Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий Республике Беларусь и конкурентоспособность их продукции.
Цель работы – ознакомиться с понятием конкуренции, видами, сущностью и функциями, государственными приоритетами Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности.
В работе рассматривается инновационная деятельность как один из факторов повышения конкурентоспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Экономическая сущность конкурентоспособности, ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия………………………………6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия и продукции………………………………………………………………………………...6
1.2. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции…..20
1.3. Конкурентные стратегии предприятия………………………………….26
2. Особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях повышения конкурентоспособности……………………….37
2.1 Государственные приоритеты Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса………………………………………………….37
2.2 Сущность инновационной деятельности предприятия как основного средства повышения его конкурентоспособности…………………………...50
2.3. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности……………………………………………………………………………..52
3. Практическая часть…………………………………………………………..56
Заключение…….…………………………………………………………………69
Список литературы…...………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 286.10 Кб (Скачать)

     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3): 

      (3) 

     где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

     П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

     З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

     Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4): 

      (4) 

     где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца; 

      ,  

     средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;

     T - срок службы;

     n - количество статей эксплуатационных затрат.

     При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении  отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный  интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (3): 

      (5) 

     где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;

     q - отношение единовременных затрат  потребителя на приобретение  оцениваемого и базового образцов;

     mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

     T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

      - относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);

     miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;

     Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; 4

     При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

     Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

     Наиболее  важные показатели используются как  единичные. Остальные единичные  показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

     Данный  метод имеет ряд недостатков:

     1) во всех случаях предполагается  линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;

     2) не учитывается то, что для  нескольких критериев существуют  ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;

     3) при сравнении нескольких товаров  необходимо проведение расчетов  для каждой пары в отдельности;

     4) сложно установить весовое значение  показателей, особенно для большого  количества критериев;

     5) невозможно оценить степень влияния  на конкурентоспособность продукции  факторов, не поддающихся количественной  оценке;

     6) данным методом рассчитывается  конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;

     7) существует определенная сложность  выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

     Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

     Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное  предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Министерства статистики затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

     Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности  продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Ее обобщенный алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.

     Оценка  конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

     Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности  продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:

    • дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых;
    • маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.[4]
 

 

    1. Конкурентные  стратегии предприятия
 
 

    Конкурентная  стратегия – это совокупность правил и приемов, которми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли.

    Следовательно, конкурентная стратегия предприятия  ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.

    Схема определяющих факторов стратегического  успеха предприятия, основанного на достижении конкурентных преимуществ, учитываемых при формировании конкурентных стратегий, представлена ниже. 

  

Рис. 2 - Схема определяющих факторов конкурентоспособности предприятия 

    Стратегический  успех фирмы зависит от обладания  длительным и устойчивым конкурентным преимуществом.

    Длительность  конкурентного преимущества определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать его защиту от возможного воспроизведения конкурентами.

    Устойчивость  конкурентного преимущества обуславливается тремя факторами: источником преимущества; количеством источников преимущества у предприятия и возможностями у предприятия находить новые источники конкурентного преимущества. 

    Конкурентные  преимущества предприятия могут  быть классифицированы по следующим признакам:

  1. по степени их устойчивости (с низкой, средней и высокими степенями устойчивости);

    • конкурентные преимущества с низкой степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества легко доступен конкурентам. Например, конкурентное преимущество дешевой рабочей силы или сырья, достижение эффекта масштаба от применения технологий, оборудования или методов, легко доступных конкурентам;

    • конкурентное преимущество со средней  степенью устойчивости. К этому виду следует отнести конкурентные преимущества, удерживаемые более длительное время. Например, дифференциацию на основе уникальных товаров или услуг, репутацию фирмы, налаженные каналы сбыта продукции;

    • конкурентные преимущества с высокой  степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества требует сочетания крупных капиталовложений с  высоким качеством осуществления деятельности. К данной категории относятся новые открытия, новые технологии и др.

  1. по возможности использования или времени достижения (реальные и

потенциальные конкурентные преимущества);

• реальные конкурентные преимущества, определяющие текущую конкурентную позицию предприятия в отрасли;

• потенциальные  конкурентные преимущества, служащие основой будущей желаемой конкурентной позиции.

• сферы конкуренции или масштаба деятельности предприятия (локальные, национальные, глобальные конкурентные преимущества).

• локальные, которые достигаются в пределах среды (региона, местности) базирования предприятия;

• национальные, которые обуславливаются преимуществами страны, где расположено предприятие;

• глобальные, связанные с предпринимательской  деятельностью предприятия на мировом рынке. 

    Два подхода формированию конкурентной стратегии – рыночная ориентация   ресурсная ориентация.

I. Рыночная ориентация (специалисты Гарвардской школы М. Портер и др.).

Четкая  ориентация на рынки сбыта и выбором  одной из нескольких видов универсальных стратегий:

    • лидерство в снижении издержек
    • лидерство в дифференциации
    • сфокусирование на одном из этих направлений, применительно к определенной группе покупателей, определенной части продукции или на определенном географическом рынке (на узкой нише рынка).

Ниже  представлены три основных подхода  к обеспечению конкурентоспособности предприятия.

 
 

Таблица 1 – Подходы к обеспечению конкурентоспособности  предприятия 

    По  мнению сторонников рыночной ориентации, стратегический успех предприятия – функция от двух переменных: привлекательности отрасли, в которой предприятия конкурируют, и конкурентной позиции предприятия в этой отрасли.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность