Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа
Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий Республике Беларусь и конкурентоспособность их продукции.
Цель работы – ознакомиться с понятием конкуренции, видами, сущностью и функциями, государственными приоритетами Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности.
В работе рассматривается инновационная деятельность как один из факторов повышения конкурентоспособности.
Введение………………………………………………………………………….5
1. Экономическая сущность конкурентоспособности, ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия………………………………6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия и продукции………………………………………………………………………………...6
1.2. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции…..20
1.3. Конкурентные стратегии предприятия………………………………….26
2. Особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях повышения конкурентоспособности……………………….37
2.1 Государственные приоритеты Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса………………………………………………….37
2.2 Сущность инновационной деятельности предприятия как основного средства повышения его конкурентоспособности…………………………...50
2.3. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности……………………………………………………………………………..52
3. Практическая часть…………………………………………………………..56
Заключение…….…………………………………………………………………69
Список литературы…...………………………………………………………….70
Рис. 3 -
Факторы, определяющие конкурентоспособность
предприятия в рамках рыночного подхода
формирования конкурентной стратегии.
Привлекательная
конкурентная позиция вытекает из обладания
конкурентным преимуществом в рамках
некоторых возможностей, включающих, например,
создание нового продукта и выбор обслуживаемых
потребительских сегментов, географическое
местоположение предприятия, степень
вертикальной интеграции предприятия
и диверсификации предприятия, ориентация
на которые или их выбор занимает центральное
место в стратегии. В свою очередь, выбор
возможности может оказать влияние на
структуру отрасли.
II. Ресурсная ориентация
Рассматривается как альтернатива рыночно-ориентированной схеме разработки стратегии. По мнению сторонников ресурсного подхода (Э.Рюли, Р.Холл), в отличие от рыночного подхода, предполагающего определение потребности в ресурсах в зависимости от положения предприятия на рынке, ресурсный подход базируется на утверждении, что рыночное положение предприятия основывается на его ресурсном потенциале, то есть в основу выбора стратегии ставятся ресурсы предприятия и управление ими.
Конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе зависит от правильного выбора ресурсов и способности осуществлять комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее и быстрее своих конкурентов.
Ресурсный подход к формированию стратегии базируется на том, что каждая фирма обладает разнообразными ресурсами, приобретаемыми на рынках факторов производства и "нарабатываемыми" в процессе её деятельности, а также способностью комбинировать их со своими возможностями (квалифицированный персонал, техническими средствами и т.д.) и целями.
Оригинальное
и эффективное сочетание
Ключевая компетенция, в свою очередь, базируется на материальных и нематериальных компетенциях. В качестве материальной компетенции рассматриваются технические и технологические возможности предприятия (уникальная технология, высокоспециализированное оборудование и т.д.), которые служат основой для развития ключевых компетенций в стратегическом аспекте. Примером являются японские компании (Honda, Canon, Sony и др.), располагавшие базисными технологиями в области точной механики и оптики, микроэлектроники, двигателей внутреннего сгорания, миниатюризации и пр., что обеспечило им ключевые компетенции в изготовлении ряда высокотехнологических изделий и компонентов.
В
то время, как эффект от обладания
материальными ключевыми
Ресурсно-ориентированный подход к обоснованию выбора конкурентной стратегии не должен рассматриваться в качестве альтернативы рыночному, так как не может быть отделен от других структурных составляющих конкурентного преимущества, включающих масштаб деятельности, специализацию, оптимальную степень интеграции и т.д.
Таким
образом, ресурсная концепция
Следует выделить конкурентную стратегию проникновения на рынок и конкурентную стратегию присутствия на рынке.
Стратегия
проникновения на рынок оказывает
непосредственное влияние на долговременное
присутствие продукта на рынке и определяет
в значительной мере выбор и разработку
руководством предприятия последующей
конкурентной стратегии присутствия
на рынке, а в конечном итоге конкурентоспособность
предприятия. По свидетельству зарубежных
специалистов из-за отсутствия должного
внимания к формированию указанной стратегии
в 80% случаев новый продукт терпит поражение
на рынке.
Рис.4 - Общая
концепция формирования стратегии проникновения
на рынок
Общая
концепция формирования стратегии
проникновения и
• решение руководства предприятия, касающиеся входа на рынок – о времени входа; величине инвестиций при входе и в течение периода входа и их распределении; сфере конкуренции.
• структурные характеристики рынка продукта или отрасли;
• характеристики самого предприятия;
• взаимное
влияние всех перечисленных элементов
на долгосрочное присутствие продукта
на рынке.
Рис. 5 - Схема формирования
стратегий предприятия
Понятие функциональной стратегии предприятия связано с функциональными службами (отделами) предприятия и используется для обозначения направления деятельности той или иной функциональной службы или отдела в рамках общей стратегии предприятия.
В рыночной
экономике предприятиями в
Функциональные
стратегии предприятия
Создание
благоприятных условий для
Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.
Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности.
Вместе
с тем для обеспечения
Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.
Не случайно одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге – созданием безбарьерной деловой среды. [7]
Главный принцип в этой сфере: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо.
В
целях дальнейшей либерализации
белорусской экономики, повышения
ее конкурентоспособности и
1.
Обеспечить дальнейшее
1.1. необходимо:
осуществить
переход к рыночным механизмам ценообразования,
способствующим повышению качества и
конкурентоспособности товаров (работ,
услуг);
исключить
вмешательство органов
отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
сохранить
государственное регулирование
цен только на продукцию организаций-
1.2.
не допускать установления
1.3.
проводить открытую
1.4.
обеспечить введение в
2.
Принимать самые серьезные
2.1.
гарантировать добросовестным
исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;
запретить
конфискацию, иное изъятие имущества
у субъектов
запретить действия, направленные на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;
гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства;
2.2.
обеспечить упрощение порядка
предоставления земельных
Информация о работе Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность