Источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Предприятие на различных этапах своей деятельности ставит перед собой определенные цели и задачи, формулировка этих задач зависит от текущего состояния предприятия. Туристическое предприятие – субъект хозяйствования ,деятельность которого регламентирована действующим законодательством. Согласно ст.46.ч.1.Гражданского кодекса Республики Беларусь, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» . Эта цель является отличительной для коммерческих организаций, которыми являются и туристические предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Прибыль - важнейший показатель хозяйственной деятельности туристического предприятия
1.1. Прибыль как экономическая категория
1.2. Сущность прибыли туристического предприятия С. 8
1.3. Источники образования прибыли
на туристическом предприятии С. 11
1.4. Виды прибыли и методика их расчета С. 12
1.5. Распределение и использование прибыли
туристическом предприятия С. 16
Глава 2. Рентабельность хозяйственной деятельности
туристического предприятия С. 18
2.1. Сущность рентабельности туристического предприятия
2.2. Основные показатели рентабельности туристического предприятия.
2.3. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности
Глава 3. Управление прибылью и рентабельностью
на туристическом предприятии С. 21
Заключение С. 28

Список литературы: 32

Работа содержит 1 файл

источник 3.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

    ЧА = ОК + ТА - ТО,

    где ОК - основной капитал; ТА - текущие активы; ТО - текущие обязательства

    ЧА(2009г.)=22+46-5=63млн.руб.

    ЧА(2010г.)=33+58-10=81млн  руб.

    В анализе хозяйственно-финансовой деятельности туристскими предприятиями используется показатель рентабельности совокупных ресурсов (Рср), определяющий величину полученной прибыли на единицу затраченных совокупных ресурсов:

    Рср = (БП(ЧП)) / (ОФ + ОС + ФОТ,

    где ФОТ - фонд оплаты труда .

    Рср(2009г.)=15млн.руб/(22+24+36)х100%=18%

    Рср(2010г.)=22млн.руб./(28+30+48)х100%=21%.

    Рентабельность фонда оплаты труда (Pфот) отражает эффективность использования трудовых ресурсов и показывает соотношение величины и изменения фонда заработной платы. Она рассчитывается как отношение прибыли к затратам живого труда:    

    Рфот = (БП(ЧП)) / ФОТ х 100 %.

    Рфот(2009г.)=15/36х100%=42%

    Рфот(2010г.)=22/48х100%=45%

    Многообразие  показателей рентабельности не только позволяет оценить эффективность  работы туристского предприятия, но и обеспечивает альтернативность поиска путей ее повышения.

    На  основании вышеприведенных расчетов мы наблюдаем ,что уровень рентабельности ООО»Кентавр» в 2010г.увеличился по сравнению с показателями 2009г.на5%,поэтому можно сделать вывод-предприятие стабильно устойчиво.

    Показатели  рентабельности весьма практичны, они  отвечают интересам всех участников: руководителей предприятия - поскольку говорят о доходности всего капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов - так как показывают отдачу на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - информируют о доходности акций; предпринимателей - из-за возможности судить по ним о привлекательности бизнеса в этой сфере. Кроме того, они свидетельствуют о способности туристского предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами благодаря использованию имеющегося у него производственного потенциала.

    И, наконец, высокий и стабильный уровень  рентабельности обеспечивает победу предприятию  в конкурентной борьбе и способствует его выживанию . 

2.3. Основные  источники резервов повышения  уровня рентабельности

Показатели  рентабельности формируются на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменений размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал. Например:

 

Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по следующим факторным  зависимостям:

Эта формула  раскрывает связь между рентабельностью  всех активов, рентабельностью  реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Также показатели рентабельности формируются на базе расчета уровня рентабельности, где вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.

Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе  путей повышения рентабельности важно разделение внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как  цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Для того чтобы узнать минимальный размер выручки от реализации предоставляемых услуг, ниже которого предприятие будет убыточным, необходимо рассчитать точку безубыточности или порог рентабельности.

Расчет  порога рентабельности производится на основе данных о прибылях и убытках  предприятия.

Для этого  также необходимо рассчитать следующие  показатели:

Маржинальный  доход.

Маржинальный  доход = постоянные затраты + прибыль

К постоянным затратам можно отнести затраты, сумма которых не меняется при  изменении объема производства продукции, работ, услуг. К этой группе можно  отнести: затраты на рекламу, управленческие расходы, аренда, электроэнергия, банковские услуги. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме.

Доля  маржинального дохода к выручке.

Доля  маржинального дохода в выручке = маржинальный доход / выручка х 100%

Порог рентабельности.

Порог рентабельности = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке

Точку безубыточности или объем критической  выручки можно также отразить и графическим способом (рис. 1.4.):

Рис. 1.4. Точка безубыточности 

Для того чтобы оценить влияние различных  факторов на рентабельность деятельности предприятия, используется факторный анализ. Он позволяет сделать обоснованные выводы о динамике рентабельности и, в конечном счете, дать конкретные предложения о направлениях изменения структуры услуг в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

В финансовом анализе могут быть использованы различные методы:

- индексный  метод;

- метод  интегральной оценки;

- метод  цепных постановок.

Более подробно разберем метод цепных подстановок, с помощью которого и будут рассмотрены показатели рентабельности в данной дипломной работе.

Метод цепных подстановок применяется, когда  зависимость между изучаемыми явлениями или процессами носит строго функциональный характер, то есть представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. При этом рассматриваемая модель может быть любого вида: мультипликативной, аддитивной, кратной или комбинированной. При методе цепных подстановок последовательно заменяются рассматриваемые показатели-факторы от базовой величины к фактической, в каждом расчете меняется только один показатель, все остальные остаются на предыдущем уровне.

Модифицируя формулу рентабельности

R = Прибыль / Затраты

Для определения  факторов, которые влияют на изменение  рентабельности, получим:

R = (выручка от реализации – затраты на производство (себестоимость) –

- коммерческие  расходы – управленческие расходы) / затраты на производство

Эта факторная  модель показывает, что рентабельность услуг по прибыли от реализации влияют такие факторы как выручка  от реализации, себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Алгоритм  расчета:

Ведем некоторые сокращения

ВР –  выручка от реализации продукции;

З –  затраты на производство (себестоимость);

КР –  коммерческие расходы;

ПР –  прибыль.

1. Изменение  рентабельности продукции (по прибыли от реализации) за счет изменения выручки от реализации:

R0 = (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) / З0

Rвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) / З0

∆Rвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) / З0 – (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) / З0

2. Изменение  рентабельности продукции за  счет изменения себестоимости:

Rсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) / З1

∆Rсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) / З1 – (ВР1 - З0 - КР0 - УР0) / З0

3. Изменение  рентабельности продукции за  счет изменения коммерческих  расходов:

Rкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) / З1

∆Rкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) / З1 – (ВР1 - З1 - КР0 - УР0) / З1

4. Изменение  рентабельности продукции за  счет изменения управленческих  расходов:

Rур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) / З1

∆Rур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) / З1 – (ВР1 - З1 - КР1 - УР0) / З1

5. Проверка  правильности расчетов:

∆R = R1 – R0 = ∆Rвр + ∆Rcc + ∆Rкр + ∆Rур

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее. Они наиболее полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования. 
 

 

     4. Управление прибылью и рентабельностью на туристическом предприятии 

    Деятельность  туристского предприятия направлена на достижение главной цели - получения максимальной прибыли, чему способствует управление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности хозяйствования. Управление включает анализ прибыли и рентабельности, их планирование и определение возможных путей их увеличения.

    Экономический анализ прибыли и рентабельности включает изучение:

    - выполнения плана по прибыли  и рентабельности;

    - динамики прибыли и рентабельности;

    - влияния и уровня влияния факторов, воздействующих на прибыль и  рентабельность;

    - резервов роста прибыли и способов  их мобилизации. Анализ динамики  прибыли, темпов ее прироста  в сопоставлении с аналогичной  информацией конкурентов, а также с динамикой величины и прироста чистой прибыли дает представление о положении дел на предприятии - снижении или повышении темпов прироста. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует о заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективности хозяйствования /4; с. 364 –365/.

    На  размер прибыли и рентабельности оказывает влияние большое количество факторов. Все эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Граница внутренних факторов управляема и зависит от экономической политики самого предприятия. В их числе: объем продаж, виды туристского продукта и сегменты рынка, специфика работы с потребителем, менеджмент, эффективность использования издержек производства, материальное стимулирование коллектива и др. Внешние факторы являются отражением внешней экономической среды и практически не зависят от деятельности предприятия. В основном они обусловлены уровнем экономического состояния государства.

Информация о работе Источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия