Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и прогнозирование динамики развития организации.
Для достижения цели, поставлены и решены следующие задачи:
1) Теоретические аспекты и методы изучения динамики развития организации
2) Проведение анализа динамики розничного товарооборота торговой организации
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Сущность и категории развития предприятия 5
1.2 Показатели и факторы, определяющие развитие предприятия 7
1.3 Методы оценки динамики развития организации 9
2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1. Анализ динамики и структуры товарооборота предприятия 17
2.2. Анализ факторов, влияющих на изменение структуры товарооборота предприятия 19
2.3. Оценка скорости товарооборота 25
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 30
3.1. Факторная модель товарооборота 30
3.2. Основные направления развития предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………...………45
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение от 2009 г. |
Темп роста к 2009 г., % |
Товарооборот, тыс. руб. Среднесписочная численность торговых работников, чел., в том числе: Торгово-оперативных работников Средняя выработка на одного торгового работника, тыс.руб. Средняя выработка на одного торгово-оперативного работника, тыс.руб. |
9981,6 13,0
9,0 767,8
1109,1 |
13737,6 15,0
11,0 915,8
1248,9 |
3756,0 2,0
2,0 148,0
139,8 |
137,63 115,38
122,22 119,28
112,61 |
Исходя из приведенных данных в таблице 2.6, торговая организация увеличила показатели по комплектованию численности торговых работников и по производительности труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота.
Количество торговых работников
возросла до 15 человек, что составило
115,38% по сравнению с прошлым годом,
это произошло за счет увеличения
числа торгово-оперативных
На динамику товарооборота
большое влияние оказывают
Таблица 2.7 – Динамика использования материально-технической базы ООО «Полинорм»
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Темп роста в % |
Отклонение в сумме, руб. |
1. Торговая площадь, м2 2. Количество рабочих дней за год 3. Средняя продолжительность рабочего дня, час 4. Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы, руб. 5. Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. 6. Выработка на 1 м2 торговой площади за год. |
70,0 363,0 10,0
39,3 9981,6 254,1 |
70,0 364,0 10,0
53,9 13737,6 254,8 |
100,00 100,28 100,00
137,25 137,63 100,28 |
0,0 1,0 0,0
14,6 3756,0 0,7 |
Одним из критериев оценки
эффективности использования
Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы в 2010 году увеличилась на 53,9 руб. или на 14,6%.
Увеличение товарооборота
на 3756,0 тыс. руб. достигнуто за счет увеличения
количества рабочих дней в году (1
день), выработки с одного кв. м
торговой площади (14,6 руб.). Степень
влияния каждого из этих факторов
на изменение товарооборота
Таблица 2.8 – Степень влияния каждого из факторов на изменение розничного товарооборота
Показатели |
Расчет | ||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й | |
1. Торговая площадь, м2 2. Количество рабочих дней за год 3. Средняя продолжительность рабочего дня, час 4. Выработка на 1 м2 торговой площади за час работы, руб. 5. Товарооборот в действующих ценах (стр4 · стр3 · стр2 · стр1), тыс. руб. |
2009 г. 70,0 2009 г. 363 2009 г. 10
2009 г. 39,3
2009 г.
9981,6 |
2010 г. 70,0 2009 г. 363 2009 г. 10
2009 г. 39,3
пересчита-нный 2010 г. 9981,6 |
2010 г. 70,0 2010 г. 364 2009 г. 10
2009 г. 39,3
пересчита-нный 2010 г. 10009,1 |
2010 г. 70,0 2010 г. 364 2010 г. 10
2009 г. 39,3
пересчита-нный 2010 г. 10009,1 |
2010 г. 70,0 2010 г. 364 2010 г. 10
2010 г. 53,9
2010 г.
13737,6 |
На увеличение товарооборота в 2010 году на 3756 тыс. руб. в сравнении с прошлым 2009 годом оказали влияние следующие факторы:
1) площадь торгового зала не изменилась, поэтому товарооборот не изменился: 9981,6 – 9981,6 = 0 тыс. руб.
2) увеличение количества
рабочих дней в году на 1 день
вызвало увеличение
3) продолжительность рабочего дня не изменилась, поэтому изменение товарооборота равно нулю: 10009,1 – 10009,1 = 0 тыс. руб.
4) увеличение выработки на 1 м2 торговой площади за час работы дало следующий прирост товарооборота: 13737,6 – 10009,1 = 3728,5 тыс. руб.
Общее влияние всех факторов: 0 + 27,5 + 0 +3728,5 = 3756,0 тыс. руб., что подтверждает правильность расчетов. Анализируя таблицу 2.8, можно сделать вывод, что в 2010 году увеличился на 3756,0 тыс. руб. Увеличение произошло за счет увеличения количества рабочих дней. Этот показатель повлиял на повышение товарооборота на 27,5 тыс. руб., что составляет от прироста 0,73% (27,5*100/3767,0). Кроме того, в связи с увеличением выработки на 1 м2 торговой площади за час работы дало прирост товарооборота на 3728,5 тыс. руб. От общего объема товарооборота в 2010 году этот показатель составляет 27,14% (3728,5*100/13737,6). Такие показатели как площадь торгового зала и продолжительность рабочего дня не изменились. Следовательно, абсолютно никакого влияния на изменение товарооборота они не привнесли.
Для углубленного анализа увеличения темпа роста товарооборота 2010 года к 2009 году рассмотрим в поквартальном разрезе, используя информацию таблицы 2.9
Таблица 2.9 – Ритмичность квартального товарооборота в годовом товарообороте ООО «Полинорм» за 2010 год, тыс. руб.
Кварталы: |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение от 2009 г. |
В % к 2009 г. | ||
сумма, тыс. руб. |
удель-ный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
удель-ный вес, % | |||
I II III IV Всего за год |
2136,0 1785,6 2455,2 3604,8 9981,6 |
21,4 17,9 24,6 36,1 100,0 |
2815,2 2143,2 3612,0 5167,2 13737,6 |
20,5 15,6 26,3 37,6 100,0 |
679,2 357,6 1156,8 1562,4 3756,0 |
131,8 120,0 147,1 143,3 137,6 |
Товарооборот торгового предприятия увеличился на 3756,0 тыс. руб., таким образом, прирост составил 37,6%. Увеличение происходило неравномерно, наибольшее суммарное отклонение от 2009 года наблюдается в IV квартале и оно составляет 1562,4 тыс. руб., а наименьшее суммарное отклонение было во II квартале – 357,6 тыс. руб. Также всплеск покупательской активности приходится на третий квартал, в связи с этим на него приходится 3612,0 тыс. руб. или 26,3% от всего товарооборота, что на 1,7% больше в сравнении с прошлым годом.
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 2.10)
Таблица 2.10 – Ритмичность развития розничного товарооборота ООО «Полинорм» по месяцам года
Месяцы |
2009 год |
2010 год |
Темп роста 2010 г. к 2009 г., % |
Январь Февраль Март Итого за 1 кв. |
696,0 720,0 990,0 2406 |
717,0 1023,5 1871,5 3612,0 |
103,0 142,2 189,0 150,1 |
Апрель Май Июнь Итого за 2 кв. |
504,4 567,7 713,5 1785,6 |
624,9 745,5 772,8 2143,2 |
123,9 131,3 108,3 120,0 |
Июль Август Сентябрь Итого за 3 кв. |
635,8 839,3 710,1 2185,2 |
772,3 1274,2 768,7 2815,2 |
121,5 151,8 108,3 128,8 |
Октябрь Ноябрь Декабрь Итого за 4 кв. |
960,4 1104,5 1539,9 3604,8 |
1345,8 1478,9 2342,5 5167,2 |
140,1 133,9 152,1 143,3 |
Всего за год |
9981,6 |
13737,6 |
137,6 |
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота по сравнению с прошлым годом варьирует от 103,0% в январе до 189,0% в марте. Товарооборот во всех месяцах превышает показатели прошлого года.
Наибольшая положительная
разница товарооборота
Кроме того, рассматривая третий квартал, видим наибольший всплеск активности в августе (51,8%), наименьший – в сентябре (8,3%). Покупательная активность вызвана подготовкой к новому учебному году. Рассматривая четвертый квартал, отметим, что товарооборот является наименее скачкообразным: с самым низким приростом в ноябре (33,9%) и самым высоким в декабре (52,1%).
Динамика рассмотренных
показателей характеризует
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичное отклонение:
x - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
x - процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
n - число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратичное отклонение
определяет диапазон колебания реализации
товаров, т.е. максимальный и минимальный
объем товарооборота
Коэффициент вариации:
ν – коэффициент вариации;
- среднее квадратичное
- темп отклонения товарооборота за квартал.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя.
Коэффициент ритмичности:
Рассчитаем показатели с помощью приведенных формул и представим их в таблице 2.11
Таблица 2.11 - Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2009 – 2010 года
Квартал |
Темп отклонения, % |
Х - Хср |
(Х - Х ср)^2 |
I II III IV X ср |
131,8 120,0 147,1 143,30 135,55 |
-3,75 -15,55 11,55 7,75 - |
14,06 241,80 133,40 60,06 449,33 |
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 10,60%. Темп отклонения от товарооборота прошлого года было равномерным на 92,136%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
При анализе товарооборота следует учитывать, что динамика квартальных и месячных объемов продажи существенно отличается от годовых показателей; часто она имеет резко выраженные колебания, которые необходимо изучать. С этой целью рассчитывается индекс сезонности (таблица 2.12).
Таблица 2.12 – Сезонность развития товарооборота в действующих ценах по кварталам, тыс. руб.
Квартал |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Итого за три года |
Средняя величина за три года |
Коэффициент сезонности, % |
I II III IV Итого за год Среднеквартальный товарооборот |
1595,5 1265,6 1899,9 2836,5 7597,5
1899,4 |
2136,0 1785,6 2455,2 3604,8 9981,6
2495,4 |
2815,2 2143,2 3612,0 5167,2 13737,6
3434,4 |
6546,7 5194,4 7967,1 11608,5 31316,7
7829,2 |
2182,2 1731,5 2655,7 3869,5 10438,9
2609,7 |
83,62 66,35 101,76 148,27 400,00
- |
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию приходится на IV квартал (148,27%), а наименьший наблюдается во II квартале (66,35%). Такая большая амплитуда в показателях товарооборота говорит о том, что товары можно отнести к товарам особого спроса. Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2011 года.
План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговых организаций, поскольку он оказывает значительное влияние на конечные финансово-экономические показатели их деятельности.
Информация о работе Изучение динамики развития предприятия ООО «Полинорм»