Автор: a********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 21:46, дипломная работа
Одной из задач реформирования предприятия является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей, производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно- управленческих подразделений, руководителей предприятия).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………………………………………….
7
1.1 Сущность, виды и состав финансовой отчетности предприятия……..
7
1.2 Основные приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности………………………………………………………………........
12
1.3 Анализ ликвидности баланса и платежеспособности организации.....
29
Выводы………………………………………………………………………
46
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ОЖЕРЕЛЬЕВСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД»………………………………………………
47
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика ОАО «Ожерельевский комбикормовый завод»…………………………………
47
2.2.Факторный анализ прибыли от продаж……………………………….. 70
2.3. Анализ показателей рентабельности………………………………….. 75
Выводы……………………………………………………………………….. 80
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «Ожерельевский комбикормовый завод»……………………………………..
83
3.1 Оптимизация структуры оборотных средств ОАО «ОЖЕРЕЛЬЕВСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД»…………………..
83
Выводы……………………………………………………………………….. 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……… 98
ВВЕДЕНИЕ
Следовательно выручка от продажи продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась за счёт снижения цены на – 361338,8057 тыс. рублей, а сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в 2009 году на 99178,797 тыс. руб.
ΔВкол-во
= В' – В0
ΔВкол-во = 1829158,203 – 1928337 = 99178,797
Общее снижение выручки :
(- 361338,8057) + (- 99178,797) = - 460529 тыс.руб. получилось за счёт снижения цены на 19,75% .
Таким образом перерасход по коммерческим расходам в 2009 году и повышение их уровня на ≈0,0007% привели к уменьшению суммы прибыли от продажи на 14678,08 тыс.рублей.
Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.
Их влияние на сумму прибыли определим, используя метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли 2009 года аддитивного вида.
По таблице 13 можно рассчитать коэффициент соотношения доходов и расходов предприятия .
Кд/р = | Все доходы | = | с010 + с060 + с080 + с090 + с120 + с141 | (72) |
Все расходы | с020+с030+с040+с070+с100+с130+ |
2009 год.
Кд/р = | 1467808 + 47707 + 0 + 11654 + 0 + 69 | = | 1527238 | = 1,0044 |
1450043+23+0+31814+35164+0+ |
1520524 |
2008 год.
Кд/р = | 1928337+21785+1+15499+0+52+167 | = | 1965789 | = 1,0088 |
1900686+17+0+27976+12838+0+ |
1948659 |
Предприятие
стабильно получает незначительную
прибыль. Соотношение доходов и
расходов практически не изменяется и
равно «1». Это не может считаться эффективной
работой.
2.3. Анализ
показателей рентабельности
Относительными показателями, характеризующими эффективность бизнеса, являются коэффициенты рентабельности, так как результативность и экономическая целесообразность оцениваются не только абсолютными, но и относительными показателями, к которым относится система показателей рентабельности. Рентабельность это способность предприятия получить достаточно прибыли, чтобы сохранить вложенный капитал и привлечь новый. По данным отчета о прибылях и убытках проведем анализ рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности (затрат).
Рентабельность продаж - это процентное отношение прибыли от продаж к выручке от продажи продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в рыночной цене. Чем он выше, тем лучше результат от основной деятельности. На рентабельность продаж влияют объем продажи продукции и себестоимость продукции.
Методом цепных подстановок определим влияние изменения:
- объемов продажи продукции
ΔRпр(v) = | V1 – S0 | * 100 – | V0 – S0 | * 100 | (73) |
V1 | V0 |
ΔRпр(v) = | 1467808 – 1900686 | * 100 – | 1928337 – 1900687 | * 100 = - 30,92 |
1467808 | 1928337 |
-себестоимости продукции
ΔRпр(s) = | V1 – S1 | * 100 – | V1 – S0 | * 100 | (74) |
V1 | V1 |
ΔRпр(v) = | 1467808 – 1450043 | * 100 – | 1467808 – 1900687 | * 100 = 30,7 |
1467808 | 1467808 |
Таким образом за счет изменения объема продаж рентабельность снизилась на 30,92% процентных пункта, а за счет изменения себестоимости рентабельность увеличилась на 30,7 процентных пункта.
Рентабельность затрат – это процентное отношение суммы прибыли от продаж к величине затрат т.е характеризует величину прибыли на 1 рубль затрат. Рентабельность по сравнению с 2008 годом снизилась на 0,2 процентных пункта ( 2008г – 1,4; 2009г – 1,2).
Для расчета влияния основных факторов на изменение рентабельности затрат используем формулу:
ΔRs = | Пр | * 100 = | V – S | * 100 | (75) |
S | S |
2009г.
ΔRs = | 1467808 - 1450043 | * 100 = | 1,23 |
1450043 |
2008г.
ΔRs = | 1928337 – 1900686 | * 100 = | 1,45 |
1900686 |
Методом цепных подстановок определим влияние изменения:
- объема продажи продукции
ΔR (v) = | V1 – S0 | * 100 – | V0 – S0 | * 100 | (76) |
S0 | S0 |
ΔR (v) = | 1467808 – 1900686 | * 100 – | 1928337 – 1900686 | * 100 = - 24,2 |
1900686 | 1900686 |
- затрат
ΔR (s) = | V1 – S1 | * 100 – | V1 – S0 | * 100 | (77) |
S1 | S0 |
ΔR (s) = | 1467808 – 1450043 | * 100 – | 1467808 – 1900686 | * 100 = 24,0 |
1450043 | 1900686 |
Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности затрат по сравнению с 2008 годом.
За 2009 год рентабельность затрат за счет изменения объема продаж снизилась на 24,2 процентных пункта, а за счет изменения затрат увеличилась на 24 процентных пункта.
Используя данные бухгалтерского баланса, рассчитаем следующие показатели рентабельности: активов, текущих активов, собственного капитала.
Рентабельность
активов показывает, насколько эффективно
используется имущество и определяется
как отношение прибыли к
Рентабельность текущих активов это величина прибыли, приходящаяся на 1 рубль оборотного капитала.
Рентабельность собственного капитала это отношение прибыли до налогообложения к средней величине собственного капитала. Она показывает эффективность использования собственного капитала, т.е. какую величину прибыли предприятие получило на 1 рубль собственного капитала. Расчет показателей рентабельности приведен в таблице 15.
Таблица 15
Показатели рентабельности
Показатель | 2008 | 2009 | Изменение |
1. Средняя величина активов | 685030 | 878174 | 193144 |
2. Средняя величина текущих активов | 603176 | 797093 | 193917 |
3. Средняя величина собственного капитала | 138412 | 150393 | 11981 |
4. Выручка от продажи товаров | 1928337 | 1467808 | - 460529 |
5. Затраты | 1900686 | 1450043 | - 450643 |
6. Прибыль от продаж | 27634 | 17742 | - 9892 |
7. Прибыль до налогообложения | 24105 | 10125 | - 13980 |
8. Чистая прибыль | 17150 | 6714 | - 10436 |
9. Рентабельность продаж, % ((6 / 4) * 100%) | 1,43 | 1,21 | - 0,22 |
10. Рентабельность затрат, % ((6 / 5) * 100%) | 1,45 | 1,22 | - 0,23 |
11. Рентабельность активов, % ((7 / 1) * 100%) | 3,52 | 1,15 | - 2,37 |
12. Рентабельность текущих активов, % ((7 / 2) * 100%) | 4,00 | 1,27 | - 2,73 |
13. Рентабельность собственного капитала, % ((7 / 3) * 100%) | 17,42 | 6,73 | - 10,69 |
14. Финансовая рентабельность, % ((8 / 3) * 100%) | 12,39 | 4,46 | - 7,93 |
Судя по данным таблицы, показатели имеют устойчивую тенденцию к снижению.
В таблице 16 представлены показатели характеризующие эффективность использования активов предприятия.
Таблица 16
Показатели
эффективности использования
Показатель | 2008 | 2009 | Изменение (+,-) |
1.Выручка
от продажи товаров, продукции, |
1928337 | 1467808 | - 460529 |
2. Прибыль до налогообложения | 24105 | 10125 | -13980 |
3. Среднегодовая
величина основных |
79961 | 79720 | - 241 |
4. Среднегодовая
величина материальных |
150792 | 148353 | - 2439 |
5. Рентабельность продаж | 1.2500 | 0.6898 | - 0.5602 |
6. Фондоемкость( стр.3 : стр.1) | 0.0415 | 0.0543 | +0.0134 |
7. Коэффициент
закрепления оборотных средств
( стр.4 : стр.1) |
0.0782 | 0.1011 | +0.0229 |
8. Рентабельность
производственных фондов
(стр.2 : (стр.3 + стр.4)) |
10.4462 | 4.4394 | -6.0068 |
Расчетные данные показывают, что рентабельность производственных фондов снизилась на 6.007 процентных пункта, в том числе за счет изменения рентабельности продаж на :
0,6898 | - 10,4462 | = 4.6863 | (78) |
0,04146 + 0,0782 |