Экономическая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические аспекты разработки экономической стратегии предприятия.
Главная цель данной работы - показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия.......................7
1.1 Понятие, сущность и функции экономической стратегии предприятия............................7
1.2 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия................................................10
1.2.1 Анализ внешней среды.......................................................................................................12
1.2.2 Прогнозирование сбыта.....................................................................................................12
1.2.3 Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции........16
1.3 Типы экономических стратегий предприятия....................................................................19
1.3.1 Стратегии концентрированного роста..............................................................................20
1.3.2 Стратегии интегрированного роста..................................................................................21
1.3.3 Стратегии диверсифицированного роста.........................................................................21
1.3.4 Стратегии сокращения.......................................................................................................22
1.4 Оценка эффективности экономической стратегии.............................................................22
2. Анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля».............................................................................................................................25
2.1 Характеристика предприятия Ателье «Магия Стиля».......................................................25
2.2 Характеристика внешней среды Ателье «Магия Стиля»..................................................25
2.3 Характеристика хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля»..........................................................................................................................................26
2.3.1 Анализ реализации услуг на Ателье «Магия Стиля»......................................................28
2.3.2 Анализ активов Ателье «Магия Стиля»...........................................................................29
2.3.3 Анализ себестоимости услуг Ателье «Магия Стиля».....................................................31
2.3.4 Анализ использования трудовых ресурсов .....................................................................33
2.3.5 Рекомендуемая экономическая стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации на примере Ателье «Магия Стиля».......................................................................36
Заключение...................................................................................................................................45
Библиографический список........................................................................................................47

Работа содержит 1 файл

эконом пред-я 2.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

· Эффективность основных фондов характеризуется показателем  фондорентабельности, который, в свою очередь, зависит от количества прибыли  предприятия. Поскольку, предприятие  имеет отрицательное значение прибыли  в отчетном году, значит и рентабельность основных фондов не будет высокой. Меры по повышению фондорентабельности  сводятся для данного предприятия  к сокращению убытков.

· Меры по увеличению эффективности  использования оборотных средств.

· Коэффициент оборачиваемости, характеризующий эффективность  использования оборотных средств  предприятия, зависит от выручки  от реализации продукции и услуг, а также от среднего остатка оборотных  средств на предприятии. Для того, чтобы увеличить коэффициент оборачиваемости, предприятию необходимо увеличить объем реализации и снизить остаток оборотных средств. Так, в 2010 году исследуемое предприятие имело наиболее высокий коэффициент оборачиваемости. При условии увеличения объема реализации на 10%, и неподвижности уровня остатка, мы можем прогнозировать повышение коэффициента оборачиваемости. По формуле (8), рассчитаем прогнозируемый коэффициент: 2000000/177000 = 11,3. По сравнению с показателем 2011 года -10,2 (табл.2.3.4.), планируемый показатель повышается, а значит повысить эффективность использования оборотных средств можно с помощью увеличения объема реализации.

 Меры по понижению  себестоимости продукции.

· На примере производства продукции типа А, затраты на производство 1 рубля товарной продукции в 2011 году составили 1.16 рублей. (табл. 2.3.7). Этот показатель для безубыточного производства не должен превышать 1 рубля. Необходимы кардинальные меры по понижению себестоимости продукции, так как от этого показателя зависит эффективность производства. Ателье «Магия Стиля» является убыточным предприятием, поскольку себестоимость продукции превышает объем ее реализации. Предлагаются следующие меры по снижению затрат предприятия:

· Экономию энергоресурсов производить путем учета и  рационального использования электроэнергии, установить внутренний лимит потребления  электроэнергии согласно установленной  мощности, исходя из производственной необходимости определить потребность  в механизмах и оборудовании, являющимися  энергопотребителями, установить электрические  счетчики во всех производственных помещениях. Провести ревизию технического состояния  энергосистемы предприятия.

· Провести ревизию технического состояния отопительной системы, разработать  и соблюдать график режима температуры  в помещениях во время отопительного  сезона. Серьезно отнестись к утеплению  оконных рам и дверных проемов, произвести ревизию задвижек, вентилей, устранить течи, категорически запретить использование дополнительных обогревателей, особенно, самодельного производства. Назначить ответственных за пожарную безопасность.

· Сократить расходы за пользование водой. Установить необходимые  счетные устройства и разработать  и довести необходимые лимиты водопотребления структурными подразделениями  предприятия. Провести ревизию запорной арматуры.

· Снизить условно-постоянные затраты на единицу производимой продукции путем увеличения производства продукции по отношению к 2011 году минимально в 2 раза.

· Амортизацию основных средств  начислять исходя из принятой учетной  политики на предприятии и добиться снижения за счет реализации излишних активов предприятия и надлежащей оценки имущества.

· Сократить затраты на текущий ремонт помещений, переданных арендаторам в аренду, так как  эти затраты должны осуществляться самими арендаторами.

· Разработать предложения  по продаже незадействованных производственных и непроизводственных мощностей.

· Меры по повышению производительности труда. Производительность труда на исследуемом предприятии снижается к 2011, а значит необходимо провести меры по ее повышению. Производительность зависит от объемов реализации и от численного состава рабочих предприятия. При повышении объема реализации, производительность труда увеличится. Если плановый объем реализации увеличить на 10% и сохранить численность рабочих неизменной, производительность труда, исходя из формулы выработки (12), составит: 2000000/15= 133333, что означает, что прирост производительности труда составит 7%.

Таким образом, при проведении вышеперечисленных мер, предприятие  постепенно начнет повышать свою прибыль  и рентабельность, а значит постепенно выйдет из зоны убытка в прибыльную зону.

Альтернативной стратегией может являться также, стратегия  концентрированного роста, стратегия  развития продукта - то есть стратегия, при которой данное предприятие  в пределах своих производственных возможностей предлагает новый вид  продукции, но в пределах отрасли.

При вводе нового продукта на рынок, немаловажный фактор - насколько  новым и оригинальным будет данный продукт в уже известной отрасли  производства.

Для рынка, в котором функционирует  предприятие «Магия Стиля», такими видами новой продукции могут быть: пошив карнавальных костюмов, художественная обработка тканей, продажа оригинальных изделий (пуговиц и т.п.) Но для реализации новых видов продукции необходимо повышение квалификации рабочих предприятия, либо привлечение новых, более квалифицированных кадров, что составит дополнительные расходы на предприятии.

В этом ключе стоит также  рассмотреть возможность выполнения оптовых заказов (например, пошив  спецодежды). Для рынка функционирования предприятия этот вариант услуги будет новым, так как основные конкуренты предприятия занимаются единичными заказами. Возможно также  постоянное сотрудничество с какими-либо организациями по обеспечению услуг (например, со школами по пошиву школьной формы - предприятие получит ежегодный  гарантированный объемный заказ).

Еще одним альтернативным вариантом для Ателье «Магия Стиля» могут являться стратегии сокращения, такие как стратегия сокращения расходов, основной идеей, которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Однако данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже с увольнением персонала, прекращением производства неприбыльных товаров и закрытием неприбыльных мощностей. Можно считать, что стратегия сокращения затрат переходит в стратегию сокращения тогда, когда начинают продаваться подразделения или же в достаточно большом объеме основные фонды. Если при стратегии концентрированного роста мы предлагали увеличение объемов производства, то в данной стратегии, наоборот. Возможен отказ от какого-либо не прибыльного вида деятельности. В Ателье «Магия Стиля» в частности, это может быть отказ от реализации готовой продукции, с целью направить все кадры на производство продукции, а также при торговле готовой продукцией в качестве посредника, предприятие тратит средства на закупку разного рода продукции, которая не всегда будет востребована, а значит неэффективно тратит свои средства, получая от этого минимум прибыли, а возможно и не получая вовсе. В случае ателье «Магия Стиля» остальные виды продукции реализуются только под заказ, что гарантирует полную реализацию произведенной услуги.

Далее исследуемому предприятию  следует применить разработанные  стратегии, предварительно выясним, имеются  ли ресурсы для проведения именно такой стратегии. В случае неудачи, можно воспользоваться альтернативными  стратегиями, разработанными для данного  предприятия. В случае Ателье «Магия Стиля», оценить эффективность применения стратегии можно, вновь проанализировав экономическое состояние предприятия на предмет его прибыльности или убыточности.

Расчет эффективности проводимых мероприятий

Проведем мероприятие  по повышению производительности труда  на 8%.

1. Рассчитаем планируемый  объем реализации и прирост  объема реализации

Ор2 = Ор1 * ПТ (по формуле 2) Ор2 = 1813000*1,08=1958040руб.

Ор = (1958040-1813000)/1813000*100 = 8% (формула 2)

2. Рассчитаем экономию  численности:

Эч = (8*15)/(100+8) = 1,1 (формула 4)

3. Рассчитаем экономию  себестоимости по заработной  плате:

Эс/сЗП = 52943*1,1 = 58237руб (формула 5)

4. Рассчитаем экономию  себестоимости по социальным  отчислениям

Эс/с.соц = 58237*0,26 = 15142руб (формула 6)

5. Рассчитаем экономию  себестоимости по условно-постоянным  расходам.

Эс/сУПР = (105000/1813000 - 105000/1958040)*1958040 =8400руб

(формула 7)

6. Общая экономия по  мероприятию:

Эу-г = 58237+15142+8400 = 81779 руб (формула 8)

7. Годовой экономический  эффект:

Эгод = 81779 + 0,3*595000 = 156179руб (формула 9)

8. Срок окупаемости капитала

Ток = 595000/260279 =2,3 года (формула 10)

Сравнение технико-экономических  показателей по мероприятию с  фактическими показателями (таблица2.3.10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.10 Сравнительная таблица оценок фактического и планируемого периода на Ателье «Магия Стиля»

№ п/п

Показатели

Ед. измерен

Факт

План

Отклонения

В руб.

В %

 

 

1

Объем реализации услуг в  стоимостном выражении

 

 

руб

 

 

1813000

 

 

1958040

 

 

145040

 

 

8

 

           2

Среднесписочная численность

-работающих 

-рабочих

 

Чел

 

23

 

15

 

22

 

14

 

-1

 

-1

 

-4,3

 

-6,7

 

3

Среднегодовая выработка

-одного работающего 

-одного рабочего

 

Руб

 

78826

 

 

120867

 

89001

 

 

139860

 

10175

 

 

18993

 

13

 

 

16

 

4

Фонд оплаты труда

-работающих 

-рабочих

 

Руб

 

1250957

 

794157

 

1208746

 

741202

 

-42211

 

-52955

 

-3,4

 

-6,7

 

5

Среднегодовая заработная плата

-одного работающего

-одного рабочего

 

Руб

 

54943

 

 

52943

 

54943

 

 

52943

 

0

 

 

0

 

0

 

 

0

 

           6

Полная себестоимость  услуг

 

Руб

 

2100000

 

2091600

 

-8400

 

-0,4

 

           7

Затраты на один рубль реализации

 

Руб

 

1,16

 

1,07

 

-0,09

 

-7,8

 

8

 

Убыток от реализации услуг

 

Руб

 

(287000)

 

(133560) 

 

-153440

 

-53


 

Из таблицы 2.3.10 можно сделать выводы, о том, что проводимое мероприятие эффективно, так как улучшает технико-экономические показатели предприятия, более того снижает его убыток. При применении данного мероприятия на предприятии, возможен выход предприятия в зону прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрели теоретические аспекты  разработки экономической стратегии  предприятия.

Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия  в условиях рыночной экономики. В  современной быстроменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Стратегическое планирование представляет собой определенный набор  методов, процедур, направленных на анализ и прогнозирование деятельности предприятия, эффективности его  функционирования.

В курсовой работе описана  последовательность разработки экономической  стратегии предприятия, этапы ее разработки и характеристики этих этапов.

В данной работе, мы рассмотрели  типы экономических стратегий предприятия  и их характеристики, ситуации, которых  следует применять данные стратегии.

На современном этапе  развития рыночной экономики, стратегия  предприятия является основой его  успешного функционирования на рынке  различных услуг и продукции.

В ходе курсовой работы мы проанализировали хозяйственную деятельность предприятия  на примере Ателье «Магия Стиля». В ходе анализа выявлено, что исследуемое предприятие несет убытки, сумма которых в период с 2009-2011гг увеличивается более чем в два раза. Технико-экономические показатели предприятия, соответственно, снижаются в 2011г относительно 2009г. Если в 2009-2010гг показатель объема производства и реализации находился приблизительно на одинаковом уровне, то в 2011 году мы наблюдаем спад объемов производства. Этот спад может быть вызван уменьшение численности рабочих предприятия.

Анализ использования  основных и оборотных средств  предприятия говорит о том, что  предприятие наращивает количество основных средств, несмотря на отрицательные  тенденции в эффективности их использования. Так, например, показатель фондорентабельности имеет отрицательное  значение, а значит, основные средства, приобретенные Ателье «Магия Стиля», не приносят прибыли и не окупаются. Что касается использования оборотных средств предприятия, то, судя по оценкам коэффициента оборачиваемости, 2010 год был наиболее эффективным по использованию оборотных средств. Для дальнейшего эффективного пользования оборотных средств, необходимо, по меньшей мере, поднять коэффициент оборачиваемости до уровня 2010 года. При анализе себестоимости услуг на примере одного из их видов, было выявлено, что несмотря на снижение объема производства, себестоимость услуг растет. Необходимо пересмотреть распределение затрат на предприятия на предмет возможностей их сокращения.

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия