Экономическая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические аспекты разработки экономической стратегии предприятия.
Главная цель данной работы - показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические основы разработки экономической стратегии предприятия.......................7
1.1 Понятие, сущность и функции экономической стратегии предприятия............................7
1.2 Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия................................................10
1.2.1 Анализ внешней среды.......................................................................................................12
1.2.2 Прогнозирование сбыта.....................................................................................................12
1.2.3 Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции........16
1.3 Типы экономических стратегий предприятия....................................................................19
1.3.1 Стратегии концентрированного роста..............................................................................20
1.3.2 Стратегии интегрированного роста..................................................................................21
1.3.3 Стратегии диверсифицированного роста.........................................................................21
1.3.4 Стратегии сокращения.......................................................................................................22
1.4 Оценка эффективности экономической стратегии.............................................................22
2. Анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля».............................................................................................................................25
2.1 Характеристика предприятия Ателье «Магия Стиля».......................................................25
2.2 Характеристика внешней среды Ателье «Магия Стиля»..................................................25
2.3 Характеристика хозяйственной деятельности предприятия на примере Ателье «Магия Стиля»..........................................................................................................................................26
2.3.1 Анализ реализации услуг на Ателье «Магия Стиля»......................................................28
2.3.2 Анализ активов Ателье «Магия Стиля»...........................................................................29
2.3.3 Анализ себестоимости услуг Ателье «Магия Стиля».....................................................31
2.3.4 Анализ использования трудовых ресурсов .....................................................................33
2.3.5 Рекомендуемая экономическая стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации на примере Ателье «Магия Стиля».......................................................................36
Заключение...................................................................................................................................45
Библиографический список........................................................................................................47

Работа содержит 1 файл

эконом пред-я 2.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной  и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с  созданием для покупателей широких  возможностей выбора должен закладываться  непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного  потенциального покупателя.

Условия формирования товарной стратегии

При формировании товарной стратегии необходимо соблюдать  ряд условий: иметь четкое представление  о целях производства, сбыта и  экспорта на перспективу, стратегии  производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошо знать рынок  и характер его требований; осознавать возможности и ресурсы в настоящее время и в перспективе.

Необходимо также ясно представлять себе темпы обновления продукции в целом и по отдельным  ее видам с учетом жизненного цикла, соотношение «новых» и «старых» изделий, новых и освоенных рынков, уровень обновления товаров и  др. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

Поскольку рыночный (конечный) успех является главным критерием  оценки деятельности предприятий, а  их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно  осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и  перспектив развития предприятие получает исходную информацию для решения  вопросов, связанных с формированием, управлением и его совершенствованием.

На любом хозяйственном  уровне для решения задач товарной стратегии необходим стратегический подход. Товарная стратегия определяет долговременный курс предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение принципиальных задач. Разработанная  применительно к тому или иному  периоду (3-5 лет или более) товарная стратегия в основе своей в  течение данного отрезка времени  остается, как правило, практически  неизменной.

План реализации продукции

В плане реализации продукции  предприятия устанавливаются объем  и структура поставок выпускаемой  продукции, а также планируемая  сумма выручки и прибыли от реализации продукции.

Основными источниками для  составления плана реализации продукции  являются: портфель заказов и заключенные  на этой основе договоры по поставкам; данные о запасах продукции на складах предприятия на начало и  конец планового года; оптовые  цены и себестоимость изделий, подлежащих реализации; сроки освоения новых  видов продукции; мероприятия по повышению эффективности производства; расчеты по освоению и использованию производственных мощностей; плановые технико-экономические нормы и нормативы за предшествующий год.

При планировании реализации продукции исходят, прежде всего, из потребности в продукции, являющейся предметом специализации предприятия. Масштабы потребности сопоставляются с наличной производственной мощностью. В результате этого сопоставления  определяется необходимость в расширении или реконструкции предприятия  и возможные масштабы производства и реализации продукции.

Для определения объема выпуска  и реализации продукции применяются  натуральные и стоимостные измерители. Натуральные измерители могут применяться  лишь при выпуске однородной продукции. Стоимостные показатели обычно включают показатели выпуска товарной продукции  и объема валовой продукции. Эти  показатели определяются в оптовых  ценах. Товарная продукция - это продукция, которая идет на сторону и не потребляется внутри предприятия. Валовая продукция  характеризует объем всей продукции, произведенной на предприятии. Она  складывается из товарной продукции, изменения  остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового  периода.

К незавершенному производству относится еще не изготовленная  продукция, находящаяся на разных стадиях  производственного процесса от запуска  материалов в производство на первую операцию до сдачи законченных производством  изделий и включения их в товарную продукцию.

Определение размера незавершенного производства имеет большое значение для предприятия: его завышение  влечет за собой дополнительные непроизводственные расходы; вызывает замедление оборачиваемости  оборотных средств, а занижение  нарушает ритмичный ход производства, приводит к простоям. Расчет незавершенного производства осуществляется по-разному  в зависимости от типа производства.

Показатель валовой продукции  используется при определении динамики объема продукции, численности основных рабочих, производительности труда и фондов оплаты труда, составления плана материально-технического обеспечения и сметы затрат на производство. Объем товарной продукции не отражает полностью действительное состояние указанных технико-экономических показателей.

При значительных изменениях в структуре выпускаемой продукции  или изменении объема кооперированных  поставок для обоснования объема производства может быть использован  показатель валового оборота, который  в отличие от валовой продукции  точно определяет объем производственной деятельности предприятия. В валовой  оборот включается стоимость валовой  продукции, выработанной основными, вспомогательными и обслуживающими цехами предприятия, и стоимость услуг и работ  промышленного характера независимо от их назначения. Валовой оборот равен  сумме валовой продукции всех цехов предприятия и превышает  валовую продукцию предприятия  на внутризаводской оборот. К внутризаводскому обороту относятся: стоимость собственного производства, стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии  собственной выработки, услуги заводского транспорта и ремонтных цехов  и т.п. Расчет валового и внутризаводского оборотов производится на основе выявления  потребности каждого цеха в продукции  и услугах других цехов, включая  вспомогательные и обслуживающие  цехи.

 

1.3 Типы экономических  стратегий предприятия

Определение стратегии для  фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  она находится. В частности, это  касается того, как руководство фирмы  воспринимает различные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала фирма намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме, и т.д. Фактически можно утверждать, что  сколько существует фирм, столько  же существует конкретных стратегий. Однако это никак не означает, что невозможно провести некую типологизацию стратегий управления. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии. Как было сказано ранее, в самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении ее на верхнем уровне управления организацией. Для уровня, находящегося ниже в организационной иерархии, стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений.

Подходы к выработке стратегии:

1. Лидерство в минимизации  издержек производства

2. Специализация в производстве  продукции

3. Фиксация определенного  сегмента рынка и концентрация  усилий фирмы на выбранном  рыночном сегменте.

 

1.3.1 Стратегии концентрированного  роста

В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт  или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый  рынок.

Конкретными типами стратегий  первой группы являются следующие:

* стратегия усиления позиции  на рынке, при которой фирма  делает все, чтобы с данным  продуктом на данном рынке  завоевать лучшие позиции.

* стратегия развития рынка,  заключающаяся в поиске новых  рынков для уже производимого продукта;

* стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи  роста за счет производства  нового продукта, который будет  реализовываться на уже освоенном  фирмой рынке.

 

1.3.2 Стратегии интегрированного  роста

Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

* стратегия обратной вертикальной  интеграции направлена на рост  фирмы за счет приобретения  либо же усиления контроля  над поставщиками.

* стратегия вперед идущей  вертикальной интеграции выражается  в росте фирмы за счет приобретения  либо же усиления контроля  над структурами, находящимися  между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения  и продажи.

 

1.3.3 Стратегии диверсифицированного  роста

Эти стратегии реализуются  в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке  с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие:

* стратегия центрированной  диверсификации базируется на  поиске и использовании дополнительных  возможностей производства новых  продуктов, которые заключены  в существующем бизнесе.

* стратегия горизонтальной  диверсификации предполагает поиск  возможностей роста на существующем  рынке за счет новой продукции,  требующей новой технологии, отличной  от используемой.

* стратегия конгломеративной  диверсификации состоит в том,  что фирма расширяется за счет  производства технологически не  связанных с уже производимыми  новых продуктов, которые реализуются  на новых рынках.

 

 

1.3.4 Стратегии сокращения

Они реализуются тогда, когда  фирма нуждается в перегруппировке  сил после длительного периода  роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда  наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка  и т.п.

Выделяется четыре типа стратегий  целенаправленного сокращения бизнеса:

* стратегия ликвидации  представляет собой предельный  случай стратегии сокращения  и осуществляется тогда, когда  фирма не может вести дальнейший  бизнес;

* стратегия «сбора урожая»  предполагает отказ от долгосрочного  взгляда на бизнес в пользу  максимального получения доходов  в краткосрочной перспективе.

* стратегия сокращения  заключается в том, что фирма  закрывает или продает одно  из своих подразделений или  бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное  изменение границ ведения бизнеса.

* стратегия сокращения  расходов достаточно близка к  стратегии сокращения, так как  ее основной идеей является  поиск возможностей уменьшения  издержек и проведение соответствующих  мероприятий по сокращению затрат. Однако данная стратегия обладает  определенными отличительными особенностями,  которые состоят в том, что  она больше ориентирована на  устранение достаточно небольших  источников затрат, а также в  том, что ее реализация носит  характер временных или краткосрочных  мер.

 

1.4 Оценка эффективности  экономической стратегии

Эффективность мероприятий, проводимых в ходе реализации экономической  стратегии на предприятии можно  определить по расчету годового экономического эффекта. Для его расчета необходимо вычислить следующие показатели:

1. Изменение объема реализации:

Ор = (Op2 - Ор2)/Op1 *100,  (2)

где Ор- изменение объема реализации, Ор1 - объем реализации до мероприятия, Ор2 - объем реализации, планируемый в ходе мероприятия.

2. Прирост производительности  труда:

ПТ = Ор2/Ор1,  (3)

где ПТ - прирост производительности труда, Ор1 - объем реализации до мероприятия, Ор2 - объем реализации, планируемый в ходе мероприятия.

3. Объем экономии численности:

Эч = (Чисх * ПТ) / (100 + ПТ), (4)

где Эч - экономия численности, Чисх - исходная численность рабочих  предприятия, ПТ - прирост производительности труда.

4. Экономия себестоимости  по заработной плате:

 Эс/с.ЗП = ЗПср.год. * Эч, (5)

где Эс/сЗП - экономия себестоимости  по заработной плате, ЗПср.год - заработная плата среднегодовая одного рабочего, Эч - экономия численности.

5. Экономия себестоимости  по социальным отчислениям:

Эс/с.соц = Эс/сЗп * 0.26, (6)

где Эс/с.соц - экономия себестоимости  по социальным отчислениям, Эс/сЗП - экономия себестоимости по заработной плате.

6. Экономия себестоимости  по условно-постоянным расходам:

Эс/сУПР = (УПР/Ор1 - УПР/Ор2) * Ор2, (7)

где Эс/сУПР - экономия себестоимости  по условно-постоянным расходам, УПР - условно-постоянные расходы при  проведении мероприятия, Ор1- объем  реализации до проведения мероприятия, Ор2 - объем реализации после проведения мероприятия.

7. Общая экономия по  мероприятию:

Эу-г = Эс/сЗП +Эс/с.соц + Эс/сУПР, (8)

где Эу-г - экономия условно-годовая, Эс/сЗП - экономия себестоимости по заработной плате, Эс/с.соц - экономия себестоимости по социальным отчислениям, Эс/сУПР - экономия себестоимости по условно-постоянным расходам.

Информация о работе Экономическая стратегия предприятия