Гипермаркеты и их роль в торговом обслуживании населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ торгового обслуживания в гипермаркете «Prostor’e», разработка предложений по развитию и совершенствованию торгового обслуживания объекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
анализ деятельности гипермаркетов как объектов розничной торговли;
изучение эволюции крупных торговых предприятий и опыта международных операторов в покупательском сервисе;
уточнение и раскрытие содержания формата «гипермаркет», функционирующего на рынке розничной торговли Республики Беларусь;
формулировка критериев формата «гипермаркет»;
определение основных тенденций розничной торговли, влияющих на развитие формата «гипермаркет»;
показ позитивных и негативных для потребителя и общества в целом характеристик этого формата торговли;
оценка деятельности гипермаркета «Prostor’e»;
выявление ключевых факторов, влияющих на качественное развитие объекта исследования;
разработка практических рекомендаций по улучшению и совершенствованию торгового обслуживания гипермаркета «Prostor’e».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 4
1 Значение гипермаркетов в торговом обслуживании покупателей …………….6
Гипермаркет как торговый объект………………………………………….6
Место гипермаркетов в торговом обслуживании населения…………....13
2 Анализ торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»…………………….........17
2.1 Характеристика СЗАО «ProStore»………………………………….…..17
2.2 Оценка уровня торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»……...…19
3 Пути совершенствования торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»..........24
Заключение …………………………………………………………………………32
Список использованных источников ……………………………………………..33
Приложение А. Качественная оценка деятельности гипермаркетов на белорусском рынке …………………………………………………………34
Приложение Б. Анкета для оценки уровня торгового обслуживания в гипермаркете «ProStore» ………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 490.17 Кб (Скачать)

Все эти мероприятия будут  высокоэффективны, если одновременно гипермаркетом будет проводиться  их реклама и всестороннее освещение  в средствах массовой информации. На данный момент в Беларуси нет  организаций, которые позиционируют  себя как eco-friendly. Поэтому данные меры станут конкурентным преимуществом гипермаркета «Prostore» и послужат катализатором в его развитии.

 

Гипермаркету «ProStore» в целях повышения качества торгового обслуживания следует решить проблемы очередей, о которых речь шла во второй главе: покупатели признали наиболее существенными недостатками гипермаркета «ProStore» очереди в кассах, очереди в отделах с традиционным методом продаж.

Очереди в кассах образуются, как правило, по выходным и праздничным  дням, что вполне естественно.  Но даже в такие дни несколько  касс оказываются закрытыми на перерыв. Целесообразно ограничить количество закрытых касс в наиболее посещаемые дни до одной.

Площадь гипермаркета позволяет  увеличить количество касс на 5 – 7 единиц. В гипермаркете «Prostore» следует выделить экспресс-кассы для покупателей с пятью покупками и менее. Это значительно бы уменьшило затраты времени покупателей на ожидание обслуживания.

Что касается очередей в  отделах с мясной, рыбной продукцией и кулинарии, то здесь сократить  временные издержки покупателей  возможно через увеличение производительности в отделах. В дни наибольшей посещаемости целесообразна работа в отделах  с традиционным обслуживанием не одного продавца, а двоих, что уменьшит затраты времени покупателей в два раза и в два раза сократит очереди в этих отделах.

 

Таким образом, помимо явных преимуществ, гипермаркет «Prostore» имеет ряд несовершенств, которые следует доработать.

В первую очередь следует  решить проблемы постоянного наличия  товара на полках и проблемы очередей. Это первостепенные меры. Далее нужно  уделить внимание планировке и перераспределить торговую площадь между отделами более эффективно. И после решения  главных задач следует сконцентрироваться на конкурентных преимуществах и  повышении уровня качества торгового  обслуживания: предоставлении дополнительных услуг, открытии интернет-магазина, ориентации на экологичность, развитии собственной торговой марки.

Данные меры способны привлечь в гипермаркет «Prostore» новых покупателей и повысить лояльность постоянных, повысить уровень качества торгового обслуживания, увеличить ценность и узнаваемость бренда «Prostore», и в результате обеспечить гипермаркету перспективы долгосрочного устойчивого развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе постепенного перехода  к рыночным формам хозяйствования и переосмысления зарубежного опыта начали появляться новые торговые форматы (дискаунтер, гипермаркет), зародившиеся на Западе и ориентированные на потребительские предпочтения и сетевой характер деятельности. Анализ опыта внедрения таких форматов в Республике Беларусь показал их востребованность потребителями.

Наметился четкий переход  к новым торговым форматам, позволяющим  организовывать деятельность и торговое обслуживание более эффективно и  конкурентоспособно, существенно снижать  издержки за счет современных методов  организации торговли, реализации концепции  самообслуживания и сетевого характера  деятельности.

Реализация системно-сетевой  концепции развития розничной торговли за рубежом и в РБ выявила, что одной из оптимальных форм организации торговой деятельности в сфере услуг является предприятие в формате гипермаркет. 

В ходе исследования были решены следующие задачи:

  • анализ деятельности гипермаркетов как объектов розничной торговли;
  • изучена эволюция крупных торговых предприятий и опыт международных операторов в покупательском сервисе;
  • уточнено и раскрыто содержание формата «гипермаркет», функционирующего на рынке розничной торговли Республики Беларусь;
  • сформулированы критерии формата «гипермаркет»;
  • определены основные тенденции розничной торговли, влияющие на развитие формата «гипермаркет»;
  • исследовано состояние белорусского рынка розничной торговли на современном этапе экономического развития и определены перспективы развития крупных торговых предприятий на рынке розничной торговли РБ;
  • дана качественная оценка деятельности гипермаркета «Prostor’e»;
  • выявлены ключевые факторы, влияющие на качественное развитие объекта исследования;
  • разработаны практические рекомендации по улучшению и совершенствованию торгового обслуживания гипермаркета «Prostor’e».

 

Проведенное исследование позволило  сделать вывод о том, что сложившаяся  экономическая ситуация способствует развитию гипермаркетов. Формат «гипермаркет»  может быть наиболее конкурентоспособным  форматом в ближайшие годы при  условии, что операторы сконцентрируются на выявлении и развитии факторов конкурентоспособности и сделают  покупателю дифференцированное  и  качественное предложение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Ветренко, П.П. Организационно-экономическое  обеспечение системы гипермаркетов:  Автореферат диссертации на соискание  ученой степени кандидата экономических  наук  / Ветренко Павел Павлович  – СПб, 2005. – 23 с.

 

2 Винокурова, О.С. Конкурентоспособность крупных предприятий розничной торговли и пути ее повышения (на примере гипермаркетов):  Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Винокурова Ольга Семеновна -  Москва, 2011 – 23 с.

 

3 Гуменников, А.П. Качество торгового обслуживания населения / А.П. Гуменников – Гомель : Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2005. – 67 с.

 

4 Крие, А. Внутренняя торговля /  Анри Крие, Жоэль Жаллэ. – Москва: «Прогресс»,  «Универс», 1997. – 254 с.

 

5 Потребительская кооперация / Учредители: Белорус. союз потребит. о-в, Учреждение образования «Белорус. торгово-экон. ун-т потребит. кооп.» - Гомель, 2003

 

6 Салливан, М. Маркетинг в розничной торговле / Малкольм Салливан и Деннис Эдкок. – СПб.: Нева, 2004. – 381 с.

 

7 Сет, Э. Розничная торговля: войны гигантов / Эндрю Сет, Джеффри Рендалл. – Москва; Санкт-Петербург: Вершина, 2006. – 319 с.

 

8 Современный супермаркет / С. Пиджакова и др. – М., 2002. – 335 с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

КАЧЕСТВЕННАЯ  ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИПЕРМАРКЕТОВ  НА БЕЛОРУССКОМ РЫНКЕ

 

   

CИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

 

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

             

ФИНАНСЫ

 

- низкая наценка;

- высокий товарооборот  по основному ассотиментному ряду;

- высокая доля списывания испорченного товара;

- ограничение способов  оплаты;

 

- кризис-рост оборота  за счет оттока покупателей  из других форматов;

- удорожание импорта;

КЛИЕНТЫ

 

- высоко эластичный спрос по цене;

 

- отсутствие программ  лояльности;

 

- увеличение клиентской  базы из-за кризиса;

- отток к конкурентам;

ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ

 

- кулинария;

- горячий цех;

- холодный цех;

- собственная торговая  марка;

- кассы с корзиной;

- «быстрое» сканирование;

- отсутствие интернет-магазина;

- нестабильный ассортимент;

- просроченные продукты;

- несоответст-вие цен на этикетке и при оплате;

- неудобная навигация;

- отсутствие продавцов  в магазине;

- очереди в кассах;

- нехватка тележек;

 

- слабость общественных  сил;

- появление новых конкурентов;

- существование открытых  рынков;

- массовые застройки-пробки;

- нехватка парковочных  мест;

ПЕРСОНАЛ

 

- возможность быстрого  привлечения рабочей силы;

- низкая квалификация  сотрудников (незнание ассортимента  и т.д.);

 

- развитие лояльности  к бренду оператора;

- конкуренция – ротация  кадров;


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

АНКЕТА ДЛЯ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ГИПЕРМАРКЕТЕ «PROSTORE»   

Анкета.

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в опросе, целью которого является исследование торгового обслуживания в СЗАО «ProStore». Ответьте на ряд несложных вопросов, это не займет много времени.

Спасибо!

 

  1. Укажите Ваш пол:

Мужской

Женский

  1. Укажите Ваш возраст:

До 18 лет

18 – 35 лет

36 – 50 лет

Старше 50 лет

  1. Вы можете назвать себя постоянным посетителем гипермаркета «ProStore»?

Да

Нет

  1. Как часто Вы посещаете гипермаркет «ProStore»?

Раз в неделю

Раз в две недели

Раз в месяц

Реже раза в месяц

  1. Как Вы добираетесь в гипермаркет «ProStore»?

На собственном автомобиле

На автобусе гипермаркета

На общественном транспорте

Пешком

  1. Как долго вы обычно добираетесь в гипермаркет?

5 – 10 минут пешком

5 – 10 минут на автомобиле

5 – 10 минут на общественном  транспорте

20 минут на автомобиле  и менее

20 минут на общественном  транспорте и менее

Более 20 минут

Более 30 минут

Более 40 минут

  1. Посещаете ли Вы кафе в галерее гипермаркета?

Да

Нет

  1. Чаще всего Вы посещаете гипермаркет:

В будни после работы

По выходным

  1. Чаще всего Вы посещаете гипермаркет:

В одиночку

Вместе с семьей

  1. Как вы оцениваете обслуживание в гипермаркете «ProStore»? (укажите балл по 10-балльной шкале.)
  2. К основным недостаткам гипермаркета на Ваш взгляд относятся (выберите два наиболее существенных):
    • Нехватка парковочных мест
    • Очереди в кассах
    • Несоответствие цен на этикетке или ценнике и при оплате
    • Нехватка тележек
    • Отсутствие интернет-магазина
    • Невежливость персонала
    • Несовременность техники и оборудования
    • Ошибки и неточности в расчетных операциях
    • Отсутствие или недостаток необходимых товаров
    • Неудобная планировка
    • Очереди в мясном, рыбном и отделе кулинарии

 

 


Информация о работе Гипермаркеты и их роль в торговом обслуживании населения