Эффективность использования не материальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции или услуг является задачей первостепенной важности для предприятий всех уровней. Важнейшими качественными характеристиками хозяйствования являются эффективность производства и использование активов предприятия - материальных и нематериальных.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки показателей эффективности использования нематериальных активов 6
1.1. Объекты анализа эффективности использования нематериальных активов 6
1.2. Способы оценки нематериальных активов 10
1.3. Характеристика стадий эффективного использования нематериальных активов и расчёта показателей жизненного цикла инноваций 13
2. Методика расчёта показателей эффективности использования нематериальных активов 16
2.1. Методика расчёта остаточной стоимости и показателей годности нематериальных активов 16
2.2. Методика расчёта динамики структуры и стоимости нематериальных активов 17
2.3. Методика расчёта показателей рентабельности использования нематериальных активов 19
3. Расчёт показателей эффективности использования нематериальных активов 22
3.1. Расчёт остаточной стоимости и показателей годности нематериальных активов 22
3.2. Расчёт динамики структуры и стоимости нематериальных активов 25
3.3. Расчёт показателей рентабельности использования нематериальных активов 28

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_EP.docx

— 80.63 Кб (Скачать)

 

Введение 3

1. Теоретические основы оценки показателей эффективности использования нематериальных активов 6

1.1. Объекты анализа эффективности использования нематериальных активов 6

1.2. Способы оценки нематериальных активов 10

1.3. Характеристика стадий эффективного использования      нематериальных активов и расчёта показателей жизненного цикла     инноваций 13

2. Методика расчёта показателей эффективности использования нематериальных активов 16

2.1. Методика расчёта остаточной стоимости и показателей годности       нематериальных активов 16

2.2. Методика расчёта динамики структуры и стоимости нематериальных активов 17

2.3. Методика расчёта показателей рентабельности использования нематериальных активов 19

3. Расчёт показателей эффективности использования                     нематериальных активов 22

3.1. Расчёт остаточной стоимости и показателей годности нематериальных активов 22

3.2. Расчёт динамики структуры и стоимости нематериальных активов 25

3.3. Расчёт показателей рентабельности использования нематериальных активов 28

Заключение 32

 

 

Введение

На современном этапе развития России, обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции или услуг является задачей первостепенной важности для предприятий всех уровней. Важнейшими качественными характеристиками хозяйствования являются эффективность производства и использование активов предприятия - материальных и нематериальных.

Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и повышение производительности труда и эффективности производства, и, на этой базе, снижение себестоимости – наиболее важные и актуальные задачи владельцев производства. Для их решения большое значение имеет, с одной стороны, совершенствование управления в целях повышения его эффективности, овладение методами эффективного управления производством, а также расчеты и сравнение показателей эффективности производства предприятия, с другой – эффективное использование нематериальных средств в организации производства и продуктивное применение нематериальных активов.

Важным условием решения управленческих задач на предприятии являются анализ и обобщение практики и обоснование такой системы управления активами, которая могла бы обеспечить повышение эффективности предприятия и, как следствие, производства и насыщение рынка высококачественными товарами и услугами, доступными для массового потребления. Учитывать при этом необходимо не только материальные аспекты организации производства и управления, но также иные стороны имеющихся возможностей, как, например, право пользования природными ресурсами или уникальный товарный знак организации.

Актуальность проблемы эффективного использования нематериальных активов на сегодняшний день велика настолько, что стала одной из главных проблем предприятий по всему миру, ведь с развитием рыночным отношений увеличиваются размер и доля нематериальных активов в общей сумме капитала предприятия. Увеличивается и экономический интерес в повышении доходности предприятия за счёт использования исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому эффективное использование нематериальных активов имеет важное значение. Приоритет проблемы использования НМА в современном обществе является одним из наиболее актуальных.

Проблема эффективного использования нематериальных активов заключается, большей частью, в сложности учета всех факторов, влияющих на производственные процессы, а также в составлении плана деятельности по повышению производительности, в котором должны органично сочетаться опытные наработки и теоретические нововведения для эффективного и стабильного функционирования предприятия. Также следует учесть возможные трудности во внедрении инноваций в производство и разработать безвредную для персонала и производственного процесса методику отката изменений.

Целью настоящей работы является исследование методов и практики расчетов показателей эффективности использования нематериальных активов предприятия. На основании расчетов данных показателей предприятие может корректировать производственные процессы в целях повышения эффективности производства.

Задачами курсовой работы являются:

  • ознакомление с сущностью понятий, связанных с эффективным использованием нематериальных активов
  • изучение тематических статей и информации по данным проблемам;
  • экономическое обоснование расчёта показателей эффективности использования нематериальных активов
  • расчёт показателей эффективности использования нематериальных активов;

В работе приводятся различные взгляды научных деятелей на структуру оценки эффективности управления персоналом и попытки выделить и классифицировать наиболее значимые аспекты этой оценки. На основании изложенного строятся рекомендации по совершенствованию управления процессом производства организации. Также выявляются проблемы текущего уровня развития предприятий и управленческой деятельности администрации. 

  1. Теоретические основы оценки показателей эффективности 
    использования нематериальных активов
    1. Объекты анализа эффективности использования 
      нематериальных активов

Нематериальные активы — это неденежные активы, не имеющие физической формы и приносящие доход в течение более, чем 1 года; представляют собой внеоборотные активы, то есть такую разновидность имущества предприятия, которая отображается в бухгалтерском балансе как стоимостная оценка состояния этого вида имущества на отчётную дату.

К нематериальным активам относят  следующие объекты:

  • объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
  • имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
  • деловая репутация организации

Основными свойствами, характеризующими нематериальные активы, являются:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) формы.
  • долгосрочный характер использования.

Чаще всего, нематериальные активы предприятий включают в свой состав следующие компоненты:

  • Исключительные права, вытекающие из объектов интеллектуальной собственности предприятия.
  • Исключительные права, вытекающие из привилегий, которыми обладает предприятие (права пользования землей, природными ресурсами, материальным и нематериальным имуществом).
  • Деловая репутация предприятия («гудвилл»).

Базовым компонентом нематериальных активов предприятий являются исключительные права, обеспечиваемые принадлежащими этим предприятиям объектами интеллектуальной собственности, которые представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, закрепленные за их собственниками. При этом, необходимо учитывать, что в структуру нематериальных активов предприятий могут включаться не все виды объектов интеллектуальной собственности, а только определенная их часть, называемая объектами промышленной собственности. Другая разновидность интеллектуальной собственности — авторские права (права на произведения науки, литературы, искусства и т.д.) — неотделимы от самих авторов и в экономический оборот включены быть не могут.

В общем случае, в структуру объектов промышленной собственности промышленных предприятий включаются следующие основные компоненты:

1) Права на изобретения. Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Относимые к изобретениям технические решения должны быть новыми, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимыми.

2) Права на полезные модели. Полезная модель — изобретение в области механики, представляющее собой новое конструктивное выполнение определенного механического устройства, а также его составных частей.

3) Права на промышленные образцы. Промышленный образец — художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид продукции или услуги. Промышленные образцы относятся к сфере дизайна и для своей законодательной защиты должны отличаться новизной и оригинальностью.

4) Права на средства индивидуализации. Средства индивидуализации служат для идентификации предприятия и его продукции и включают в себя:

  • товарные знаки — слово, символ или их комбинация, нанесенные на продукт и служащие опознавательным знаком, отличающим товары одних производителей от аналогичных товаров других;
  • знаки обслуживания — аналогичны товарным знакам, однако используются при продаже услуг, а не материальных товаров;
  • фирменные наименования — название предприятия-производителя товара или услуги, служащее источником информации при выборе потребителями соответствующей продукции.
  • указания на происхождения товара — разновидность коммерческих обозначений, определяющее страну, регион или конкретное место, откуда поступил товар.

5) Права на рационализаторские предложения. Рационализаторское предложение — техническое решение, являющееся новым и полезным и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства или состава материала, в т.ч.:

  • проекты (чертежи или технические проекты);
  • конструкции;
  • технологические процессы.

6) Права на программы для ЭВМ.

7) Права на базы данных.

8) Права на «ноу-хау». Ноу-хау — полностью или частично конфиденциальные знания технического, организационно-административного, финансового, экономического, управленческого характера, которые не являются общеизвестными и которые практически применимы в производственной и хозяйственной деятельности. К ноу-хау относятся полезные знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе:

  • конструктивные и технологические секреты производства, не обеспеченные патентной защитой;
  • конфиденциальные сведения коммерческого характера, которые способствуют в реализации продукции предприятия на рынке;
  • конфиденциальные сведения управленческого или организационного характера, обеспечивающие повышение эффективности работы организации и т.д.

Исключительные права, обеспечиваемые привилегиями, могут быть связаны  с выполнением условий договора между партнерами по бизнесу или  могут представлять собой права, предоставляемые предприятию уполномоченными органами государственной власти.

К первой группе относятся права, устанавливаемые  принадлежащими предприятию лицензиями на использование нематериальных активов  других организаций (лицензии на использование  изобретений, новых технологий, франчайзинговые лицензии и т.д.).

Во вторую группу входят исключительные права, устанавливаемые принадлежащими предприятию государственными лицензиями на пользование природными ресурсами, землей, движимым и недвижимым материальным имуществом, а также лицензиями на право осуществления какой-либо деятельности.

Деловая репутация предприятия  «гудвил» — категория, характеризующая часть стоимости действующего предприятия, определяемую его добрым именем, деловыми связями, репутацией, известностью фирменного наименования, фирменной марки. Количественно «гудвил» определяется как разница между стоимостью возможной продажи предприятия как бизнеса и суммарной оценочной стоимостью всего принадлежащего предприятию имущества. 

    1. Способы оценки нематериальных активов

Себестоимостью нематериальных активов выступает сумма всех расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов. В число расходов на приобретение нематериальных активов входят:

- средства, уплачиваемые  продавцу согласно договору;

- регистрационные сборы,  таможенные пошлины, патентные  пошлины и другие аналогичные  платежи, произведенные в связи  с приобретением исключительных прав правообладателя;

- расходы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;

- другие расходы. 

Себестоимость НМА, созданных предприятием, определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по кооперативной деятельности, патентные пошлины и т.п.), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Информация о работе Эффективность использования не материальных активов