Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является инновационная деятельность предприятий Республике Беларусь и конкурентоспособность их продукции.
Цель работы – ознакомиться с понятием конкуренции, видами, сущностью и функциями, государственными приоритетами Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности.
В работе рассматривается инновационная деятельность как один из факторов повышения конкурентоспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Экономическая сущность конкурентоспособности, ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия………………………………6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия и продукции………………………………………………………………………………...6
1.2. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции…..20
1.3. Конкурентные стратегии предприятия………………………………….26
2. Особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях повышения конкурентоспособности……………………….37
2.1 Государственные приоритеты Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса………………………………………………….37
2.2 Сущность инновационной деятельности предприятия как основного средства повышения его конкурентоспособности…………………………...50
2.3. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе акционирования и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности……………………………………………………………………………..52
3. Практическая часть…………………………………………………………..56
Заключение…….…………………………………………………………………69
Список литературы…...………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 286.10 Кб (Скачать)

    

Рис. 3 - Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия в рамках рыночного подхода формирования конкурентной стратегии. 

    Привлекательная конкурентная позиция вытекает из обладания конкурентным преимуществом в рамках некоторых возможностей, включающих, например, создание нового продукта и выбор обслуживаемых потребительских сегментов, географическое местоположение предприятия, степень вертикальной интеграции предприятия и диверсификации предприятия, ориентация на которые или их выбор занимает центральное место в стратегии. В свою очередь, выбор возможности может оказать влияние на структуру отрасли. 

    II. Ресурсная ориентация

    Рассматривается как альтернатива рыночно-ориентированной  схеме разработки стратегии. По мнению сторонников ресурсного подхода (Э.Рюли, Р.Холл), в отличие от рыночного подхода, предполагающего определение потребности в ресурсах в зависимости от положения предприятия на рынке, ресурсный подход базируется на утверждении, что рыночное положение предприятия основывается на его ресурсном потенциале, то есть в основу выбора стратегии ставятся ресурсы предприятия и управление ими.

    Конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе  зависит от правильного выбора ресурсов и способности осуществлять комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее и быстрее своих конкурентов.

    Ресурсный подход к формированию стратегии  базируется на том, что каждая фирма обладает разнообразными ресурсами, приобретаемыми на рынках факторов производства и "нарабатываемыми" в процессе её деятельности, а также способностью комбинировать их со своими возможностями (квалифицированный персонал, техническими средствами и т.д.) и целями.

    Оригинальное  и эффективное сочетание ресурсов по сравнению с конкурентами в зарубежной экономической литературе получило определение ключевой компетенции (key competencies) предприятия (competencies – в переводе с английского означает компетенции, умения, способности).

    Ключевая  компетенция, в свою очередь, базируется на материальных и нематериальных компетенциях. В качестве материальной компетенции рассматриваются технические и технологические возможности предприятия (уникальная технология, высокоспециализированное оборудование и т.д.), которые служат основой для развития ключевых компетенций в стратегическом аспекте. Примером являются японские компании (Honda, Canon, Sony и др.), располагавшие базисными технологиями в области точной механики и оптики, микроэлектроники, двигателей внутреннего сгорания, миниатюризации и пр., что обеспечило им ключевые компетенции в изготовлении ряда высокотехнологических изделий и компонентов.

    В то время, как эффект от обладания  материальными ключевыми компетенциями очевиден, нематериальные компетенции, включающие в себя функциональные компетенции и организационную культуру, трудно воспринимаются, так как не обладают вещественной формой в обычном представлении и в связи с этим не всегда четко просматривается их роль и значение в достижении успеха предприятием.

    Ресурсно-ориентированный  подход к обоснованию выбора конкурентной стратегии не должен рассматриваться в качестве альтернативы рыночному, так как не может быть отделен от других структурных составляющих конкурентного преимущества, включающих масштаб деятельности, специализацию, оптимальную степень интеграции и т.д.

    Таким образом, ресурсная концепция предприятия  должна присутствовать во всех стратегических разработках, при этом не следует игнорировать роль и значение нематериальных ключевых компетенций в достижении стабильности конкурентоспособности предприятия.

    Следует выделить конкурентную стратегию проникновения на рынок и конкурентную стратегию присутствия на рынке.

    Стратегия проникновения на рынок оказывает  непосредственное влияние на долговременное присутствие продукта на рынке и определяет в значительной мере выбор и разработку руководством предприятия последующей конкурентной стратегии  присутствия на рынке, а в конечном итоге конкурентоспособность предприятия. По свидетельству зарубежных специалистов из-за отсутствия должного внимания к формированию указанной стратегии в 80% случаев новый продукт терпит поражение на рынке. 

    

Рис.4 - Общая концепция формирования стратегии проникновения на рынок 

Общая концепция формирования стратегии  проникновения и долговременного присутствия включает:

• решение  руководства предприятия, касающиеся входа на рынок – о времени входа; величине инвестиций при входе и в течение периода входа и их распределении; сфере конкуренции.

• структурные  характеристики рынка продукта или  отрасли;

• характеристики самого предприятия;

взаимное влияние всех перечисленных элементов на долгосрочное присутствие продукта на рынке. 

    

Рис. 5 - Схема формирования стратегий предприятия 

Понятие функциональной стратегии предприятия  связано с функциональными службами (отделами) предприятия и используется для обозначения направления деятельности той или иной функциональной службы или отдела в рамках общей стратегии предприятия.

В рыночной экономике предприятиями в основном разрабатываются следующие функциональные стратегии: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия качества, инновационная стратегия (или стратегия НИОКР), стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия.

Функциональные  стратегии предприятия непосредственно  связаны с осуществлением его конкурентной стратегии и имеют приоритетное значение для ее успешной реализации.[5] 

 

  1. Особенности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия  в условиях повышения  конкурентоспособности
    1. Государственные приоритеты Республики Беларусь в области повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобального экономического кризиса
 
 
 

    Создание  благоприятных условий для предпринимательской  деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики.

    Раскрепощение деловой инициативы и творческого  потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению  новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

    В последние годы в социально-экономическом  развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

    Последовательно реализуются меры по либерализации  условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы. Новое значение приобретает диалог власти и бизнеса по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности.

    Вместе  с тем для обеспечения динамичного  развития белорусской экономики предстоит немало сделать по дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности.

    Со  стороны государства требуется  принятие комплекса мер, которые  могли бы существенно поднять  роль предпринимательства, реально  повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

    Не  случайно одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии  является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге – созданием безбарьерной деловой среды. [7]

    Главный принцип в этой сфере: конкуренция  – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где необходимо.

    В целях дальнейшей либерализации  белорусской экономики, повышения  ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития:

    1. Обеспечить дальнейшее развитие  добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности . В этих целях:

    1.1. необходимо:

    осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);  

    исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;

    отменить  ограничение надбавок в оптовой  и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

    сохранить государственное регулирование  цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения;

    1.2. не допускать установления межобластных  и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг);

    1.3. проводить открытую конкурентную  и антимонопольную политику, направленную  на предотвращение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;

    1.4. обеспечить введение в Республике  Беларусь возможности электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.

    2. Принимать самые серьезные меры  по защите и развитию частной  собственности. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:

    2.1. гарантировать добросовестным приобретателям  имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом:

    исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;

    запретить конфискацию, иное изъятие имущества  у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями. При наличии спора о добросовестности приобретателя данную категорию дел рассматривать в судах в первоочередном порядке;

    запретить действия, направленные на лишение (прекращение) имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе принудительное списание денежных средств со счетов (за исключением взыскания налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или платежей, осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь), при отсутствии вступившего в законную силу решения (постановления) суда;

    гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства;

    2.2. обеспечить упрощение порядка  предоставления земельных участков  субъектам предпринимательской  деятельности;

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия и его конкурентоспособность