Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические особенности вертикальной интеграции, ее понятие и предпосылки, преодоление ее возможных негативных последствий и повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний;
- выявить и изучить содержание и функции вертикально-интегрированных компаний;
- проанализировать факторы эффективности деятельности предприятий в рамках вертикально-интегрированной компании;

Содержание

Введение ………………….………………………………………………………….3
1 Теоретические основы экономической интеграции в нефтехимическом комплексе РФ……….…………………………….....................................................6
1.1 Понятие и сущность вертикальной интеграции ………...…………….. 6
1.2 Предпосылки вертикальной интеграции …………………...…………. 9
1.3 Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции …………………………………………………………………...…... 13
2 Состояние вертикально-интегрированных компаний в России………………17
2.1Становление крупнейших нефтяных вертикально-интегрированных компаний России. Изменение территориального аспекта их функционирования ……………………………………………………………………………….………17
2.2 Оценка современного состояния и тенденции развития нефтяной промышленности в России …………………………. ……………………….….. 26
2.3 Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний ……………………………………………………………… 29
3 Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике ………..…….............................................................................................................. 39
3.1 Международная экономическая интеграция ………………………………………………………….………………………….. 39
3.2 Перспективы российской нефтехимии…………...………………….... 44
Заключение ……………………………………………………………..……50
Список используемой литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовик мой.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

     — концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары компании;

     — горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые  не связаны с выпускаемой продукцией, но могут вызвать интерес существующих потребителей;

     — конгломератная диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой  компанией технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.

     В настоящее время наблюдается  тенденция превращения крупных  компаний, заинтересованных в своем  дальнейшем росте, в транснациональные  компании. Из этноцентрических компаний, рассматривающих свои зарубежные операции как нечто второстепенное, они трансформируются в геоцентрические компании, считающие единым рынком весь мир. Рост компании является одним из главных источников увеличения ее эффективности и средством выживания в конкурентной борьбе. Одной из причин, стимулирующих рост компаний, является стремление к экономии на масштабе сферы деятельности.

     В долгосрочном периоде не существует оптимального размера компании, т.к. ее рост ограничивается только ресурсами  и способностью управляющих приспособиться к новым масштабам организации  и сохранить целостность фирмы. Однако, чем быстрее рост, тем труднее адаптация управляющей структуры корпорации к изменению внешних условий и тем выше издержки адаптации, противостоящие экономии на росте. С ростом компании должны радикально измениться управленческие функции и организационная структура управления. Только в этом случае она сможет сохранить устойчивость и реализовать возможности экономии на росте масштабов производства.

     Государственное регулирование деятельности ВИНК и  увязка государственных интересов с интересами компании

     Мировой опыт организации и управления предприятиями  и отраслями топливно-энергетического  комплекса свидетельствует о  необходимости достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны  государства. Это обусловлено следующим:

     — предприятия комплекса немногочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степени определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии;

     — энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими;

     — для энергоотраслей характерны высокая  инерционность развития, огромная капиталоемкость  и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.

     В силу этих причин правительства большинства зарубежных стран предпочитают сохранять многие топливно-энергетические отрасли в собственности государства при весьма жесткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с функционированием национальной энергетики. В тех случаях, когда конкуренция в отраслях комплекса ведет к укреплению энергохозяйства страны, к лучшему удовлетворению общественной потребности в определенных энергоносителях, государство допускает туда частный и иностранный капитал (обычно это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии и т.д.).

     В качестве основных задач государственного регулирования в энергетике можно отметить следующие:

     — создание условий добросовестной конкуренции;

     — способствование стабильному развитию энергетики;

     — защита окружающей среды;

     — регулирование нормы прибыли  корпорации.

     Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочетание рыночных методов и методов, обусловленных государственным регулированием. Существенное значение имеют состояние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без государственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического госрегулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

     Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является антимонопольное  законодательство.

     В Российской Федерации закон "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия создания и функционирования товарных рынков. Согласно закону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП).

     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компаниями в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда компания умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из отрасли конкурентов.

     Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство  обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объединение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответствующих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются, так как в результате таких слияний позиции компании на соответствующих рынках практически не меняются.

     Декларированная в официальных документах стратегия  развития топливно-энергетического  комплекса России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленности. Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых, поддержка товаропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структурный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспортировку энергоресурсов.

     В официальных документах определены также приоритеты, направления и  средства новой структурной, региональной и технической политики в области  энергоснабжения страны, без которых  не может быть сформулирована система целей стратегического развития нефтяных компаний.

     Главным приоритетом в документах названо  повышение крайне низкой в настоящее  время эффективности энергопотребления  и энергосбережения. Для ВИНК это  означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще достаточно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.

     Следовательно, не противоречащая национальным приоритетам  и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топлива своей продукцией.

     В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно мелких месторождений, и газа как  топлива для электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза, оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого рынка будет относительно невелика.

     Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

     Считается, что экономическим механизмом, который  будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энергетический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, нефтяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.

     Однако  наряду с этими достаточно ясными моментами в подходе к формированию "регулируемого государством энергетического  рынка" имеются и определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая политика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен мирового рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях России не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - розничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценных хозяйствующих субъектов рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих, заявленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согласуется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по сбору налогов вовсе не беспредельны.

     Подобные  неясности, хотя и затрудняют разработку целей развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтехимические компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний в экономике современной России такова, что государство не может позволить себе не считаться с их интересами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике

    3.1 Международная экономическая интеграция

Информация о работе Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ