Изучение динамики развития предприятия ООО «Полинорм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и прогнозирование динамики развития организации.
Для достижения цели, поставлены и решены следующие задачи:
1) Теоретические аспекты и методы изучения динамики развития организации
2) Проведение анализа динамики розничного товарооборота торговой организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Сущность и категории развития предприятия 5
1.2 Показатели и факторы, определяющие развитие предприятия 7
1.3 Методы оценки динамики развития организации 9
2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1. Анализ динамики и структуры товарооборота предприятия 17
2.2. Анализ факторов, влияющих на изменение структуры товарооборота предприятия 19
2.3. Оценка скорости товарооборота 25
3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 30
3.1. Факторная модель товарооборота 30
3.2. Основные направления развития предприятия 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………...………45

Работа содержит 1 файл

Изучение динамики развития предприятия (1).docx

— 194.01 Кб (Скачать)

Коэффициент устойчивого  роста используется для:

  • расчета возможностей достижения согласованности различных целей предприятия,
  • определения осуществимости запланированного темпа роста.

Если объемы продаж растут большими темпами, чем рекомендует  коэффициент устойчивого роста, то предприятие должно увеличить  следующие показатели: чистую рентабельность продаж, оборачиваемость активов, финансовый рычаг, коэффициент реинвестирования; либо выпустить новые акции.6

 1.3 Методы оценки динамики развития организации

 

Возможность достижения предприятием поставленных целей, в том числе  устойчивого экономического развития, во многом зависит от качества принимаемых  управленческих решений. Этому должны предшествовать анализ уровня развития предприятия и оценка степени  его устойчивости. Сравнительная  характеристика методик анализа  и оценки устойчивого развития экономических  объектов позволила выделить их преимущества, недостатки и границы использования.7

Использование методического  инструментария наталкивается на ряд  трудностей. Наиболее известными и  часто используемыми являются анализ структуры баланса и расчет коэффициентов финансовой устойчивости. Однако данный подход не в состоянии выявить и объяснить механизмы поддержания устойчивости, основанные на неформальных, внеинституциональных взаимоотношениях. Оценка степени устойчивого развития может быть дана только при использовании комплексных методик, включающих как количественный анализ экономических показателей, так и качественную оценку слабо формализуемых параметров.

Так как в данной работе мы исследуем динамику развития торгового  предприятия, рассмотрим методы оценки исходя из этой специфики. Для эффективного развития торгового предприятия важное значением имеет анализ объема, динамики, скорости и структуры его товарооборота на потребительском рынке. Изучение существующих тенденций и возможностей торговых предприятий, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем продаж товаров торговым предприятием, определяются в процессе анализа объема и структуры их товарооборота. В этом случае проведение анализа динамики позволяет:8

  • изучить процесс выполнения плана товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
  • изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
  • выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
  • проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

В общем случае анализ товарооборота  торгового предприятия может  проводиться по следующей схеме: «Определение общего объема товарооборота и оценка степени выполнения плана» _ «Оценка и анализ динамики общего объема товарооборота» _ «Анализ товарно-групповой структуры товарооборота» _ «Анализ состава товарооборота по его определенным видам» ⇒ «Оценка и анализ ритмичности и сезонности реализации товаров» _ «Количественная оценка факторов, которые обуславливают изменение товарооборота» _ «Анализ запаса финансовой прочности торгового предприятия».9

Первый этап проведения анализа  заключается в определении общего объема товарооборота торгового  предприятия за отчетный период и  оценка степени выполнения плана  товарооборота.

На этом этапе анализа  определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном  выражении, а по некоторым товарным группам и видам товаров, кроме  того - в натуральном размере.

Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем расчета относительного и  абсолютного размеров отклонений фактического объема товарооборота от заданного, которые могут быть вызваны негативным влиянием неучтенных в процессе планирования факторов. Изучение степени выполнения плана проводится не только для оценки качества планирования и степени  профессионализма работников планово-экономической  службы торгового предприятия, а, прежде всего, с целью оценки динамики его  внешней среды и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном торговом предприятии.

Второй этап сводится к  анализу динамики общего товарооборота  на протяжении отчетного периода (поквартально, на протяжении года или за 2-5 лет).

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота  предприятия строится сопоставимый динамический временной ряд изменения  товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид  осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.10

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) и изменениями в графике  реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Учитывая достаточно высокую  динамику изменения цен на Российском рынке, определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тсц., может проводиться последующей формуле:

где n- число интервалов времени  за отчетный период, на которых цена на различные виды товаров оставалась стабильной;

m- количество наименований  товаров различного вида 

Tфij – фактический товарооборот за i-й интервал времени отчетного периода по товару j-го наименования;

I цij -индекс прироста цены реализации товара j-го наименования на i-м интервале отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом i -1, который рассматривается как базовый.

Средний индекс изменения  цен рассчитывается непосредственно  предприятием с учетом структуры  товарооборота и информации об изменении  цен реализации на определенные товары на различных интервалах отчетного  периода. Использование для корректировки  индекса инфляции за соответствующий  период обычно является некорректным в связи с отличиями в структуре  товарооборота торговых предприятий.

На базе построенного динамического  ряда сопоставимого товарооборота  вычисляются абсолютные изменения  в объеме реализации товаров, а так  же темпы роста и прироста что  касается предыдущего и базового периода.

Важное значение для анализа динамки торгового предприятия имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:11

 

где Т - среднегеометрический темп роста;

Yk - конечный показатель динамического ряда;

Y0 - начальный показатель динамического ряда

n – количество показателей  в динамическом ряду.

Третий этап сводится к  анализу товарно-групповой структуры  товарооборота торгового предприятия  за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями  товаров).

На этом этапе аналитической  работы изучаются темпы роста  и прироста, абсолютный объем изменения  товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями  товаров), определяется вес отдельных  товарных групп (видов товаров) в  общем объеме товарооборота предприятия. В процессе проведения этой работы используется информация, полученная в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), что позволяет определить объективные (изменение объема и структуры  спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного  предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет  производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать  положительное или негативное влияние  динамики реализации отдельных видов  товаров на общий объем товарооборота  предприятия и дальнейшие возможности  его увеличения.

Четвертый этап сводится к  анализу состава товарооборота  предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых  товаров, организационных форм и  методов торговли.

Исследование состава  товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов  товарооборота – реализацию товаров  населению и оптовым потребителям, с немедленной оплатой и в  кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.12

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между  собой объемы реализации товаров  по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют  изменение их веса в общем объеме товарооборота.

Пятый этап сводится к проведению анализа объемов реализации товаров  поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение  факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют  ритмичность реализации товаров: средний  за отчетный период фактический товарооборот для товара j-го наименования (Тфсрj), среднеквадратическое отклонение (σj) товарооборота товара j-го наименования от его среднего объема за отчетный период и коэффициент вариации (νj) товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде:

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия  в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает  равномерность реализации товаров  на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. При этом, если коэффициент вариации νj равен нулю, то это говорит о стабильном товарообороте товара j-го наименования в отчетном периоде. Если νj= 1, то это показывает высокий уровень нестабильности товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде.

Исследования названных  показателей дает возможность установить степень равномерности продажи  товара по месяцам и кварталам, выявить  особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем менее ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.13

Шестой этапом – анализа  товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего  порядка (факторов, связанных с товарными  ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью  работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния  факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов  на потребительском рынке, уровень  жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы  и др.)

Количественная оценка влияния  отдельных факторов проводится методом  цепных подстановок и индексным  методом на базе моделей связи  факторов и объема товарооборота  предприятия.

Завершается анализ товарооборота  предприятия седьмым этапом и  сводится к исследованию запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение  товарооборота (в абсолютном и относительном  измерении) к достижению критической  таблицы «точки безубыточности деятельности».

Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует  порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются по следующим формулам:

где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;

Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют  порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше  осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и   самофинансировании. 14

При этом, основная задача управления товарооборотом торгового предприятия  сводится к стабилизации показателей  безопасности и финансовой прочности  относительно заданных пороговых их величин с минимальным значением  соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования  показателей безопасности и финансовой прочности торгового предприятия. В этом случае на основе накопленного опыта поведения или на основе информации, получаемой от высококвалифицированных  менеджеров и маркетологов, формируется  продукционная модель изменения  регулируемых параметров. Для этого  регулируемым параметрам ПБто , ЗФПто в соответствие ставятся лингвистические переменные «уровень безопасности предприятия» с нечеткими значениями «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» и «величина запаса финансовой прочности» с нечеткими значениями «очень малая величина», «малая», «средняя», «большая» и «очень большая». Учитывая также пропорциональную зависимость регулируемых параметров от объема товарооборота и динамику его изменения во времени, данному показателю в соответствие ставится лингвистическая переменная «скорость изменения товарооборота» с нечеткими значениями «очень малая скорость», «небольшая», «средняя», «большая» и «очень большая скорость». При этом скорость v изменения товарооборота на заданном интервале времен t2-t1 будет определяться согласно выражению:  

Информация о работе Изучение динамики развития предприятия ООО «Полинорм»