Издержки производства: содержание, структура и роль в деятельности фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на высокую степень разработки, данная тема является актуальной и в данный момент времени, так как в условиях перехода России к рыночной экономике вопрос об издержках предприятия и минимизация их становится более значимой, чем при административно-командной системе. Рыночная экономика побуждает каждое предприятие наиболее эффективно использовать свои возможности для получения прибыли. В современных условиях предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, но прежде чем получить прибыль предприятие должно проанализировать все виды затрат для уменьшения их. Только в этом случае можно реально говорить о получении прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы анализа издержек производства

предприятия……………………………………………………………………..5

1.1. Сущность, характеристика, виды и динамика издержек предприятия………………………………………………………………5

1.2. Значение анализа издержек производства в

деятельности предприятия………………………………………………18

Глава 2. Анализ издержек производства предприятия ОАО

«Армхлеб» за период 2006-2007 гг…………………………………………….25

2.1 Характеристика ОАО «Армхлеб»…………………………………..25

2.2. Анализ издержек производства за 2006 год……………………….31

2.3. Анализ издержек производства за 2007 год……………………….34

2.4. Рекомендации по улучшению управления издержками………….37

Заключение……………………………………………………………………...41

Список использованной литературы………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Издержки(курсовая).doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     Предельные издержки  показывают  изменения  в  издержках,  связанные  с уменьшением или увеличением объёма производства Q. Поэтому  сравнение  МС  с предельной выручкой  (выручкой  от  реализации  дополнительно  произведённой единицы продукции) имеет весьма важное значение  для  определения  поведения фирмы в рыночных условиях.

Издержки  в долгосрочном периоде: особенности периода, минимизация

издержек  и максимизация прибыли, концепция  экономии от роста масштаба производства.

     Долгосрочный период - такой временной отрезок, в течение которого фирма в состоянии  изменить  количество  всех  используемых  ресурсов,  включая  и производственные  мощности.  В  то   же   время   этот   период   по   своей продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни  фирмы  смогли покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в неё.

    Если существует множество комбинаций применения названных факторов  для достижения  определённого  объёма  производства,  то   неизбежно   возникает вопрос: какая комбинация из  их  множества  будет  самой  оптимальной,  т.е. позволяющей достичь заданного объема выпуска с минимальными издержками? Так как используемые факторы предприниматель покупает на рынке,  то  при  выборе варианта их сочетания он должен учитывать их рыночные цены.

    Так как в долгосрочном периоде   переменный  характер  всех  применяемых факторов  позволяет  фирме  использовать  самые  оптимальные   варианты   их сочетания, то это непременно отразится на величине и динамике  изменения  её средних издержек.

    Итак,  фирма  решила  увеличить  объём  производства,  расширить   свои

мощности. Что будет происходить с её средними общими АТС издержками?  Скорее всего, на начальном этапе расширения производства  они  будут  снижаться,  а затем, когда в производство будут вовлекаться всё новые  и новые  мощности, станут возрастать.

     Суть эффекта масштаба  сводится  к  тому,  что  в  одних  случаях расширение объёма  выпуска  будет  сопровождаться  снижением  долговременных средних общих издержек,  в  других  -  их  увеличением.  Это  обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру  той  или  иной  отрасли.  Чтобы понять это воздействие, вводится понятие минимального эффективного  масштаба (MES),  т.е.  наименьшего объёма  производства,  при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние общие издержки.

   Выбор оптимального размера предприятия будет зависеть  от  того,  какая

ситуация  складывается  с  долгосрочными  средними  общими  издержками.  Если наблюдается тенденция снижения последних  с  увеличением  объёма  выпуска  и если  этот  временной интервал  достаточно  продолжителен,  то

наибольшую  эффективность продемонстрируют крупные  фирмы,  ибо  они  обладают возможностью наиболее полно использовать последствия положительного  эффекта масштаба.

    Если же положительный эффект масштаба  по  временной  продолжительности является относительно небольшим и быстро сменяется  отрицательным эффектом, то эффективнее других будут выглядеть небольшие фирмы, ибо  они  в состоянии оперативно вносить необходимые  коррективы  в  свою  хозяйственную политику.   Значителен   удельный   вес   производства    малых    фирм    в сельскохозяйственной  отрасли,  сфере  услуг  и  некоторых  отраслях  лёгкой промышленности.

    В случае  достаточной   продолжительности   временного   интервала   с

постоянной  отдачей  от   применяемых   производственных   факторов,   когда положительный  эффект  масштаба  уже  себя  исчерпал,  а  отрицательный   не вступает в действие до тех  пор,  пока  не  достигнуты  значительные  объёмы производства, одинаково эффективными окажутся и крупные и  небольшие  фирмы.

    В целом же следует заключить, что структура отрасли зависит  не  только

от условий  формирования долгосрочных средних  издержек,  характерных  именно для данной отрасли, но и от  роли  государственной  экономической  политики, места национальной экономики в системе  международного  разделения  труда  и ряда других факторов.

   Рассматривая издержки в долгосрочном периоде, как уже выше сказано о

том, что  все издержки становятся переменными  в связи с периодически происходящими изменениями в условиях производства в результате инвестиционной деятельности. Поэтому в долгосрочном плане теряет смысл

раздельный  анализ постоянных и переменных издержек. Однако анализ общих средних издержек сохраняет своё значение.

     Таким образом, из всего объёма информации данного выше логичны обобщения: основная цель существования любой организации – максимизация прибыли посредством минимизации издержек; ограниченность и необходимость учёта ресурсов образует два подхода к трактовке издержек в зависимости от области применения – бухгалтерские и альтернативные; издержки образуют себестоимость выпускаемой продукции, которая в свою очередь имеет определённую характеристику; рассматривается классификация затрат образующих издержки производства по экономическим элементам, по статьям калькуляции, по отношению к процессу производства; для контроля и управления издержки делятся на внешние и внутренние, основные и накладные, прямые и косвенные, постоянные и переменные, простые и комплексные, текущие и единовременные и т.д.; подробно изложена суть поведения издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.

1.2 Значение анализа издержек производства в деятельности предприятия.

     В современной, быстро меняющейся, обстановке управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений 
необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является издержки и себестоимость продукции, выпускаемой предприятием. Можно с уверенностью заявить, что эти показатели являются одними из 
наиболее важных экономических характеристик деятельности фирмы. Чем же он так привлекателен? Почему ему так много уделяют внимания? Главными задачами развития экономики на современном этапе 
является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны 
хозяйственной деятельности предприятий, показывает эффективность управления издержками, их достижения и недостатки. Уровень 
себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием 
рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда 
оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой 
определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости 
промышленной продукции – одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют 
важное значение для предпринимательской деятельности организаций.

     Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия 
трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает 
предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства 
составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции    и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, 
называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее 
включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других 
предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата 
производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение 
себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и 
амортизационные отчисления. В легкой промышленности доля сырья и основных материалов составляет 86%, а заработной платы с отчислениями на социальное страхование - около 9%. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в 
технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве 
продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как 
правило, проводится систематически в течение года в целях выявления 
внутрипроизводственных резервов их снижения. Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется 
ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, 
себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости 
сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной 
(реализованной) продукции. Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение 
производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти 
расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота. В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на 
производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей 
расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен: СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1), где СР - себестоимость реализованной продукции СТ - себестоимость товарной продукции ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года. Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе. Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения 
не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий. Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее 
известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности. Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

- по составу учитываемых расходов (цеховая, производственная, полная 
себестоимость);

- по  длительности расчетного периода (месячная, квартальная, годовая, 
за ряд лет);

- по  характеру данных, отражающих расчетный период (фактическая 
(отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая); 
- по масштабам охватываемого объекта (цех, предприятие, группа 
предприятий, отрасль, промышленность и т.п.)

     Таким образом из всего вышесказанного понятно, что анализ издержек производства очень важен для предприятия, существующего в рыночной экономике при конкурентной борьбе. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является издержки и себестоимость продукции, выпускаемой предприятием. Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Добросовестно проанализированные издержки дают, пожалуй, наиболее значимую информацию для принятия каких либо решений об управлении затратами, их корректировке и более разумного распоряжения ими, так как анализ позволяет выявить все недоработки.

     Мы собрали всю необходимую информацию, которая поможет нам сделать некоторые выводы по теме издержек. Сущность, характеристика, виды и динамика, а так же значение анализа издержек производства в деятельности предприятия заключается в следующем:

  • основная цель существования любой организации – максимизация прибыли посредством минимизации издержек;
  • ограниченность и необходимость учёта ресурсов образует два подхода к трактовке издержек в зависимости от области применения – бухгалтерские и альтернативные;
  • издержки образуют себестоимость выпускаемой продукции, которая в свою очередь имеет определённую характеристику;
  • классификация затрат включает в себя деление по экономическим элементам, по статьям калькуляции, по отношению к процессу производства;
  • для контроля и управления издержки делятся на внешние и внутренние, основные и накладные, прямые и косвенные, постоянные и переменные, простые и комплексные, текущие и единовременные и т.д.;
  • издержки имеют свои особенности в краткосрочном и долгосрочном периодах;
  • для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является издержки и себестоимость продукции, выпускаемой предприятием;
  • анализ издержек предприятия даёт руководителям возможность принимать верные решения, основанные на фактах основных показателей деятельности предприятия.

     Мы рассмотрели теоретическую основу по теме «издержки». Это поможет нам произвести все необходимые расчеты, касающиеся показателей деятельности выбранной мной организации.   
 
 

Глава 2. Анализ издержек производства предприятия ОАО «Армхлеб» за период 2006-2007 гг.

2.1. Характеристика ОАО «Армхлеб».

     Акционерное общество «Армхлеб» является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава законодательства РФ.

     Юридический адрес предприятия ОАО «Армхлеб»: 352909 г. Армавир ул. Р. Люксембург, 239.

     Строительство хлебозавода началось в сентябре 1927г. В сентябре 1928г. было закончено строительство здания хлебозавода монтаж технологического оборудования. 18 сентября 1928г. принята дата основания хлебокомбината. Технологическое оборудование того времени составляло: из двух печей ХВ (с подвижным подом) общей мощностью 8 тонн в сутки, одной тестомесительной машины, мукопроизводительного агрегата и мешкоподъемника.

      Несмотря на бедность в оборудовании, Армавирский хлебозавод был вторым по Северо-Кавказскому краю, после Ростовского хлебозавода.

     Численность работающих составляла 600 человек. Все работы производились вручную. Печи топились жидким топливом – нефть, мазут. Ассортимент выпускаемой продукции состоял из 3-х видов:

  • хлеб пшеничный весовой;
  • хлеб из пшеничной муки 2 сорта весовой;
  • хлеб из пшеничной муки 1 сорта весовой.

     В 1951г. на хлебозаводе вместо печей ХВ введены: одна печь ФТЛ-2 мощностью 12 тонн хлеба в сутки и 2 печи ДСД мощностью 24 тонн хлеба в сутки. В 1951 общая суточная мощность хлебокомбината составляла 80 тонн.

     В 1955г. введено в эксплуатацию вновь построенное 2-х этажное здание.

     В 1956г. на пекарне установлен тестоделитель с тестозакаткой и округлителем, что дало возможность механизировать деление и взвешивание кусков теста, которые раньше производились в ручную, с использованием настольных весов. Вместо жаровых подовых печей произведен монтаж двух конвейерных  печей, мощностью 2,5 тонн булочных изделий в сутки, что позволило частично механизировать посадку и выемку тестовых заготовок и готовой продукции и увеличить суточную выработку булочных изделий с 3 до 5 тонн в сутки.

Информация о работе Издержки производства: содержание, структура и роль в деятельности фирм