Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:30, курсовая работа
Целью работы является анализ торгового обслуживания в гипермаркете «Prostor’e», разработка предложений по развитию и совершенствованию торгового обслуживания объекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
анализ деятельности гипермаркетов как объектов розничной торговли;
изучение эволюции крупных торговых предприятий и опыта международных операторов в покупательском сервисе;
уточнение и раскрытие содержания формата «гипермаркет», функционирующего на рынке розничной торговли Республики Беларусь;
формулировка критериев формата «гипермаркет»;
определение основных тенденций розничной торговли, влияющих на развитие формата «гипермаркет»;
показ позитивных и негативных для потребителя и общества в целом характеристик этого формата торговли;
оценка деятельности гипермаркета «Prostor’e»;
выявление ключевых факторов, влияющих на качественное развитие объекта исследования;
разработка практических рекомендаций по улучшению и совершенствованию торгового обслуживания гипермаркета «Prostor’e».
Введение……………………………………………………………………………. 4
1 Значение гипермаркетов в торговом обслуживании покупателей …………….6
Гипермаркет как торговый объект………………………………………….6
Место гипермаркетов в торговом обслуживании населения…………....13
2 Анализ торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»…………………….........17
2.1 Характеристика СЗАО «ProStore»………………………………….…..17
2.2 Оценка уровня торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»……...…19
3 Пути совершенствования торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»..........24
Заключение …………………………………………………………………………32
Список использованных источников ……………………………………………..33
Приложение А. Качественная оценка деятельности гипермаркетов на белорусском рынке …………………………………………………………34
Приложение Б. Анкета для оценки уровня торгового обслуживания в гипермаркете «ProStore» ………………………………………………………...35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра управления коммерческой деятельностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Гипермаркеты и их роль в торговом обслуживании населения
Студент
ФЭУТ, 2 курс, ДГС-1
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 36 с., 13 рис., 3 табл., 8 источников, 2 прил.
ТОРГОВЫЙ ФОРМАТ, ГИПЕРМАРКЕТ, РОЗНИЧНЫЙ СЕКТОР, ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ СЕРВИС, КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, УСЛУГА, ДИСКАУНТЕР, ПОЛИТИКА НИЗКИХ ЦЕН.
Объект исследования – гипермаркет «Prostor’e».
Предмет исследования – зона деятельности субъекта рынка «Prostor’e», его взаимодействие с клиентами, торговое обслуживание в гипермаркете, а также факторы, влияющие на его качественное развитие.
Цель работы: анализ торгового обслуживания в гипермаркете «Prostor’e» и разработка предложений по развитию и совершенствованию торгового обслуживания объекта.
Методы исследования: системный анализ, анкетирование, сравнительный анализ, графические методы исследования, логический анализ, экономико-статистический метод.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Значение гипермаркетов
в торговом обслуживании
2 Анализ торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»…………………….........17
2.1 Характеристика СЗАО «ProStore»………………………………….…..17
2.2 Оценка уровня торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»……...…19
3 Пути совершенствования торгового обслуживания в СЗАО «ProStore»..........24
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………………..33
Приложение А. Качественная оценка деятельности гипермаркетов на белорусском рынке …………………………………………………………34
Приложение Б. Анкета для оценки уровня торгового обслуживания в гипермаркете «ProStore» ………………………………………………………...35
ВВЕДЕНИЕ
Мировой финансовый кризис 2008 г. привел к резкому ухудшению экономической ситуации, сокращению располагаемого дохода населения и, как следствие, сжатию объемов рынка розничной торговли РБ. Торговые операторы, зависимые от кредитов, были вынуждены пересмотреть стратегию развития, отказавшись от планов экспансии и сосредоточившись на оптимизации текущей деятельности. При этом гипермаркеты, прежде всего продовольственные, оказались в относительно более выигрышном положении по сравнению с другими розничными форматами, так как ввиду ценовой политики смогли удержать клиентскую базу.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что экономическая ситуация в настоящее время способствует высокому темпу роста крупных предприятий розничной торговли – гипермаркетов, однако дальнейшее их развитие потребует от операторов дифференциации через выделение, учет и развитие факторов конкурентоспособности. Таким образом, тема данной работы актуальна в сложившихся в нашей стране экономических условиях.
Целью работы является анализ торгового обслуживания в гипермаркете «Prostor’e», разработка предложений по развитию и совершенствованию торгового обслуживания объекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
Для выполнения поставленных задач применены следующие методы: системный анализ, анкетирование, сравнительный анализ, экономико-статистический метод, логический анализ, классификация, графический метод. Основой методологии исследования послужили системный и процессный подходы, позволяющие проводить комплексный анализ рассматриваемой проблемы, а также изучать в развитии экономические явления и процессы.
В современной литературе теме гипермаркетов и других крупных современных торговых форматов уделяется довольно мало внимания, что противоречит актуальности данного вопроса. Возможно, этот факт можно объяснить свежестью и необычностью такого формата торговли на рынке розничной торговли Республики Беларусь.
1 ЗНАЧЕНИЕ ГИПЕРМАРКЕТОВ
В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
1.1 ГИПЕРМАРКЕТ КАК ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ
Интенсификация развития
экономики, рост благосостояния населения
требуют интенсивного развития торговых
предприятий. В связи с активным
развитием розничного рынка, торговые
форматы претерпевают постоянные изменения,
адаптируясь к новым условиям.
Данная динамика объясняет отсутствие
единой классификации форматов. Проведенный
анализ показывает, что формат в
розничной торговле определяется набором
характеристик, представляющих ценность
торгового предприятия для
ассортимент
цена
местоположение
реклама и продвижение
послепродажный сервис
ФОРМАТ
физические атрибуты магазина
предлагаемые услуги
внутренняя атмосфера магазина
Рисунок 1. Параметры понятия «формат»
Примечание: Источник - [2, с. 9]
В настоящее время к формату «гипермаркет» на белорусском рынке следует относить крупный торговый объект, соответствующий критериям, указанным в таблице 1.
Таблица 1. Критерии формата «гипермаркет»
КРИТЕРИИ ФОРМАТА «ГИПЕРМАРКЕТ» | |
ПОКАЗАТЕЛЬ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
1 |
2 |
Размер торговой площади
1 |
Торговая площадь не менее 2,5 тыс. м2 В Беларуси – не менее 5 тыс. м2 2 |
Ассортиментная политика |
- широкий и быстро обновляемый ассортимент товаров; - продовольственные и непродовольственные товары продаются на одной и той же торговой площадке с оплатой в одних и тех же кассах |
Целевая аудитория |
Покупательская зона гипермаркета насчитывает 100 – 120 тысяч жителей, и основная ее доля – многочисленные семьи |
Ценовая политика |
Политика низких цен и система скидок |
Система обслуживания |
Продажи по системе самообслуживания с оплатой товаров в кассах у выхода |
Дополнительные услуги |
Наличие при входе достаточно большой автомобильной парковки |
Показатель прибыли |
Норма прибыли в среднем в два раза меньше, чем для супермаркета |
Показатель оборачиваемости |
Высокая оборачиваемость запасов гипермаркета (порядка 40 раз в год) |
Реклама |
- минимальный бюджет на рекламу – менее 1% торгового оборота; - белорусская специфика:
использование телевизионной |
Примечание: Источник – [2, с. 10]
Термин «гипермаркет» не означает новый формат торгового объекта, поскольку подобные магазины были созданы уже существующими торговыми компаниями независимо от их ориентации или организации, а также независимыми коммерсантами. Речь не идет о новом методе продажи, поскольку в гипермаркетах широко применяется система самообслуживания и торговля со скидкой. На самом деле гипермаркет представляет собой новую концепцию торговли, появление которой обусловлено тем разрывом, который образовался между характером ' промышленного производства (массовый выпуск товаров крупными партиями, интенсивная реклама) и теми условиями сбыта, которые могла предложить торговля (огромное число мелких магазинов с невысокой производительностью труда). Между производством и потреблением возникло узкое место, и, поскольку, как выразился А.Детёф, «невозможно было и далее распределять тележками то, что производилось конвейерным способом для удовлетворения массового спроса», была создана «фабрика продажи» — гипермаркет.
15 июня 1963 г. Марсель Фурнье в компании с Дени Деффорэ открыл первый в мире гипермаркет «Кар-фур» в Сент-Женевьев-де-Буа (пригород Парижа) на площади 2,5 тыс. м2 и с автомобильной стоянкой на 500 мест. Торговый мир воспринял эту идею как чудачество, но прошли месяцы, и успех нового формата торговли стал очевиден. В 1968 г. начался чрезвычайно быстрый рост числа гипермаркетов по всему миру.
Гипермаркеты претерпели значительную эволюцию со времени открытия первого из них, и за последние годы их облик значительно изменился. Они стали более роскошными и уютными; атмосфера в них стала более благоприятной для общения.
До 1973г. средний размер торговой площади гипермаркетов постоянно увеличивался, а затем стабилизировался. Около половины магазинов имеют площадь 2500 — 5999 м2; однако около10% из них имеют площадь свыше 10 тыс. м2.
Стоянки для автомобилей принимают всеболее внушительные размеры; установилась следующая норма: 20 мест на 100 м2 торговой площади. В среднем на один гипермаркет приходится 1,1 тыс. мест. Правда, стоянки обслуживают не только посетителей гипермаркетов, но и посетителей магазинов, которые группируются вокруг них в торговых галереях.
В настоящее время на каждые 200 м2 торговой площади приходится одна расчетная касса на выходе, т.е. в среднем на один гипермаркет приходится 28 касс; однако здесь наблюдается довольно сильный разброс: гипермаркеты с площадью 2,5 тыс. м2 имеют 10—12 касс, а гипермаркеты с площадью 15 тыс. м2 — 60—70 касс.
Будучи поначалу преимущественно продовольственными магазинами, гипермаркеты постепенно превратились в магазины с «множественной специализацией», поскольку расширился ассортимент товаров общего назначения (текстиль, хозяйственные товары, предметы домашней обстановки, садовый инвентарь), составляющих 55% торгового оборота, Это было сделано с той целью, чтобы частично компенсировать невысокие наценки на бакалейные товары и, главное, чтобы сделать магазины максимально привлекательными. Ассортимент товаров насчитывает 20—50 тыс. наименований в зависимости от размера магазина.
Если в 1967—1971 гг. гипермаркет
часто представлял собой
Кроме того, владельцы гипермаркетов часто соглашаются па размещение на своей территории крупных специализированных магазинов, торгующих предметами домашней обстановки, товарами для домашних умельцев, садовым инвентарем.
Феномен гипермаркета многогранен, поэтому из всего многообразия его особенностей следует выбрать наиболее существенные:
Анализ мирового рынка розничной торговли позволяет выделить следующие основные тенденции, влияющие на развитие формата «гипермаркет»:
- рост инвестиционной
привлекательности розничного
- снижение интереса к
формату «гипермаркет» на
- рост международной экспансии,
которому способствует
Информация о работе Гипермаркеты и их роль в торговом обслуживании населения