Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические особенности вертикальной интеграции, ее понятие и предпосылки, преодоление ее возможных негативных последствий и повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний;
- выявить и изучить содержание и функции вертикально-интегрированных компаний;
- проанализировать факторы эффективности деятельности предприятий в рамках вертикально-интегрированной компании;

Содержание

Введение ………………….………………………………………………………….3
1 Теоретические основы экономической интеграции в нефтехимическом комплексе РФ……….…………………………….....................................................6
1.1 Понятие и сущность вертикальной интеграции ………...…………….. 6
1.2 Предпосылки вертикальной интеграции …………………...…………. 9
1.3 Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции …………………………………………………………………...…... 13
2 Состояние вертикально-интегрированных компаний в России………………17
2.1Становление крупнейших нефтяных вертикально-интегрированных компаний России. Изменение территориального аспекта их функционирования ……………………………………………………………………………….………17
2.2 Оценка современного состояния и тенденции развития нефтяной промышленности в России …………………………. ……………………….….. 26
2.3 Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний ……………………………………………………………… 29
3 Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике ………..…….............................................................................................................. 39
3.1 Международная экономическая интеграция ………………………………………………………….………………………….. 39
3.2 Перспективы российской нефтехимии…………...………………….... 44
Заключение ……………………………………………………………..……50
Список используемой литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовик мой.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     Наиболее  зрелой формой экономической интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и  соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз. 

     3.2 Перспективы российской нефтехимии

     Переговорный  процесс о вступлении России во Всемирную  торговую организацию постепенно идет к своему завершению, однако по ситуации на сегодняшний день большинство отраслей российской промышленности не способны будут конкурировать с зарубежными предприятиями в условиях открытого рынка. Для того чтобы процесс вступления России в ВТО не обернулся для российских предприятий безвозвратной потерей своих рыночных позиций с последующим неизбежным кризисом целых отраслей промышленности необходимы срочные меры, позволяющие повысить конкурентоспособность российской экономики.

          Если говорить о конкретной отрасли - российской химии и нефтехимии, то для понимания важности стоящих перед отраслью проблем, достаточно сравнить существующее положение дел в российской и западной моделях развития этого сектора мировой экономики.

         Российская нефтехимия сегодня представляет собой значительное число предприятий малой единичной мощности, зачастую использующих физически и морально устаревшее оборудование, испытывающих острую нехватку инвестиционных средств и поддерживающих работоспособность оборудования путем постоянных ремонтов и модернизаций за счет собственного оборотного капитала.

          Зарубежная химия и нефтехимия - это крупные, высокотехнологичные  предприятия большой единичной  мощности. Основное направление  развития по западной модели - процесс интеграции и концентрации производств, позволяющий резко повысить эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Так, всего за несколько лет в результате интеграции количество компаний, занимающих существенные доли на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, сократилось с 48 до 14.

          Для того, чтобы повысить эффективность  деятельности российских химических  и нефтехимических компаний простой  концентрации (объединения действующих  предприятий) будет недостаточно. Невысокая производительность и устаревшие технологии российских нефтехимических производств обуславливают более высокую себестоимость производства продукции в сравнении с большинством действующих и строящихся во всем мире современных высокотехнологичных комплексов. В России на каждого работающего в нефтехимии приходится приблизительно 30-40 тыс. долларов выручки предприятия, в то время как у мировых лидеров отрасли этот показатель составляет 300-500 тыс. долларов. Ценовая конкуренция в таких условиях с крупнейшими западными производителями находится за гранью возможности российских предприятий уже в настоящее время. А беспошлинный ввоз нефтехимической продукции на внутренний рынок после вступления в ВТО при существующем положении дел приведет к катастрофическим последствиям для российских химических и нефтехимических предприятий.

          Облик современного предприятия,  способного конкурировать с ведущими  западными компаниями, - это, прежде  всего, современные технологии, обеспечивающие  должный уровень качества, и высокая производительность, способствующая снижению издержек за счет эффекта масштаба и, конечно, высококвалифицированная рабочая сила.

          Вступление в ВТО реально и  неизбежно. В связи с этим  все большее значение для российских  компаний начинает приобретать фактор времени. Переход к современной модели производства необходимо проводить в максимально сжатые сроки при обеспечении высокой эффективности инвестиций. Те преимущества, которые есть у российских компаний сегодня, - стоимость энергоресурсов и рабочей силы, дающие дополнительный маржинальный доход, к моменту вступления России в ВТО будут сведены к нулю, и задача повышения эффективности инвестиций в отрасль встанет с особой остротой. При этом значительно улучшить экономические показатели проектов создания современных химических и нефтехимических комплексов позволяет использование уже имеющейся инфраструктуры - на сегодняшний день стоимость объектов инфраструктуры в структуре капитальных затрат составляет 30-40%.

           Строительство в «чистом поле» при существующей нормативной базе и тарифной политике приведет к значительному снижению эффективности инвестиций за счет чрезмерных затрат на организацию необходимой инфраструктуры. Несоответствие принятых в РФ норм и правил мировым стандартам приводит к тому, что идентичные производства, спроектированные по российским нормам, размещаются на значительно бόльших площадях и требуют дополнительных коммуникаций. Существующие СНиПы и нормы безопасности предусматривают организацию огромных «санитарно-защитных» и «опасных» зон вокруг химических комплексов и в пределах промплощадок. Это, несомненно, отражается на экономических показателях таких проектов, зачастую увеличивая сроки их окупаемости до бесконечности, и сильно снижает конкурентоспособность производимой продукции в сравнении с зарубежными аналогами. Т.о. в настоящий момент строительство нефтехимических комплексов имеет смысл начинать только в местах с уже имеющейся высокоразвитой инфраструктурой, резервы загрузки которой позволяют реализовать проект с минимальными издержками. При этом выбор места размещения должен быть очень тщательным, т.к. промышленных площадок, имеющих достаточные инфраструктурные резервы, на которых возможна реализация проектов по западной модели, в России не так много.

          Еще одна проблема, требующая неотлагательных мер - это сырьевое обеспечение российских нефтехимических предприятий углеводородным сырьем. В первую очередь это логистика - существующие инфраструктурные особенности российского нефтехимического комплекса, заключающиеся в отсутствии альтернативных вариантов поставок УВС, приводят к постоянной нехватке углеводородного сырья и периодическим перебоям в поставках УВС для российских предприятий. Удаленность большинства существующих комплексов от источников УВС и необходимость его транспортировки на значительные расстояния резко увеличивает издержки производства в сравнении с производствами, расположенными в непосредственной близости от источника сырья.

           Нельзя не упомянуть и про  неэффективность использования  добываемого газового и нефтяного сырья - по различным оценкам в России ежегодно сжигается от 25 до 30 млрд. куб. метров попутного нефтяного газа - более 60% суммарных объемов его добычи. Решение этой проблемы требует непосредственного участия государства. Президентом России поставлена задача - увеличение степени переработки сырья, в т.ч. нефтяного, но это лишь общее направление, первый шаг в разрушении статуса России как источника сырья для мировой промышленности. Далее дело за конкретными компаниями. А ведь нефтехимия - это та отрасль, на которую приходится значительная часть переработки газового и нефтяного сырья. Кроме того, переработка 1 тонны УВС дает коэффициент 7 по добавочной стоимости к ВВП.

           В этом вопросе роль государства  видится в стимулировании развития нефтехимических производств через дифференцированную тарифную и налоговую политику:

     - снижение тарифов на перевозку  УВС, предназначенного для дальнейшей  переработки на нефтехимических  предприятиях (по примеру специальных  тарифов на перевозку угля),

     - снижение или даже отмена акцизов  на углеводородное сырье, предназначенное  для нефтехимических предприятий.

           По расчетам экономистов среднегодовые  налоговые поступления в бюджеты  разных уровней от реализации проекта по переработке 2 миллиона  тонн прямогонного бензина (нафты) могут превысить сумму поступлений от акцизов более чем в 2 раза.

           Проблема обеспечения гарантированных  поставок УВС - одна из основных  задач, стоящих перед российскими  нефтехимическими предприятиями,  не входящими в крупные вертикально-интегрированные холдинги. Для реализации этой задачи должен поменяться менталитет всех представителей российского бизнеса. Усилия компаний должны быть нацелены как на эффективность одного отдельно взятого проекта (инвестиций), так и на национальные макроэкономические интересы - повышение конкурентоспособности России путем создания крупных перерабатывающих комплексов в конкретных отраслях промышленности и, таким образом, всей российской экономики. На сегодняшний день необходим именно такой системный подход к оценке эффективности инвестиций.

           Резюмируя вышеописанные требования  к современному нефтехимическому  комплексу можно утверждать, что  наиболее перспективными и инвестиционно  привлекательными будут проекты  строительства нефтехимических комплексов большой единичной мощности на базе существующих промплощадок с высокоразвитой инфраструктурой, гарантированно обеспеченные углеводородным сырьем.

           Детальный анализ существующих  в настоящее время планов российских  предприятий по расширению нефтехимических мощностей показывает, что промышленных площадок, на которых возможна реализация проектов, обладающих вышеописанными характеристиками, крайне мало. Одной из таких площадок является территория южного промышленного узла г. Волгограда с расположенными в непосредственной близости нефтеперерабатывающим заводом компании «Лукойл» и химическим предприятием - ОАО «Каустик», входящим в Группу НИКОХИМ.

           Руководство компании НИКОХИМ,  которая является инициатором  проекта строительства нефтехимического комплекса на базе южного промышленного узла г Волгограда, давно осознало необходимость строительства в России современного нефтехимического производства базовых полимеров большой единичной мощности.

          Предлагаемый компанией НИКОХИМ  проект предусматривает переработку 2 млн. тонн прямогонного бензина в год и ежегодный выпуск 500 тысяч тонн поливинилхлорида, 450 тысяч тонн дефицитных и наиболее перспективных марок полиэтилена, 400 тысяч тонн полипропилена и целого ряда других ценнейших нефтехимических продуктов, пользующихся устойчивым спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, на общую сумму более 2,3 млрд. $ в год. Среднегодовые налоговые поступления от реализации этого проекта в бюджеты всех уровней составят более 11,3 млрд. рублей. Даже с учетом принятой в расчетах 10%-й кредитной ставки на заемные средства в размере 1,8 млрд. евро, внутренняя норма доходности (IRR) составляет порядка 27%, что позволяет говорить об очень высоких экономических показателях проекта.

          Расположение комплекса в центре Волго-Донского транспортного узла, на пересечении речных, морских, автомобильных, железнодорожных трасс международного значения и близость к большинству промышленных центров России позволит значительно снизить издержки на транспортировку готовой продукции. Это, а также наличие развитой производственной инфраструктуры южного промышленного узла г. Волгограда, квалифицированного персонала в сочетании с высокой степенью технической проработки проекта подчеркивает уникальность будущего комплекса. По оценке одной из крупнейших мировых инжиниринговых компаний Linde проект строительства нефтехимического комплекса на базе волгоградской промплощадки Группы НИКОХИМ является одним из наиболее эффективных в настоящее время. К настоящему времени есть понимание необходимости и возможности финансирования этого проекта у «Внешторгбанка» (ОАО «Банк ВТБ») - одного из крупнейших российских банков, который готов выступить финансовым партнером и консультантом.

     В результате реализации этого проекта  в России может появиться современный комплекс - одно из крупнейших нефтехимических предприятий России с полным технологическим циклом производства продукции. При этом удачное сочетание химических и нефтеперерабатывающих мощностей позволит обеспечить широкий ассортимент востребованной на рынке продукции и как результат высокую экономическую эффективность будущего производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Интеграционные  тенденции в химической и нефтехимической  промышленности отечественной экономики  проявляются в различных формах, таких как холдинги, крупные концерны, территориальные кооперационные образования, корпорации, но наиболее ярко - в финансово-промышленных группах (ФПГ). В зарубежной практике виды организационного объединения подразделяются на "мягкие" объединяющие структуры, строящиеся на основе контрактов, и "жесткие" - в виде холдингов и ФПГ. Анализ показывает, что почти 40% отечественных предприятий привлекательной формой интеграции считают создание "мягких" ассоциативных структур, основанных на развитии внутренних договорных отношений. Эти формы рассматриваются как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности. В то же время мировая практика демонстрирует значительно больший спектр возможностей при жестких формах взаимосвязей родственных предприятий. Аналогичным примером в российской нефтехимии может служить агрессивная и экспансионистская деятельность холдинга "ЛУКойл", активно скупающего контрольные пакеты акций смежных предприятий и захватывающего все новые рынки сбыта.

     В российской промышленности привлекательность организационных объединений типа холдингов хозяйствующими субъектами оценивается невысоко, ее сторонниками являются только 11% предприятий. Причин здесь несколько: отсутствие должных размеров собственного капитала для покупки акций предприятий; нежелание стать дочерней или зависимой фирмой; сложные бюрократические структуры при регистрации холдингов. Однако есть основания в ближайшей перспективе ожидать постепенное возрастание привлекательности новой организационной формы бизнеса.

     Одной из первых интеграционных групп в  нефтяной и нефтехимической промышленности Республики Татарстан в 1995 году Указом Президента РТ было создано АО "Татнефтехиминвест-Холдинг". В него вошли акционерные общества "Татнефть", "Казаньоргсинтез", "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина". Одной из характерных черт созданной компании, отличающих холдинг от ФПГ, является большое влияние государства, связанное с весомой долей государственной собственности, что позволяет Правительству сохранять ключевые властные позиции в ведущих отраслях экономики Татарстана Отечественный и зарубежный опыт показывает, что многие холдинговые компании функционируют эффективно, успешно решая поставленные задачи.

Информация о работе Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ