Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа
Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий Республике Беларусь и конкурентоспособность их продукции.
Цель работы – ознакомиться с понятием конкуренции, видами, сущностью и функциями, государственными приоритетами Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности.
В работе рассматривается инновационная деятельность как один из факторов повышения конкурентоспособности.
Введение………………………………………………………………………….5
1. Экономическая сущность конкурентоспособности, ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия………………………………6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия и продукции………………………………………………………………………………...6
1.2. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции…..20
1.3. Конкурентные стратегии предприятия………………………………….26
2. Особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях повышения конкурентоспособности……………………….37
2.1 Государственные приоритеты Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса………………………………………………….37
2.2 Сущность инновационной деятельности предприятия как основного средства повышения его конкурентоспособности…………………………...50
2.3. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности……………………………………………………………………………..52
3. Практическая часть…………………………………………………………..56
Заключение…….…………………………………………………………………69
Список литературы…...………………………………………………………….70
Комплексный
метод оценки уровня конкурентоспособности
базируется на применении групповых и
интегральных показателей. Узловым моментом
при оценке конкурентоспособности является
расчет общего показателя уровня (Kt). В
основе его определения лежит соотношение
интегральных показателей конкурентоспособности
оцениваемого изделия и базового образца.
При наличии полной информации о затратах
на приобретение и эксплуатацию или потребление
продукции уровень его конкурентоспособности
определяется по формуле (3):
(3)
где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;
П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;
З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.
Отношение
полных затрат на приобретение и эксплуатацию
сравниваемых образцов определяется по
формуле (4):
(4)
где
Зс, Зсб - единовременные затраты
на приобретение соответственно оцениваемого
и базового образца;
,
средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;
T - срок службы;
n - количество статей эксплуатационных затрат.
При
неполной информации об эксплуатационных
затратах, особенно при сравнении
отечественных и зарубежных образцов,
следует применять
(5)
где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;
q
- отношение единовременных
mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;
T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;
- относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);
miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;
Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 4
При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.
Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.
Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.
Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.
Данный метод имеет ряд недостатков:
1)
во всех случаях
2)
не учитывается то, что для
нескольких критериев
3)
при сравнении нескольких
4)
сложно установить весовое
5)
невозможно оценить степень
6)
данным методом рассчитывается
конкурентоспособность одного
7)
существует определенная
Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Министерства статистики затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.
Также
существуют и аналитические методы
статистики определения
Оценка
конкурентоспособности
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:
Конкурентная стратегия – это совокупность правил и приемов, которми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли.
Следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.
Схема
определяющих факторов стратегического
успеха предприятия, основанного на достижении
конкурентных преимуществ, учитываемых
при формировании конкурентных стратегий,
представлена ниже.
Рис. 2 - Схема определяющих
факторов конкурентоспособности предприятия
Стратегический успех фирмы зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом.
Длительность конкурентного преимущества определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать его защиту от возможного воспроизведения конкурентами.
Устойчивость
конкурентного преимущества обуславливается
тремя факторами: источником преимущества;
количеством источников преимущества
у предприятия и возможностями у предприятия
находить новые источники конкурентного
преимущества.
Конкурентные преимущества предприятия могут быть классифицированы по следующим признакам:
• конкурентные преимущества с низкой степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества легко доступен конкурентам. Например, конкурентное преимущество дешевой рабочей силы или сырья, достижение эффекта масштаба от применения технологий, оборудования или методов, легко доступных конкурентам;
• конкурентное преимущество со средней степенью устойчивости. К этому виду следует отнести конкурентные преимущества, удерживаемые более длительное время. Например, дифференциацию на основе уникальных товаров или услуг, репутацию фирмы, налаженные каналы сбыта продукции;
• конкурентные преимущества с высокой степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества требует сочетания крупных капиталовложений с высоким качеством осуществления деятельности. К данной категории относятся новые открытия, новые технологии и др.
потенциальные конкурентные преимущества);
• реальные конкурентные преимущества, определяющие текущую конкурентную позицию предприятия в отрасли;
• потенциальные конкурентные преимущества, служащие основой будущей желаемой конкурентной позиции.
• сферы конкуренции или масштаба деятельности предприятия (локальные, национальные, глобальные конкурентные преимущества).
• локальные, которые достигаются в пределах среды (региона, местности) базирования предприятия;
• национальные,
которые обуславливаются
• глобальные,
связанные с
Два подхода формированию конкурентной стратегии – рыночная ориентация ресурсная ориентация.
I. Рыночная ориентация (специалисты Гарвардской школы М. Портер и др.).
Четкая ориентация на рынки сбыта и выбором одной из нескольких видов универсальных стратегий:
Ниже
представлены три основных подхода
к обеспечению
Таблица
1 – Подходы к обеспечению
По мнению сторонников рыночной ориентации, стратегический успех предприятия – функция от двух переменных: привлекательности отрасли, в которой предприятия конкурируют, и конкурентной позиции предприятия в этой отрасли.
Информация о работе Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность