Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении интеграционных процессов в нефтехимическом комплексе РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические особенности вертикальной интеграции, ее понятие и предпосылки, преодоление ее возможных негативных последствий и повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний;
- выявить и изучить содержание и функции вертикально-интегрированных компаний;
- проанализировать факторы эффективности деятельности предприятий в рамках вертикально-интегрированной компании;

Содержание

Введение ………………….………………………………………………………….3
1 Теоретические основы экономической интеграции в нефтехимическом комплексе РФ……….…………………………….....................................................6
1.1 Понятие и сущность вертикальной интеграции ………...…………….. 6
1.2 Предпосылки вертикальной интеграции …………………...…………. 9
1.3 Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции …………………………………………………………………...…... 13
2 Состояние вертикально-интегрированных компаний в России………………17
2.1Становление крупнейших нефтяных вертикально-интегрированных компаний России. Изменение территориального аспекта их функционирования ……………………………………………………………………………….………17
2.2 Оценка современного состояния и тенденции развития нефтяной промышленности в России …………………………. ……………………….….. 26
2.3 Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний ……………………………………………………………… 29
3 Совершенствование механизмов перспективного интеграционного развития нефтехимического комплекса в современной экономике ………..…….............................................................................................................. 39
3.1 Международная экономическая интеграция ………………………………………………………….………………………….. 39
3.2 Перспективы российской нефтехимии…………...………………….... 44
Заключение ……………………………………………………………..……50
Список используемой литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

курсовик мой.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

       АО "Сибирская нефтяная компания" ("Сибнефть") была образована  в октябре 1995 года в соответствии с Указом Президента РФ "Об учреждении открытого акционерного общества "Сибирская нефтяная компания" в 1995 году, а также с Постановлением Правительства РФ "Об образовании открытого акционерного общества "Сибирская нефтяная компания". Компания была сформирована за счет объединения акционерных обществ "Омский НПЗ", "Ноябрьскнефтегаз", "Ноябрьскнефтегазгеофизика" и сбытового предприятия "Омскнефтепродукт". Территориальная структура холдинга за период передела собственности не изменилась и по-прежнему характеризуется минимумом сбытовых предприятий. Нефть Ямало-Ненецкого АО поступает на Омский НПЗ, откуда нефтепродукты распространяются на многие регионы Сибири, но непосредственно в холдинг "Сибнефть" входит только одно сбытовое предприятие - "Омскнефтепродукт". Отсутствие собственности на ряд региональных сбытовых компаний не мешает холдингу распространять своё влияние на юге Западной Сибири. Наличие же Омского НПЗ делает только делом времени вхождение в структуру "Сибнефти" зависимых от поставок нефтепродуктов областных сбытовых организаций соседних регионов.

     Обзор ситуации только по семи компаниям иллюстрирует большое разнообразие принятых в нефтяной отрасли способов организации территориальных структур. Различные как по формам собственности, так и по приоритетам их руководителей, компании формируют свои стратегии развития. Этот процесс стратегического планирования проявляется, в частности, через изменения, происходящие в системах структурных подразделений компаний, которые занимаются добычей нефти, нефтепереработкой, сбытом продуктов. Отслеживая эти изменения, можно сопоставить декларируемые компанией планы и практическую деятельность в этом направлении. Требует особого изучения сравнение преимуществ (недостатков), которые компании получают не только от наличия в её составе тех или иных подразделений, но и от их географического расположения. Особенно интересным оказывается изучение взаиморасположения предприятий относительно друг друга на конкретной территории. Всё это может дать возможность оценить в какой ситуации оказались ВИНК после переделов собственности и перед началом конкуренции на внутреннем рынке. Эта конкуренция неизбежна и уже происходит на наиболее потенциально привлекательном - бензиновом рынке. Особенно сильно этот процесс протекает в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Здесь уже происходит проникновение на рынок страны западных нефтяных компаний.

     2.2 Оценка современного состояния и тенденции развития нефтяной       промышленности в России

     Нефтяной  рынок России является одним из фундаментов российской экономики и топливно-энергетического комплекса России, который обеспечивает более 20% ВВП, более 40% доходов федерального бюджета и 50% поступлений от российского экспорта. При этом, оценивая энергетический потенциал России, необходимо отметить, что на территории страны сосредоточено около 10% мировых разведанных запасов нефти, что обеспечивает ей место среди ведущих нефтедобывающих стран. Динамика добычи нефти российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями в период с 2001 по 2007 гг. представлена в таблице 1. 

Таблица 2.1 – Динамика добычи нефти с газовым конденсатом российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (млн. т.)

Компания 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Изменение 2007/2008
ЛУКОЙЛ 77,7 78,3 78,2 78,9 84,1 87,8 90,2 +16%
ЮКОС 49,5 58,1 69,9 80,7 85,7 24,5 -49%
«СургутНГ» 40,6 44,0 49,2 54,0 59,6 63,9 67,5 +66%
«Сибнефть» 17,2 20,6 26,3 31,4 34,0 33,0 33,7 +96%
«Татнефть» 24,3 24,6 24,6 24,7 25,1 25,3 25,4 +4,5%
«Роснефть» 13,1 14,9 16,1 19,6 21,6 74,4 99,8 +577%
«Славнефть» 12,3 14,9 16,2 18,1 22,0 24,2 25,9 +210%
СИДАНКО 12,9 15,6 16,3 18,6 22,9 20,8 21,7 +68%
РуссНефть _ _ _ _ 6,6 12,2 15,4
ТНК-ВР _ _ _ 61,6 70,3 75,3 78,1 _
 

           Динамика добычи нефти российскими вертикально-интегрированными компаниями за период 2001-2007 год значительно увеличилась. Компания «ЛУКОЙЛ» увеличила добычу нефти на 12,5 млн.т., «СургутНГ» - на 26,9 млн.т, «Сибнефть» - на 16,5 млн.т, «Татнефть» - на 1,1 млн.т, «Роснефть» - на 86,7 млн. т, «Славнефть» - на 13,6 млн.т, «СИДАНКО» - на 8,8 млн.т., «Русснефть» - на 8,8 млн.т., «ТНК ВР» - на 16,5млн.т. Компания «ЮКОС» увеличила добычу нефти на период с 2001-2005 г. на 36,2 млн.т., в 2006 году добыча нефти компании снизилась на 61,5 млн.т., а в 2007 году  компания «ЮКОС» объединилась с «Роснефтью».

     Данные  говорят об изменении положения  в нефтяной промышленности, улучшении  конъюнктуры, увеличении роли нефтяной промышленности для российской экономики.

     Сравним динамику добычи нефти в России и  РТ (таблица 2). 

Таблица 2 - Динамика добычи нефти в России и в РТ (млн.т.)

  2001 2003 2005 2007 Изменение

2003/2001

Изменение

2005/2003

Изменение

2007/2001

РФ 324 380 459 480 +17% +21% +48%
РТ 27,3 28,6 29,9 31,0 +5% 4,5% +13%
 

     Динамика  добыча нефти за период 2001-2007 год значительно возросла. Российская Федерация в целом увеличила добычу нефти на 156 млн.т, а Республика Татарстан – на  3,7 млн.т.

     Несмотря  на увеличение добычи нефти, нефтяной рынок России и Республики Татарстан  подвержен влиянию ряда негативных факторов: распределение нефти на территории России неравномерно; ухудшение состояния сырьевой базы, как в количественном, так и качественном отношении; сокращение объема геологоразведочных работ; снижение нефтеотдачи на уже разрабатываемых месторождениях; высокий износ основных фондов не только в нефтяной отрасли, но и, в общем, в ТЭК и других отраслях. В 2007г. степень износа основных средств в ТЭК более 50%, а в нефтепереработке - около 75%; основными стратегиями, используемыми нефтяными компаниями на российском рынке являются: инвестирование геолого-разведочных работ, инвестирование в увеличение добычи нефти, создание совместных предприятий, инвестиции в технологии по всем основным направлениям деятельности, инвестирование в деятельность российских нефтяных компаний, строительство нефтетрубопроводов, выход на конечного потребителя для продажи продуктов нефтепереработки и др. Система размещения основных нефтеперерабатывающих мощностей в настоящее время сохранилась со времен плановой экономики. Она характеризуется высоким уровнем мощности переработки нефти и, как следствие, чрезмерной удаленностью НПЗ от рынков сбыта. В результате уровни спроса и предложения на нефтепродукты по экономическим районам оказались несбалансированными.

     Основными рисками нефтеперерабатывающего сектора в связи с изменением структуры и объема спроса в среднесрочной перспективе могут быть: увеличение парка автомобилей, работающих на топливах высокого качества (Евро-4, Евро-5), а также введение технических регламентов на бензины и двигатели, которые будут регулировать данный сегмент; замещения использования автобензина более экологичным и экономичным дизельным топливом; увеличение внутреннего спроса на автотоплива в связи со значительным ростом автопарка, который по прогнозам, к 2015г. увеличится на 40% - до 44 млн. автомобилей. Данные риски в период до 2020г. могут привести к изменению структуры внутреннего спроса, в связи, с чем компании должны проводить модернизацию производств с учетом данных перспектив.

     Необходимо разработать более эффективные внутрикорпоративные механизмы взаимодействия между структурными образованиями ВИНК. Бессистемность и спонтанность снабженческо-сбытового взаимодействия хозяйствующих субъектов, отсутствие централизованной коммерческой деятельности в компании, параллелизм в проведении снабженческо-сбытовых операций разных подразделений и департаментов компании не позволяют в полной мере получить выгоды от интеграции предприятий, снижают эффективность работы каждого из участников и группы в целом.

    2.3 Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтехимических компаний

     Быстрое развитие вертикально интегрированных  компаний и демонстрируемая многими  из них на протяжении десятилетий  жизнеспособность объясняются, прежде всего, их более высокой эффективностью по сравнению с неинтегрированными фирмами. Уменьшение издержек производства, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций — вот на что рассчитывают компании, принимая решение о вертикальной интеграции.

     Источники повышения эффективности в вертикально - интегрированных компаниях весьма разнообразны. Основными же являются следующие:

     - возможность организации интенсивного информационного обмена между ее подразделениями, что позволяет координировать планы и графики поставок сырья, материалов и полуфабрикатов, их переработки и доставки конечной продукции потребителю;

     - возможность существенного ускорения всего цикла материалодвижения и соответственно ускорения оборота капитала и окупаемости затрат;

     - возможность экономии на издержках рыночных трансакций (издержки, связанные с поиском поставщика, ведением переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. - особенно велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой).

     Для обеспечения экономического роста  требуется выявление рыночных возможностей в сферах, где компания будет иметь явное конкурентное преимущество. Стратегию роста возможно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли.

     Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда  компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам. Три основные разновидности  возможностей интенсивного роста следующие:

     — глубокое внедрение на рынок заключается в изыскании компанией путей увеличения сбыта своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;

     — расширение границ рынка заключается  в попытках компании увеличить сбыт благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки;

     — совершенствование товара заключается  в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных  товаров для существующих рынков.

     Регрессивная  интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить  под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий-конкурентов.

     Диверсификационный  рост оправдан в тех случаях, когда  отрасль не дает компании возможностей для дальнейшего роста или  когда возможности роста за пределами  этой отрасли значительно привлекательнее. Диверсификация не означает, что компании следует браться за любую подвернувшуюся возможность. Компания должна выявить для себя направления, которые будут содействовать устранению имеющихся у нее недостатков. Существуют три разновидности диверсификации:

Информация о работе Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе РФ