произведенной в рассматриваемый и базовый периоды.

       Индексы качества и дефектности  – универсальные. С их помощью  можно оценить качество продукции  предприятия в целом и анализировать  его изменения за ряд лет. 
 
 
 

Заключение

В результате рассмотрения показателей качества, методов их определения и теоретического изучения комплексных методов оценки качества, сделаны следующие выводы.

Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.

Качество  прошло многовековой путь развития и  развивалось по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности  производства по их удовлетворению.

Последствия недостаточного уровня качества продукции сказываются на конкурентоспособности продукции.

Показатель  качества продукции количественно  характеризует пригодность продукции  удовлетворять определенные потребности. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной.

Качество  продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.

Количественное  значение показателей качества продукции  определяется методами:

  • экспериментальным,
  • органолептическим,
  • социологическим,
  • экспертным.

Важным  элементом в управлении качеством  является сертификация и стандартизация. Главная задача стандартизации состоит  в создании системы нормативно-технической  документации. Эта система определяет прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использования этой документации.

  Необходимо, чтобы показатели качества отвечали следующим основным требованиям:

  • способствовали планомерному повышению эффективности производства;
  • учитывали современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;
  • были стабильными;
  • характеризовали все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

  Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства. 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Табл. 4.1 Этапы комплексной оценки качества.

        Определение цели оценки

        (аттестация, сертификация и т.д.)

 
Выбор единичных показателей качества оцениваемого объекта (из технической  документации, опросов клиентов, исследований товаров конкурентов и т.д.)   Выбор базовых  показателей качества (базовые образцы  должны относиться к объектам, аналогичным  по назначению и условиям применения)
 
 
 
 
Определение значений единичных показателей качества оцениваемого объекта
  Определение значений единичных базовых показателей  качества (прогнозируемых, рекомендуемых, мировых и национальных объектов, стандарты, технические здания и  т.д.)
 
Определение относительных единичных показателей  качества
 
        Определение рангов показателей качества, весовых  коэффициентов (в зависимости от влияния свойств объектов на качество в целом)
 
        Выбор метода свёртывания показателей (среднее  арифметической, среднее гармонической, среднее геометрическое и т.д.)
 
        Оценка  уровня качества (определение комплексного уровня качества)
 
        Принятие  решения

Список  литературы

  1. Сергеев А.Г. «Сертификация», М, 2000 г
  2. Товароведение и организация торговли продовольственных товаров, М, 2003 г
  3. Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998
  4. Управление качеством / под редакцией доктора экономических наук профессора Е.И. Семёновой, М: “КолосС” 2003г
  5. Экономика, управление качеством и конкурентоспособность продукции АПК/ А.В. Щербинин, С – ПГАУ, 2006 г
  6. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. для студентов вузов. 2004г.
  7. Минько З.В. Качество и конкурентоспособность: СПб. 2004г
  8. Новищкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск. 2003г.
  9. Федюкин В.К. Основы квалиметрии: Управление качеством продукции: Учеб. пособ. М. 2004г.
  10. Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г

Информация о работе Классификация показателей качества