Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий Республике Беларусь и конкурентоспособность их продукции.
Цель работы – ознакомиться с понятием конкуренции, видами, сущностью и функциями, государственными приоритетами Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности.
В работе рассматривается инновационная деятельность как один из факторов повышения конкурентоспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Экономическая сущность конкурентоспособности, ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия………………………………6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия и продукции………………………………………………………………………………...6
1.2. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции…..20
1.3. Конкурентные стратегии предприятия………………………………….26
2. Особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях повышения конкурентоспособности……………………….37
2.1 Государственные приоритеты Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса………………………………………………….37
2.2 Сущность инновационной деятельности предприятия как основного средства повышения его конкурентоспособности…………………………...50
2.3. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности……………………………………………………………………………..52
3. Практическая часть…………………………………………………………..56
Заключение…….…………………………………………………………………69
Список литературы…...………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 286.10 Кб (Скачать)

    7. Исключить излишнее регулирование  рынка труда. В этих целях: 

    7.1. расширить права нанимателей  по установлению гибких условий  оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности;

    7.2. придать рекомендательный характер  применению Единой тарифной сетки  работников Республики Беларусь;

    7.3. расширить применение гибких  форм занятости населения; 

    7.4. включить в программы повышения  квалификации руководителей и  специалистов государственных органов  вопросы стимулирования предпринимательской и иной инициативной деятельности граждан во всех сферах экономики страны;

    7.5. создать эффективную национальную  систему делового образования  . Предоставить право некоммерческим  организациям, в том числе предпринимательским объединениям (союзам, ассоциациям), центрам поддержки предпринимательства, на проведение в установленном порядке учебных мероприятий в сфере управления и предпринимательской деятельности с самостоятельным установлением сроков такого обучения и выдачей сертификата собственного образца.  

    8. Сформировать правовую базу, стимулирующую  развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.

    9. Обеспечить однозначное правовое  регулирование и стабильность  законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В этих целях:

    9.1. установить, что в случае неясности  или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;

    9.2. при принятии нормативных правовых  актов (подготовке соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу таких нормативных правовых актов должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми этими нормативными правовыми актами, но, как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности);

    9.3. исключить придание нормативным  правовым актам, регулирующим  предпринимательскую (хозяйственную,  экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности;

    9.4. ввести в практику работы республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при этих государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов, других организаций в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средствах массовой информации.

    10. Совету Министров Республики  Беларусь совместно с Национальным  банком, облисполкомами и Минским  горисполкомом в трехмесячный  срок разработать и утвердить  план мероприятий по реализации  положений настоящей Директивы с указанием исполнителей и сроков выполнения.

    Государственным органам и иным организациям обеспечивать соблюдение положений настоящей Директивы, в том числе при подготовке проектов нормативных правовых актов.

    11. Персональную ответственность за  выполнение настоящей Директивы возложить на Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

    12. Контроль за выполнением настоящей  Директивы возложить на Комитет государственного контроля. [9]

 

    1. Сущность  инновационной деятельности предприятия  как основного средства повышения его конкурентоспособности
 

  Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

  Каждое  предприятие стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т. е такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.

  Предпочтение  по ценовым факторам обеспечивается инновационной деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшать затраты на производство продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.

  Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает более дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации. Так, например, предпочтение получает более дорогая бытовая техника, которая удобнее в эксплуатации, характеризуется более низким энергопотреблением, более высокой надежностью, что сокращает затраты на ремонт, а также обеспечивает более высокий уровень комфортности, а иногда и престижа.

  Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции на основе ценовых факторов проводится на базе определения экономии сырья, материалов, трудовых и иных видов затрат при использовании нового оборудования, технологии.

  Обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции на основе неценовых факторов проводится на базе расчетов по увеличению прибыли от реализации изделий нового вида за счет, как более высокой цены, так и увеличения объема продаж. 

  Если  для реализации на предприятии законченных  научно- технических разработок, новых  или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность - учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.

  Инновационная деятельность позволяет реализовывать  стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли.

  Очевидно, что, учитывая жизненный цикл изделия, можно определить, когда продукция данного вида (например, А) уйдет с рынка. К этому времени предприятие должно освоить выпуск нового изделия (например, В), которое обеспечит запланированный объем прибыли в конкретном году. Настанет время, когда и продукция В уйдет с рынка, что вызовет необходимость разработки и реализации товара нового вида (например, С) и т. д. При этом надо определить величину затрат, необходимых для разработки новых видов изделий (В, С, D), и определить, сможет ли предприятие самостоятельно осуществить данные разработки или следует провести информационный поиск и выбрать из предлагаемых проектов наиболее эффективный.

  Таким образом, инновационная стратегия  предприятия должна обеспечить устойчивость его положения на рынке. [10] 

 

    1. Повышение конкурентоспособности предприятий  на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности
 
 
 

    Эффективность работы предприятий и состояние  экономики в целом зависят от многих факторов и условий, прежде всего от проводимой промышленной политики и обеспечения благоприятного экономического климата со стороны государства, а также умения и способности управленческого менеджмента госаппарата, ведомственных структур и предприятий оперативно и грамотно принимать соответствующие решения в определённой обстановке или ситуации.

    Стержнем  экономической стратегии и промышленной политики, проводимой сегодня в республике, является динамичное развитие промышленности на основе внедрения современных технологий и создание сильной социально ориентированной рыночной экономики.

    Пройдя  сложный путь построения суверенного  государства, создания институтов и  условий для развития рыночных отношений, исполнительная власть и правительство обеспечили стабильное и динамичное развитие экономики республики на протяжении последних двенадцати лет. Начиная с 1996 г., намечаемые прогнозные показатели выполняются по всем направлениям, обеспечивается устойчивый рост производства и повышение его эффективности. Однако, как показывает анализ, за этот период не удалось осуществить качественного прорыва в переводе страны на инновационный путь развития, темпы обновления технологий и продукции сохраняются на уровне около 5% в год, доля высокотехнологичного экспорта не превышает 4%, а из используемых в экономике страны технологий - около 80% являются преимущественно традиционными. Поэтому главным направлением, определённым Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., является – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, т.е. избран инновационный путь развития, который предусматривает:

    - формирование национальной инновационной  системы, обеспечивающей создание правовых, экономических и социальных условий для развития нации, повышение технического уровня производства и конкурентоспособности продукции;

    - опережающее развитие наукоёмких, высокотехнологичных, экспорто- ориентированных отраслей и производств;

    - государственную поддержку предпринимательства,  в том числе субъектов инновационного предпринимательства, в области финансирования, правовой защиты созданных технологий и производимой продукции;

    - расширение инновационной инфраструктуры;

    - использование программно-целевых  методов развития экономики.

    Реализуя  поставленные цели и задачи в построении социально-ориентированной экономической  модели развития общества, исполнительная власть и правительство широко применяли действенные меры государственного регулирования в управлении экономическими процессами, используя при этом и методы либеральной направленности, которые постепенно получают всё большее применение в практической деятельности. Этот подход характерен и к процессу реформирования государственной собственности, особенно в промышленном секторе, наглядно он просматривается и при приватизации объектов находящихся в коммунальной сфере. Несмотря на то, что государство длительное время испытывает определённый недостаток финансовых средств, «разбазаривания» госсобственности не произошло, а приватизация в прошедший период осуществлялась точечным методом, использовались взвешенные подходы в каждом отдельном случае, исходя из долгосрочных интересов государства и хозяйствующего субъекта. [12]       

    С выходом Постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 14.07.2008 г. № 1021 «Об  утверждении плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 годы и перечня открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008-2010 годы», дан старт широкомасштабному процессу разгосударствления и приватизации.

    Разработанная в республике законодательная база в основном обеспечивает необходимые условия проведения всех мероприятий, связанных с претворением указанного плана в жизнь, особенно по первому его этапу - акционированию.

    Однако, выполнение следующего и наиболее важного  этапа намеченной программы - приватизации, как эффективного механизма повышения  конкурентоспособности предприятий, отраслей и экономики в целом, еще не стало приоритетом и недооценивается отдельными руководителями госпредприятий и отраслевых ведомств – участников данной программы. Отсутствие ряда законодательных актов и нормативных документов, и в частности, по регулированию венчурной деятельности, о концессиях, сужает круг потенциальных инвесторов, т.к. не в полной мере обеспечивается защита их интересов, особенно в области разработки и создании высоких технологий.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность