Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения вышеизложенной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «инфляция».
2. Изучить виды инфляции.
3. Выявить экономические и социальные (как для потребителей, так и для продавцов) последствия инфляции.
4. Дать анализ инфляционных процессов в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Инфляция: понятие, виды, причины и социально-экономические последствия………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие инфляции…….……….………………………………...………...6
1.2. Виды и причины инфляции….………………………………………….....8
1.3. Социально-экономические последствия инфляции……..………...…….12
2. Характеристика рыночной экономики и необходимость перехода к ней…...15
2.1. Необходимость перехода к рыночной экономике………………….……..15
2.2.Трансформационноая экономика: понятие и основные черты…………...17
2.3. Концепции перехода к рыночной экономике……………………………..21
2.4. Характеристика рыночной экономики……….……………………………23
3. Антиинфляционная политика…………………………………………………..27
3.1. Сущность и инструменты антиинфляционной политики……………..….27
3.2. Программа борьбы с инфляцией в Беларуси………………………...……28
Заключение………………………………………………………….……..………..31
3. По признаку ожидаемости можно выделить ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением, и неожидаемую инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен.
4. По масштабу охвата выделяют локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую инфляцию, охватывающую группы стран или целые регионы.
5. По характеру протекания
различают открытую инфляцию, отличающуюся
продолжительным ростом цен, и
подавленную инфляцию, возникающую
при твердых «замороженных»
Причины инфляции многообразны.
Можно выделить внутренние и внешние
факторы возникновения
Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны. Наиболее распространенными из них являются:
К внешним факторам относятся:
Вывод: инфляция вызывается 1) ростом денежной массы ; 2) повышением скорости обращения денежной массы; 3) падением выпуска продукции.
1.3 Социально-экономические последствия инфляции
В условиях инфляции экономические субъекты при принятии хозяйственных решений наряду с другими факторами учитывают и ожидаемой темп инфляции. Если бы темпы инфляции можно было точно предвидеть, то все участники национального хозяйства попытались бы нейтрализовать воздействие инфляции на реальные экономические параметры: профсоюзы предусмотрели бы необходимое индексирование ставки денежной зарплаты, кредиторы увеличили бы реальную ставку процента на темп инфляции, государство своевременно корректировало бы шкалу налоговых ставок.
Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:
1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.[14 ,c.136]
Вывод: таким образом, инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
2 Характеристика рыночной экономики и необходимость перехода к ней
2.1 Необходимость перехода к рыночной экономике
Отличительной чертой макроэкономических
процессов в Беларуси и других
странах СНГ является то, что они
протекают в условиях перехода от
плановой экономики к рыночной.
Я предлагаю рассмотреть
В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же как и ряда других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена недостатками так называемой социалистической экономики, основными принципами которой являются:
1)Отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве экономической основы социального равенства;
2)Существование государства только на начальном, переходном этапе от капитализма к социализму;
3)Управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решение, что, как и для кого производить;
4)Централизованное планомерное регулирование экономики;
5)Постепенная ликвидация рыночного механизма, отмирание товарно-денежных отношений, а вместе с ними – и денег.[11 ,c. 147]
Построенная на указанных принципах экономика получила в экономической литературе название «командно-административная система» (КАС). Рассмотрим ее характерные черты и особенности.
Существенной чертой командно-административной системы является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
Особенностью производства в командно-административной системе является господство предприятий-монополистов. В такой хозяйственной системе неэффективно работающим предприятиям не дают разориться, поддерживая их «на плаву» путем перераспределения прибыли от более эффективно работающих предприятий. По этой причине отсутствуют стимулы для продуктивной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий..
В отношениях распределения основной недостаток КАС заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных и трудовых. Деньги объективно не могут выполнять те же функции, что и в рыночной экономике. Поэтому распределение осуществляется не в соответствии со сложившимися спросом и предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях развивается взятничество.
В отношениях обмена также господствовала
особая форма – административный
рынок с условными товарно-
Отношения потребления были также
деформированы. Предприятия и население
были фактически лишены права выбора.
Для населения отношения
Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому наша страна, как и подавляющее большинство бывших социалистических государств, взяла курс на переход к рыночной экономике.
Экономика Беларуси и других стран
СНГ в настоящее время
Вывод: задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки, неизбежные в переходный период. Решению этой задачи должен быть подчинен выбор мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и во времени. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.
2.2. Трансформационная экономика: понятие и основные черты
Трансформационная (переходная) экономика – экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.
Трансформационный (переходный) период – время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Цель переходной экономики — экономическая свобода и создание на этой основе социально – ориентированной эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достаточный уровень благосостояния граждан, преодолев отставание от других стран.
Для белорусской экономики переходный период – это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж КАС и формируется основы рыночной системы. Приоритетными направлением этого перехода в постсоциалистических странах является социально ориентированная рыночная экономика.[11 ,c. 139]
Социальная ориентация рыночной экономики – процесс повышения социальной эффективности экономики, усиления ее социальной составляющей, проявляющийся в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на социальные цели, а производство подчиняется потребителю.