Гипермаркеты и их роль в торговом обслуживании населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ торгового обслуживания в гипермаркете «Prostor’e», разработка предложений по развитию и совершенствованию торгового обслуживания объекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
анализ деятельности гипермаркетов как объектов розничной торговли;
изучение эволюции крупных торговых предприятий и опыта международных операторов в покупательском сервисе;
уточнение и раскрытие содержания формата «гипермаркет», функционирующего на рынке розничной торговли Республики Беларусь;
формулировка критериев формата «гипермаркет»;
определение основных тенденций розничной торговли, влияющих на развитие формата «гипермаркет»;
показ позитивных и негативных для потребителя и общества в целом характеристик этого формата торговли;
оценка деятельности гипермаркета «Prostor’e»;
выявление ключевых факторов, влияющих на качественное развитие объекта исследования;
разработка практических рекомендаций по улучшению и совершенствованию торгового обслуживания гипермаркета «Prostor’e».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 4
1 Значение гипермаркетов в торговом обслуживании покупателей …………….6
Гипермаркет как торговый объект………………………………………….6
Место гипермаркетов в торговом обслуживании населения…………....13
2 Анализ торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»…………………….........17
2.1 Характеристика СЗАО «ProStore»………………………………….…..17
2.2 Оценка уровня торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»……...…19
3 Пути совершенствования торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»..........24
Заключение …………………………………………………………………………32
Список использованных источников ……………………………………………..33
Приложение А. Качественная оценка деятельности гипермаркетов на белорусском рынке …………………………………………………………34
Приложение Б. Анкета для оценки уровня торгового обслуживания в гипермаркете «ProStore» ………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 490.17 Кб (Скачать)

Рисунок 2. Рост продаж и доходность по уровню глобализации.

Примечание: Источник – [2, с. 11]

- развитие стратегии мультиформатной торговли, позволяющей диверсифицировать риски. На рис.3 в процентах представлены форматы торговли, используемые 250 ведущими розничными операторами.

Рисунок 3. Форматы торговли, используемые 250 ведущими розничными компаниями, в %.

Примечание: Источник - [2, с. 12]

 

- рост конкуренции на внутренних рынках развивающихся стран. Некоторые национальные розничные операторы развивающихся стран уже достигли такого уровня, что могут конкурировать с крупнейшими компаниями развитых стран, о чем свидетельствуют их позиции в рейтинге крупнейших 250 мировых ритейлеров.

- снижение входных барьеров  в розничный сектор развивающихся  стран по мере роста благосостояния  населения и осознания властей  необходимости инвестировать в  данную отрасль.

- повышенный интерес к формату «гипермаркет» при выходе на развивающиеся рынки ввиду объективных причин, основной из которых является средний показатель уровня доходов населения.

Финансовый кризис 2008 г., повлекший за собой резкое ухудшение  экономической ситуации, оказал негативное влияние на развитие форматированной  торговли в целом, одновременно способствуя  росту популярности дискаунтеров на белорусском рынке – торговых форматов, предлагающих минимальную торговую наценку на продаваемый ассортимент. В данной ситуации еще более актуальным становится вопрос о перспективах развития формата «гипермаркет». На рисунке 4 наглядно представлено распределение объектов торговли на рынке РБ по типам магазинов (в процентах).

Рис. 4. Распределение объектов торговли на рынке РБ по типам магазинов  на 1 января 2008 г. (в %)

Примечание: Источник - [2, с. 13]

 

Для получения объективной  картины распределения сил на розничном рынке РБ, низкий абсолютный показатель количества гипермаркетов  рассматриваем в совокупности с  площадью торговых залов данного  формата (рисунок 5).

Рисунок 5. Площадь торгового зала (в %)

Примечание: Источник - [2, с. 13]

 

Таким образом, можно констатировать, что формат «гипермаркет» получил  широкое распространение на рынке  РБ. При этом быстрое развитие гипермаркетов  и других современных розничных  форматов в настоящее время определяет развитие всей отрасли торговли в  РБ.

Объем розничного рынка РБ постоянно растет. При этом сочетание  следующих факторов определяет перспективность  формата «гипермаркет» на белорусском  рынке розничной торговли (табл. 2).

 

Таблица 2. Факторы, определяющие перспективность формата «гипермаркет»  на рынке РБ.

Внешние положительные факторы

Внутренние положительные  факторы

Внутренние негативные

 факторы

Законодательство развитых стран ограничивает деятельность операторов и, как следствие, способствует международной  экспансии

Незначительная доля организованной торговли в общем объеме торговых объектов (18%) и перспектива ее увеличения

Отсутствие складской  и транспортной инфраструктуры

Высокий уровень урбанизации населения (74,3%) объясняет экономическую целесообразность развития гипермаркетов

Низкий средний чек  по стране (15 000 – 25 000 руб. по состоянию на март 2011 года)

Высокая конкуренция на рынке  развитых стран вынуждает операторов выходить на новые рынки

Средний рост располагаемого дохода населения за 5 лет – 8%

Коррупция

60% потребительских расходов  приходится на розничный сектор, что обуславливает возможность  увеличения целевой аудитории  формата «гипермаркет»

Неоднородный уровень  урбанизации

 

38% населения составляют  граждане в возрасте от 15 до 38 лет, являющиеся наиболее привлекательными  для гипермаркетов ввиду их  перспективности и доходности

 

Отсутствие правовых гарантий и возможность давления со стороны  местных властей частично снимает  эффект низкого входного барьера

 

Рост внутренних инвестиций в торговую отрасль

 

Относительно низкий входной  барьер в сфере розничной торговли

 

Примечание: Источник - [2, с. 15]

Основным внутренним фактором, способствующим развитию гипермаркетов  на белорусском рынке, является низкий абсолютный показатель потребительского дохода при его постоянном росте.

Так как в настоящее  время формат «гипермаркет» развивается  преимущественно в странах с  традиционным розничным рынком, можно  заключить, что популярность этого  формата обратно зависима степени  модернизации розничного рынка. При  слабой модернизации белорусского розничного рынка гипермаркет может быть высоко рентабельным на протяжении ближайших  пяти – десяти лет – до насыщения  рынка современными форматами.

 

 

1.2 МЕСТО ГИПЕРМАРКЕТОВ  В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Из всей совокупности форматов, представленных на рынке розничной  торговли, наиболее эффективными и  востребованными оказались супермаркеты и гипермаркеты.

Экономические принципы деятельности гипермаркетов представляют собой  правила и основы экономического функционирования, присущие магазинам  данного торгового формата. Ниже определена система общих эффектов (Рисунок 6), которые гипермаркет производит в процессе своей деятельности на трех уровнях хозяйствования (национальном, предпринимательском и потребительском).

Феномен гипермаркетов можно  оценить по размеру той доли розничных продаж, которую они завоевали. Успех гипермаркетов несомненен и обусловлен как характером новых видов услуг, предоставляемых покупателям, так и привлекательной политикой низких цен.

Прежде всего, гипермаркет  позволяет покупателям приезжать  за покупками на своей машине, делать единовременные закупки самых различных  товаров, причем в удобное для  них время (например, в вечерние часы после работы). Гипермаркет позволяет  превратить закупку товаров в  «семейную прогулку», чему способствует наличие кафетериев, которые посещает 37% покупателей. Все проводившиеся  опросы посетителей гипермаркетов  показывают, что 45% покупателей посещают гипермаркет раз в неделю или  раз в две недели, чтобы запастись  необходимыми продуктами, и что 75% покупателей, пользуясь автомобилем, тратят на дорогу от дома до магазина менее 20 минут.

Далее, в гипермаркетах  осуществляется политика низких цен. Она  основывается на невысоком среднем  размере взимаемой общей наценки. Руководствуясь принципом «продавать подешевле, чтобы продать побольше», гипермаркеты добиваются   чистой прибыли  в  размере   1—2% торгового оборота. Подобный результат стал возможным благодаря небольшим размерам капиталовложений, быстрой обновляемости товарных запасов, закупочным   кредитам,   большому   объему   закупок, осуществляемых на выгодных условиях, сокращению расходов на транспортировку товаров и эксплуатацию магазинов.

Добавим, что все компании, владеющие гипермаркетами, интенсивно рекламируют свою политику низких цен; они создали привлекательный для публики образ дешевизны. Хотя иногда гипермаркеты сознательно увеличивают разницу в наценках на продукты одной и той же группы или на товары различных категорий, чтобы устанавливать очень низкие цены на некоторые виды продукции, пользующиеся популярностью у покупателей, это уравновешивание наценок не ставит под сомнение реальность уровня цен в гипермаркетах. Любое сопоставление цен (на продовольственные и хозяйственные товары)  в розничной торговле свидетельствует о том, что уровень цен в гипермаркетах действительно ниже, чем в торговых предприятиях других типов.

В гипермаркетах много  внимания уделяется обслуживанию покупателей, которое окупается высоко. Модель качества обслуживания SERVQUAL особо выделяет параметры Гарантии, Надежности, Отзывчивости и Сочувствия. Все они могут сделать вклад в хорошие взаимоотношения, и это, в свою очередь, на деле позволит розничному предприятию достичь реальных преимуществ перед конкурентами, предлагающими более низкий уровень обслуживания. По существу, экономическое уравнение предполагает, что исследование, охватывающее все аспекты обслуживания, и соответствующее обслуживание, предложенное там, где оно может наилучшим образом повлиять на впечатления от процесса совершения покупок, очень значимы.

К примеру, большинство гипермаркетов  являются магазинами «самообслуживания», так как покупатель выбирает товары, которые он покупает. Однако если много  времени требуется на то, чтобы  отстоять очередь в кассу, или  если на полках не оказалось требующегося товара, у покупателя возникает бесспорное основание для жалоб на обслуживание. Переход к «самообслуживанию» произошел  сравнительно недавно, и в то время  магазины не были уверены в том, какова  будет реакция покупателей, привыкших  к тому, что их обслуживают у  прилавка. События показали, что  данный аспект обслуживания не имел столь  большого значения, при условии, что  покупатели могли увидеть компенсирующие его отсутствие выгоды.

Торговля в гипермаркетах  обладает внешним и внутренним содержанием. Внешним содержанием является то, что помимо продажи товаров, оказываются  дополнительные услуги такие как: парковка, упаковка, подбор оптики, ремонт обуви  и т.д. Внутреннее содержание раскрывается в сути деятельности такой торговли, направленной на оказание услуг потребителю, в том числе по выбору и покупке  товаров.

 

 

 

Общие эффекты  деятельности гипермаркета




Для потребителя


Для компании


Для страны



 

 

Положительные эффекты

Создание рабочих мест

 

Увеличение прибыли

 

Высокое качество товаров

         

Общее повышение качества предлагаемой продукции и услуг

 

Сокращение общих затрат на единицу продукции

 

Сравнительно низкий уровень  цен, особенно на продовольственные  товары

         

Сокращение числа оптово-розничных  открытых рынков

 

Прямой выход на производителя

 

Высокий уровень обслуживания

         

Повышение конкурентоспособности  нициональных компаний

 

Повышение конкурентоспособности

 

Разнообразный и большой  ассортимент товаров

         

Рост ВВП

     

Самообслуживание, возможность  непосредственного контакта с товаром

         

Регулирование рынка розничной  торговли, законодательная инициатива субъектов рынка

     

Возможность приобретения готовых  к употреблению продуктов

         

Отрицательные эффекты

Возможная монополизация  рынка в будущем

 

Необходимость привлечения  огромных первоначальных инвестиций

 

Отдаленное от центра города расположение

         

Подавление и навязывание  своих условий магазинам малого и среднего формата

 

Наличие финансовой устойчивости в первые несколько лет

 

Перенасыщенность посетителями в выходные дни, наличие длительных очередей у касс

         
   

Сложность управления персоналом

   

 

Рисунок 6. Схема общих эффектов деятельности гипермаркета.

Примечание: Источник - [1, с. 14]

В гипермаркетах ярко проявляется  роль совершения покупок как вида отдыха, который может стимулировать  все органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание.

Сегодня, после периода быстрого роста, гипермаркеты испытывают своеобразный «кризис личности». Поскольку качественные изменения в их работе становятся весьма ощутимыми (комфортные условия приобретения товаров, традиционные формы торговли, практикуемые в некоторых отделах, услуги, предоставляемые посетителям), неясно, будут ли они верны своей первоначальной роли «магазинов со скидкой» или же они превратятся в «универмаги нового поколения». Пока наблюдается увеличение эксплуатационных расходов и увеличение размера наценок. Такая политика опасна тем, что гипермаркеты могут окончательно «войти в колею розничной торговли».

 

 

Таким образом, гипермаркет  представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно в форме самообслуживания. Успех   этой  формы торговли  объясняется удобствами, которые предоставляются покупателям и высоко ими оцениваются, и прежде всего низкими ценами, которые практикуются в гипермаркетах совершенно сознательно.

В гипермаркетах много  внимания уделяется обслуживанию покупателей, которое окупается высоко. Здесь  также ярко проявляется роль совершения покупок как вида отдыха, который  может стимулировать все органы чувств.

Основным внутренним фактором, способствующим развитию гипермаркетов  на белорусском рынке, является низкий абсолютный показатель потребительского дохода при его постоянном росте. При слабой модернизации белорусского розничного рынка гипермаркет может быть высоко рентабельным на протяжении ближайших пяти – десяти лет – до насыщения рынка современными форматами.

 

2 АНАЛИЗ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЗАО «PROSTOR’E»

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА  СЗАО «PROSTOR’E»

 

19 ноября 2009 года в микрорайоне  Шабаны (г.Минск) открыл свои двери второй гипермаркет сети PROSTOR'e. Это совместный проект ООО "Сервис Плюс АТ" с компанией СЗАО "Альтерсолюшнс".

 

Рисунок 7. Гипермаркет «Prostor’e» перед открытием.

Примечание: Источник – ресурсы  сети Интернет.

 

Новый гипермаркет «Prostor’e» в микрорайоне Шабаны оказывает четырехаспектное влияние на район:

  • Во-первых, физическое влияние – по отношению к территории, так как строительство велось на бесхозной территории;
  • Во-вторых, возникает экономический эффект, который гипермаркет оказывает на район как на работодателя, так и на производителя;
  • В-третьих, гипермаркет «Prostor’e» стал центром потребительских затрат в районе;
  • И, наконец, в-четвертых, - имеющая важное значение для любого сообщества социальная роль таких действий, как посещение магазинов и совершение покупок, которые затрагивают многие модели местного взаимодействия. Здесь имеет значение роль совершения покупок как вида отдыха, который может стимулировать все органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание.

Информация о работе Гипермаркеты и их роль в торговом обслуживании населения