Экономика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

По классическому определению: Экономика- это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика- это область человеческой деятельности, которая служит для удовлетворения человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук, в частности для экономики предприятия .
Целью изучения курса «Экономика предприятия» является приобретение учащимися теоретических и практических навыков в области экономики предприятия различных форм собственности.
Данная дисциплина имеет связь с такими предметами, как основы экономической теории, статистика, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия и др.

Работа содержит 1 файл

Экономика организации.doc

— 743.50 Кб (Скачать)

    ПС макс = (ВР х ЧМ) : ВП  или т. к. ЧМ = S : Пн

    ПС макс = (ВР х  S ) : (ВП х Пн)       , где:

ВР  – продолжительность работы ПОП за день, минут; ЧМ – число мест; ВП – время приёма пищи одним посетителем, минут; S – площадь обеденного зала, м  ; Пн – площадь по норме на одного посетителя (1,9 м ).

ПС п/п  зависит от мощности и технической  оснащённости ПОП, от формы обслуживания потребителей, рационального использования  площади залов и др. факторов. Поэтому рассчитывается коэффициент использования ПС обеденного зала (Кпс). Увеличение Кпс достигается за счёт применения самообслуживания, предварительного накрытия столов и реализации комплексных обедов  и завтраков.

   Кпс = ПС факт : ПС макс    , где:

ПС  факт – фактическая ПС (количество потребителей)

     Годовой (квартальный,  месячный) выпуск  блюд рассчитывается  по формуле:

    ВБ план = ПС макс  х Кпс х Б  план х Д план      , где:

Б план – среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде

 

  *   Другим показателем, характеризующим интенсивность потока потребителей и пропускную способность ПОП, является оборачиваемость одного места (Ом). Ом – число потребителей, приходящееся на одно место на п/п за день.

    Ом макс (расчётная) = время работы торгового зала : средняя продолжительность обслуживания одного посетителя.

Этот  показатель можно определить исходя из максимального количества потребителей ( по ПС).

    Ом = ЧП : ЧМ

В качестве коэффициента использования ПС торгового зала выступает коэффициент оборачиваемости (Ко).

     Ко = Ом факт : Ом  макс

Планируемый выпуск определяется:

     ВБ план = Ом макс * Ко * ЧМ план *Д  план

 

          4.    Основанный на расчёте производственной мощности кухни и степени её использования.

         Производственная  мощность кухни  (М) – максимально  возможный выпуск  продукции определённого  ассортимента ПОП  в единицу времени  (в смену, за  сутки, месяц, год). М рассчитывается в соответствии с режимом работы, при этом учитывают применение новой техники и технологии, рациональных методов организации труда, время эксплуатации оборудования.

   Производственная мощность рассчитывается в натуральных показателях. Так, М определяется в блюдах по формуле:

               (В - П) х Ок                                                              (В - П) х Ок

    М =    -----------------  х Кз                       или         М =  --------------------    х Кз        , где:

                    в х Об                                                                    (в + п) х Об

   В – продолжительность работы ПОП, минут; П время простоя оборудования, минут; в – средняя продолжительность одной варки, минут; п – время, необходимое для проведения подготовительно – заключительных операций, минут; Ок – ёмкость котлов, л; Об –ёмкость одного блюда, л; Кз – коэффициент заполнения ёмкостей (0,8 -0,85).

Степень использования  М характеризует коэффициент  использования М (Км)

   Км = ВБ факт : М

Планируемый выпуск блюд определяется:

      ВБ план = М х  Км х Д план 

 

      Чтобы перейти  от натуральных  показателей к  стоимостным, следует  количество блюд  умножить на среднюю  цену одного блюда.  Определение т/о по ПСП производится путём умножения среднегрупповых цен на количество блюд, полуфабрикатов, кулинарных и других изделий, предусмотренных производственной программой ПОП.

      Оборот по оптовой реализации  ПСП планируют только те п/п,  которые имеют для этого производственные  мощности, специальные кадры. Этот  вид т/о планируется с учётом заказов п/п –потребителей ПСП.

         

       При планировании т/о ПОП также  используются различные экономико  – статистические и экономико  - математические методы.

       Метод скользящей средней базируется на данных о сопоставимом т/о за ряд периодов. Выравниваются среднегодовые темпы роста (прироста) т/о.

 

      Оборот ПТ планируют с учётом типов п/п, обслуживающих различные контингенты населения, с учётом специфических условий работы, а также достигнутого уровня реализации этих продуктов за предплановый период, складывающихся тенденций изменения их доли в объёме т/о ПОП.

      

      При планировании стоимостных показателей т/о (оборота по ПСП, РТО, оборота по прочей продукции, оборота по ПТ) следует использовать коэффициент эластичности  Кэл

      Кэл = %∆ т/о по ПТ в отчётном году : %∆ РТО в отчётном году

 

3.      Численность потребителей (ЧП), пользующихся услугами ПОП, рассчитывается с помощью нескольких методов:

 

       1. Расчёт ЧП выборочным подсчётом. В течение нескольких дней, взятых выборочно, подсчитывают количество потребителей в торговом зале п/п, а затем рассчитывают их среднедневную ЧП.

 

       2. Расчёт ЧП по реализации вторых  блюд. Расчёт производится путём  деления объёма реализации вторых  блюд на количество рабочих  дней ПОП за анализируемый период. Полученный результат соответствует ЧП, т. к. обед, как правило, включает второе блюдо.

 

       3. Расчёт ЧП по общей реализации  блюд. Расчёт производится путём  деления общего количества проданных  блюд за анализируемый период  на количество рабочих дней в периоде и полученный результат делят на среднее количество блюд, приходящихся на одного посетителя (2,5 блюда).

 

       4. Расчёт по средней стоимости  покупки. ЧП можно определить, если годовой РТО (без реализации  вина, пива, безалкогольных напитков) по продажным ценам разделить на среднюю стоимость покупки и полученный результат разделить на количество дней в году.

     

 

Тема. Трудовые ресурсы

1.   Понятие  трудовых ресурсов и регулирование  трудовых отношений.

2.   Особенности  труда и состав трудовых ресурсов в торговле.

3.   Показатели, характеризующие  эффективность   использования   трудовых    ресурсов. Производительность труда.

4.   План  по  труду.    Планирование  численности  работников и  производительности труда.

 

1.      Понятие трудовых ресурсов и регулирование трудовых отношений.

Трудовые  ресурсы — это население в трудоспособном возрасте, обладающее физическими и духовными данными, профессиональными и общеобразовательными знаниями и навыками для работы в народном хозяйстве. Трудоспособный возраст : от 16 до 65 (мужчины), от 16 до  55 (женщины). Трудовые ресурсы предприятия — это работники, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт и навыки в труде.

Трудовые отношения  регулируются через рынок труда. Рынок труда характеризуется системой экономических отношений по поводу распределения, перераспределения и воспроизводства рабочей силы, подготовки и переподготовки кадров и трудоустройства работников. В качестве товара на рынке труда выступает рабочая сила. Благодаря функционированию рынка труда обеспечивается согласование   интересов   работников   и   нанимателей,   формирование профессионально-квалифицированной   структуры   трудовых   ресурсов, поддержание определенного равновесия между спросом и предложением рабочей силы и соответствующего уровня занятости.

Основным  средством регулирования трудовых отношений на предприятии является коллективный договор. Коллективный договор - это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Помимо этого, регулирование трудовых отношений строится на соглашениях. Соглашение - это нормативный акт, содержащий обязательство по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Правовую основу регулирования трудовых отношений составляют Конституция РБ, Трудовой кодекс и другие законодательные акты и нормативные документы. Важное значение в настоящее время имеют меры по социальной защите трудящихся.

 Для обеспечения  социальной гарантии в области  занятости населения в РБ создана  государственная служба содействия занятости населения. Торговые предприятия участвуют в образовании фонда содействия занятости населения путём отчисления в этот фонд средств в размере 1% от фонда заработной платы.

2.     Особенности труда  и состав трудовых  ресурсов в торговле.

 Труд в  торговле имеет особенности, обусловливающиеся  спецификой экономических отношений в этой сфере. Затрачиваемый в торговле труд общественно необходим и направлен на увеличение или сохранение стоимости уже созданных товаров. Исходя из функций, выполняемых торговлей, трудовые процессы в ней можно разделить на два вида: А. Связанные со сменой форм стоимости товара. Б. Связанные с продолжением и завершением процессов производства в сфере обращения.  Как и в любой другой отрасли в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного (прошлого) труда.

Труд  в торговле характеризуется  следующими особенностями:

** наличие больших затрат живого труда.

** нервное   и   эмоциональное   напряжение   работников,   занятых реализацией товаров.

** влияние   на   объем   деятельности   вероятностных   факторов, приводящих либо к неизбежным простоям, либо к повышенной напряженности труда работников.

** специфика результата труда заключается не в продукте, а в торговой услуге.

** особенность структурного состава трудовых ресурсов (преимущественно женский).

  3.       Показатели,     характеризующие      эффективность      использования  трудовых ресурсов. Производительность труда.

 На конечные  результаты хозяйственной деятельности  торгового предприятия оказывают большое влияние эффективность использования трудовых ресурсов. Эффективность труда предполагает соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда. Эффективность труда в торговле - это достижение наилучших результатов в труде выражающиеся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса на товары и услуги при минимальных издержках обращения.

Основными       показателями,       характеризующими       экономическую эффективность труда, являются:

1. Производительность  труда (выработка) = объём т/о : среднесписочная  численность работников

2. Трудоемкость = 1 / производительность  труда

3. Уровень расходов  на заработную  плату = фонд заработной платы / объем товарооборота *100

4. Удельный вес расходов   = сумма ИО по статье 3, т.е. расходы на оплату труда * 100

    оплату труда в  общей сумме ИО                                                                общая сумма ИО

5. Прибыль   на   одного   работников   =   БП   (ЧП)   /   среднесписочная численность работников

6. Прибыль на одну денежную единицу фонда заработной платы = ЧП (БП) / фонд заработной платы.

7. Интегральный показатель =   производительность труда * прибыль на одного работника.

К показателям  социальной эффективности труда  относят такие показатели, как: сокращение издержек потребления, оптимальность использования рабочего времени, повышение качества торгового обслуживания и др.

Важнейшим показателем эффективности  использования трудовых ресурсов является производительность труда.  Производительность в общем виде - это соотношение между количеством реализуемых товаров и затратами рабочего времени. Производительность труда бывает индивидуальной и коллективной. Производительность труда измеряется в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых измерителях.

Информация о работе Экономика организации