Источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Предприятие на различных этапах своей деятельности ставит перед собой определенные цели и задачи, формулировка этих задач зависит от текущего состояния предприятия. Туристическое предприятие – субъект хозяйствования ,деятельность которого регламентирована действующим законодательством. Согласно ст.46.ч.1.Гражданского кодекса Республики Беларусь, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» . Эта цель является отличительной для коммерческих организаций, которыми являются и туристические предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Прибыль - важнейший показатель хозяйственной деятельности туристического предприятия
1.1. Прибыль как экономическая категория
1.2. Сущность прибыли туристического предприятия С. 8
1.3. Источники образования прибыли
на туристическом предприятии С. 11
1.4. Виды прибыли и методика их расчета С. 12
1.5. Распределение и использование прибыли
туристическом предприятия С. 16
Глава 2. Рентабельность хозяйственной деятельности
туристического предприятия С. 18
2.1. Сущность рентабельности туристического предприятия
2.2. Основные показатели рентабельности туристического предприятия.
2.3. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности
Глава 3. Управление прибылью и рентабельностью
на туристическом предприятии С. 21
Заключение С. 28

Список литературы: 32

Работа содержит 1 файл

источник 3.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

    - отчисления на обязательное медицинское  страхование;

    - страховые взносы на виды обязательного  страхования, по добровольному  страхованию жизни и дополнительных пенсий, а также платежи по страхованию имущества, труда, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов;

    - плата по процентам за ссуды;

    - износ нематериальных активов,  используемых в уставной деятельности;

    - прочие расходы на производство и реализацию продукции, включая расходы по всем видам ремонта основных производственных фондов, а также налоги в бюджет, относимые на себестоимость продукции, отчисления в социальные фонды, предусмотренные законодательством .

    Прибыль от реализации основных фондов туристского предприятия определяется как разница между выручкой от реализации основных фондов, уменьшенной на сумму налога на добавленную стоимость, отчислений, взимаемых с выручки, и остаточной (восстановительной) стоимостью основных фондов, а также расходами по реализации основных фондов.

    В состав доходов от внереализационых операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ услуг), в том числе безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности, кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника. К этой группе относятся: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; излишки объектов основных фондов и прочих активов, выявленные при инвентаризации; кредиторская и депонентская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

    К внереализационным расходам и потерям  относятся: убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности; недостатки материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; судебные издержки и арбитражные расходы, не компенсируемые расходы от стихийных бедствий; другие расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) . 

    1.5. Распределение и использование прибыли туристического предприятия

    Балансовая  прибыль является объектом распределения  на конкретном туристском предприятии. Механизм распределения базируется на следующих основных принципах:

    - полученная прибыль распределяется между государством и предприятием;

    - прибыль для государства поступает  в бюджет в виде налогов  и сборов, ставки которых устанавливаются  законодательством;

    - размер прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, должен  стимулировать его хозяйственную деятельность;

    - прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, в первую очередь  направляется на накопление, оставшаяся  часть - на потребление .

    Вопрос  распределения прибыли для государства, поступающей в бюджет в виде налогов и сборов, был раскрыт в главе 1 настоящей работы.

    Оставшаяся  сумма прибыли после уплаты налогов  и других обязательных платежей представляет собой чистую прибыль предприятия. Ее распределение отражает процесс формирования фондов туристского предприятия для финансирования потребностей производства и удовлетворения социальных нужд работающих. Порядок формирования, распределения и использования чистой прибыли фиксируется в уставе туристского предприятия и определяется соответствующим положением. Согласно уставу на предприятии создаются фонды социального назначения: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.

    Образование фонда накопления представляет собой  экономический процесс, в результате которого предприятие получает возможность осуществлять развитие своей деятельности. Поэтому при определении порядка распределения чистой прибыли по фондам наибольшая сумма должна поступать в фонд накопления (не менее 60 %). Средства фонда накопления направляются: на новое строительство, модернизацию и обновление основных фондов, финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства; на погашение расходов, связанных с выпуском ценных бумаг; проведение природоохранных мероприятий; взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий; взносы, перечисленные ассоциациям, союзам, другим общественным организациям, и др. Величина фонда накопления в определенной степени свидетельствует о финансовом состоянии туристского предприятия.

    Фонд  потребления - дополнительный источник средств предприятия для реализации мероприятий по материальному поощрению и социальному развитию коллектива. Средства фонда потребления направляются: на выплату единовременных вознаграждений по итогам работы за год; выплату пособий; единовременные поощрения работников; установление трудовых и социальных льгот; выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бумагам; оплату проезда; проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и др.

 

     Глава 2. Рентабельность хозяйственной деятельности туристического предприятия

    2.1. Сущность рентабельности  туристического предприятия

    Об  эффективности работы предприятия  недостаточно судить только по одному показателю - прибыли. Например, две  фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно?

    Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности .

    Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции. Различают два вида рентабельности: рассчитанная на основе балансовой прибыли и рассчитанная на основе чистой прибыли (чистая рентабельность) .

    Рентабельность  отражает многие стороны деятельности туристского предприятия за определенный период. Существует система показателей рентабельности, которая в свою очередь является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности предприятий индустрии туризма.

    Рентабельность  характеризует процентное отношение  суммы прибыли к одному из показателей  и отражает взаимосвязь прибыли  с другими показателями.

    2.2. Основные показатели рентабельности туристического предприятия.

    В практике работы туристских предприятий наибольшее распространение получили следующие показатели.

    Рентабельность  реализации (Рр) рассчитывается как  по всему объему реализованных туристских продуктов и услуг, так и по их отдельным видам:

    Рр = (БП(ЧП))/(ВрВрч) х 100%,

    или

    Рр = (БП(ЧП)/С х 100 %,

    где БП - балансовая прибыль; ЧП - чистая прибыль; Вр(Врч) - выручка (чистая выручка) от реализации; С — себестоимость .

    Рр(2009г.)=15млн.руб/84млн.руб.х100%=18%.

    Рр(2010г.)=22млн.руб./108млн.руб=23%.

    Рентабельность  отдельных видов туристского  продукта зависит от цены, по которой он реализуется потребителю, и себестоимости по данному виду.

    Показатели  рентабельности реализованных туристских продуктов (услуг) дают представление  о доходности реализуемых туристских товаров (услуг) и эффективности  текущих затрат. Коэффициент рентабельности реализованной продукции показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесет каждая единица реализованного туристского продукта.

    Рентабельность  текущих затрат (Ртз) дает представление  об эффективности текущих затрат туристского предприятия:

    Ртз = (БП(ЧП))/ИП х 100%,

    где ИП — издержки производства .

    Несмотря  на то, что затраты по эксплуатации основных фондов (ОФ) входят в издержки производства, этот показатель лишь частично отражает эффективность использования ОФ. С этой целью рассчитывается рентабельность основных фондов (Роф):

    Роф = (БП(ЧП)) / ОФ х 100%.

    Роф(2009г.)=15млн.руб/22млн.руб.х100%=68%.

    Роф(2010г.)=22млн.руб./28млн.руб.=79%.

    Рентабельность  оборотных средств (Рос) рассчитывается по формуле:

    Рос = (БП(ЧП))/ ОС х 100%,

    где ОС — оборотные средства .

    Рос(2009г.)=15млн.руб/24млн.рубх100%=63%.

    Рос(2010г.)=22млн.руб./30млн.руб.х100%=73%.

    Важным  экономическим показателем, характеризующим  эффективность производственной деятельности туристского предприятия и уровень  использования им производственных ресурсов, является рентабельность производства - отношение общей, или балансовой, прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств (ОСн). Основные фонды включаются в расчет по балансовой стоимости, денежные средства и средства при этом не учитываются. Показатель рентабельности производства (Рп) равен:

    Рп = (БП(ЧП)) / (ОФ + Осн) х 100 %.

    Рп(2009г.)=15млн.руб/(22млн.руб.+4млн.руб)=52%.

    Рп(2010г.)=22млн.руб(28млн.руб.+4млн.руб)=69%.

      Экономически важным для туристского  предприятия является показатель экономической рентабельности активов (ЭР), или экономической рентабельности всего капитала, то есть суммы его собственных или заемных средств:

    ЭР = (К + проценты за кредит, относимые  на себестоимость) / К,

    где К - совокупный капитал предприятия .

    Коэффициент рентабельности активов (Ра) показывает, сколько денежных единиц требуется предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств:

    Ра = (БП(ЧП)) / Аср х 100 %,

    где Аср - среднегодовая стоимость активов 

    Ра(2009г.)=15млн.руб/46млн.рубх100%=33%

    Ра(2010г.)=22млн.руб./58млн.руб.х100%=38%..

    Данный  показатель является одним из важнейших  индикаторов конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяют посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.

    Коэффициент рентабельности собственного капитала (Рск) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками капитала:

    Рск = (БП(ЧП))/ Кс х 100%,

    где К - среднегодовая стоимость собственного капитала .

    Сравнение этого показателя с расчетными данными  по вложению собственного капитала в ценные бумаги позволяет получить информацию об эффективности использования капитала.

    Рентабельность чистых активов (Рча) рассчитывается следующим образом:

    Р ча = (БП(ЧП)) / ЧА х 100%,

    где ЧА — чистые активы .

    Рча(2009г.)=15млн.руб/63млн.руб.х100%=24%

    Рча(2010г.)=22млн.руб./81х100%=27%.

    Чистые  активы определяются по формуле

Информация о работе Источники формирования и механизм распределения прибыли туристического предприятия