Диагностика эффективности системы управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Многие учёные, инженеры, мыслители в своё время пытались внести какие-то изменения в управление предприятием в развитие менеджмента, новые правила принципы, для того чтобы предприятие эффективно функционировало, и приносило, как можно большую прибыль. Такие ученые, например, как Фредерик Тейлор, Г.Л. Гант, Д.Форестер, А.К. Гастев и другие. Они все пытались создать, какую-то свою эффективную теорию управления

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы диагностики системы управления предприятием 5
1.1 Понятие, сущность и виды 5
1.2 Элементы и классификация систем управления 16
Глава 2 Характеристика предприятия на примере ОАО «НПК „Уралвагонзавод“» 25
2.1 История предприятия 25
2.2 Деятельность 30
2.3 SWOT анализ на ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» 34
Заключение 42
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

курсовая по уп.doc

— 972.00 Кб (Скачать)

     Государственная поддержка в виде гарантий по кредитам в размере 10 млрд. рублей, оказанная  научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» в 2010 году, позволила корпорации пережить период общемирового экономического спада и дала серьезный импульс к развитию не только предприятий корпорации, но и ее смежников и комплектаторов. Под госгарантии были получены кредиты в ВТБ в сумме 3 млрд. рублей, в Уральском банке Сбербанка России на сумму 4,897 млрд. рублей и в Банке Москвы - 3,5 млрд.

     Осознавая свою ответственность перед государством, корпорация «Уралвагонзавод» до конца 2010 года полностью вернула госгарантии. В декабре государственные гарантии были выведены из обеспечения, в том  числе кредиты в Банке Москвы и ВТБ были досрочно погашены в полном объеме.

Тем самым  оправдано доверие государства: досрочно возвращены в бюджет Российской Федерации 10 млрд. рублей и обеспечена бесперебойная работа корпорации.

      План  подвижного состава на 2011 год составляет 24000 вагонов и цистерн: 18000 вагонов и 6000 цистерн. 

Продукция предприятия

Железнодорожная продукция

  1. Полувагон производства «Уралвагонзавод»
  2. Железнодорожные цистерны (для нефтепродуктов, для олеума)
  3. Криогенные железнодорожные цистерны
  4. Полувагоны
  5. Платформы

Продукция военного назначения 

     Предприятие «Уралвагонзавод» способно производить 1,5 тысячи танков в год.

  1. Танк Т-72, экспортный вариант Т-72С
  2. Танк Т-90, экспортный вариант Т-90С
  3. Боевая машина разминирования БМР-3М
  4. Инженерная машина разграждения ИМР-3М
  5. Боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-1М
  6. Танковый мостоукладчик МТУ-72
  7. Танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86

Другое

  1. Экскаватор ЭТ-1
  2. Контейнер-цистерна
  3. Экскаватор гусеничный ЭО-5126
  4. Экскаватор на колесном ходу ЭО-33211А
  5. Погрузчик малогабаритный
  6. Туковая сеялка
  7. Трактор РТМ-160 и модификации, в том числе тяговый модуль вагонов, электро-сварочный и др.

Перспективы 

     На  «Уралвагонзаводе» в настоящий  момент проводится масштабная программа  по модернизации и оптимизации производства, направленной, в том числе, на улучшение  качества литья. Завод осваивает производство новых видов продукции, например, мобильных буровых установок. Проводится работа по реструктуризации задолжностей.

     В 2010 г. «Уралвагонзавод» планирует выпустить 18,5 тыс. полувагонов, около 1 тыс. железнодорожных грузовых платформ, 5,5 тыс. цистерн — в общей сложности 24,5 тыс. единиц подвижного состава, поставив рекорд в своей истории.

     В рамках сотрудничества с Министерством  обороны готовится производство 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ.

     Предполагается, что в целом объём реализации продукции в 2010 г. превысит 50 млрд руб. В 2010 г. корпорация планирует завершить полномасштабную интеграцию всех своих подразделений, которые должны образовать «единую структуру с едиными органами управления».

     Также идут переговоры с зарубежными партнерами, в частности, с Монголией и Казахстаном. 
 
 
 
 

2.3 SWOT анализ на ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»

      Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

      SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

     SWOT был впервые введён в 1963 году  в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.

     В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета, Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут (Leraned, Christensen, Andrews, Guth), предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

     Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно  применять к любым организациям, отдельным людям и странам  для построения стратегий в самых  различных областях деятельности.

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

     Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину в организации, принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

      В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

  1. Определить основное направление развитие предприятия (его миссию);
  2. Затем взвешать свои силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, сможет ли организация двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  3. После этого поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности.
 

     Этап  1. Определение сильных и слабых сторон предприятия. (Таблица 1)

     Таблица 1

     Сильные и слабые стороны  предприятия 

Параметры оценки Сильные стороны предприятия Слабые  стороны предприятия
1. Маркетинг  Высокое качество бронетанковой и артиллерийской техники, комплектующих к ним, производство и реализация железнодорожного подвижного состава. В 2011 г. нет заказа на производство бронетанковой и артиллерийской техники
  Продукция предприятия по железнодорожному подвижному составу известна во многих странах мира, предприятие было основано в 1931г. На рынке грузовых полувагонов России и стран СНГ доля завода заняла 42 %. Высокая себестоимость единицы вагона и цистерны по сравнению с другими аналогичными предприятиями.
  На ОАО «НПК «Уралвагонзаводе» выпускаются различные виды техники. К концу 2009 г. «Уралвагонзавод» полностью сформировал пакет заказов на 2010—2012 годы. В 2008 году общий  объём реализации продукции упал и составил около 37,5 млрд руб., в том  числе почти 30 млрд руб. — по контрактам ОАО «РЖД». В целом в 2008 г. «Уралвагонзавод» выпустил около 20 тыс. вагонов. Более 80 % его производства приходилось на долю гражданской продукции. Из-за экономического кризиса в 2009г. производственные мощности предприятия были не достаточно загружены.
  У данного предприятия  существует собственный сайт в котором  публикуются различные события, происходящие на заводе. Описываются  все виды техники, выпускаемые на предприятии и т.д. Существует ещё и газета Машиностроитель, где описывается жизнь завода.  
  В 2011г. предприятие  полностью организовала рынок сбыта  железнодорожного подвижного состава. В основном заказчиком является «РЖД»
2. Инновации Развивается выпуск новых видов. Это прежде всего  мобильные буровые установки  для нефтяной и газовой промышленности. Все новые виды продукции перед внедрением их в  производство проходят слишком долгий срок различных утверждений для  их реализации.
  Разработали специализированные машины для пожаротушения, особенно в труднодоступных районах, в  основном в лесных.  
3. Финансы Оборот корпорации в 2010г. составил порядка 95 млрд рублей, с учётом зависимых обществ – 117 млрд рублей. На 31 млрд. рублей сокращена  общая задолженность предприятия.  
  До конца 2010г. госгарантии возвращены в полном объёме. Государственная поддержка в виде гарантий по кредитам в размере 10 млрд. рублей, оказанная  научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» в 2010 году, позволила корпорации пережить период общемирового экономического спада.
4. Производство Высокое качество выпускаемой продукции. Высокая степень  износа оборудования – до 70% по отдельным  группам.
  Проверенный и  надёжный поставщик. Себестоимость продукции выше, чем у основных конкурентов.
5. Организация Высокий уровень  квалификации руководящих сотрудников предприятия Низкая заинтересованность сотрудников в развитии предприятия.
  Существует  прочная и эффективная взаимосвязь между отделами и цехами предприятия.  
 

     Второй  этап SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволит оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться) (Таблица 2).

     Таблица 2

     Оценка  рынка

Параметры оценки Возможности Угрозы
1.Спрос Спрос на продукцию железнодорожного подвижного состава в 2012г. увеличится по сравнению с 2008-2009гг. Появился пакет заказов до 2014г. Спрос на бронетанковую  и артиллерийскую технику снизился, так как нет гос заказов, продукция  устарела. Угроза закрытия цехов по выпуску бронетанковой техники.
2.Конкуренция Завод был крупнейшим изготовителем вагонов в России, одним из его преимуществ оставался эффект масштаба. Доля рынка грузовых вагонов, занимаемые предприятиями в странах СНГ представлена на рис.1. Корпорация может объёдиняться с другими предприятиями для повышения конкурентоспособности. Появились конкуренты, которые будут делать конструктивно более совершенные  вагоны. Извне на рынок давят дешевые  украинские вагоны.
3.Сбыт Заключить новые  соглашения с новыми поставщиками. РЖД главный  покупатель. Поставки материалов и комплектующих производятся с других предприятий, из-за чего может увеличиваться себестоимость вагона.
4.Экономический  фактор Правительство вложило в уставный капитал УВЗ  сумму - 10 млрд. рублей: Это прямая господдержка для финансового оздоровления, обслуживания кредитных и лизинговых соглашений, заключенных для модернизации предприятия. С конца 2010г. экономическая ситуация стала улучшаться, завод вернул госгарнтии в полном объёме. С конца 2008г. начался  мировой финансовый кризис, что повлекло за собой двукратное падение спроса на основную продукцию - грузовые полувагоны, выросло количество безработных. Завод накопил долгов на 61 млрд. рублей: 40 миллиардов - перед банками и держателями облигаций; около 15 миллиардов - лизинговые обязательства; остальное - задолженность по векселям и перед поставщиками.
5.Политический  фактор Предстоят выборы президента РФ и парламентские выборы. Возможна большая  инфляция в конце 2011г. из-за выпуска  в США большого количества ничем  не обеспеченных денег.
6. Научно-технические факторы Производится  модернизация грузовых вагонов, разработали  специализированные машины для пожаротушения, особенно в труднодоступных районах, в основном в лесных. 70% оборудования завода – устаревшее. Что говорит о низком качестве выпускаемой продукции и дальнейшем снижении спроса.
7.Социально-демократические  факторы Население 372,8 тыс. чел. (2010), город занимает второе место  по численности населения в Свердловской области. В 2010 году в Свердловской области родилось 57 тыс. 423 человека, что на 1,6% больше чем в 2009 году. Количество умерших в Свердловской области сократилось на 2,5% по сравнению с 2009 годом. Увеличение численности населения. В штате  машиностроительного гиганта числится около 32 тыс. человек. При банкротстве предприятия, это количество людей может быть безработным.
Природные и экологические факторы Климат территории Нижнего Тагила — резко континентальный с суровой зимой и коротким летом. Изменение климата, резкое потепление.
 

Рисунок 1

Доля  рынка грузовых вагонов, занимаемые предприятиями в странах СНГ

 

1-Уралвагонзавод; 2-Стахановский ВСЗ; 3-Крюковский  ВСЗ; 4- Азовмаш; 5-Рузхиммаш; 6-Алатайвагонзавод.

     Каждый  четвёртый грузовой вагон в России произведён на УВЗ.

      Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

      Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется  видоизмененная матрица SWOT-анализа (Таблица 3). 
 
 

Таблица 3

Матрица SWOT - анализа

  Возможности:
    1. Увеличение спроса на железнодорожную продукцию;
    2. Заключить новые соглашения с новыми поставщиками;
    3. Поддержка государства;
    4. Модернизация железнодорожной техники;
    5. Выборы президента РФ
Угрозы:

1.Угроза закрытия  цехов по выпуску бронетанковой техники;

2. Появились конкуренты, которые будут делать конструктивно более совершенные вагоны;

3.Увеличение  себестоимости вагона;

4. Низкое  качество выпускаемой продукции  и дальнейшем снижении спроса;

5. Возможна инфляция в конце 2011г.

Сильные стороны:
      1. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» известен во многих странах мира;
      2. Выпускаются различные виды техники;
      3. Развивается выпуск новых видов техники;
      4. Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия;
      5. Высокое качество выпускаемой продукции.
Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия

Для увеличения эффективности работы предприятия  необходимо использовать весь потенциал  знаний руководящих работников, при модернизации продукции, её реализации. Попытаться войти в число поставщиков новой сети за счёт высокого качества продукции, помощи государства. При выпуске новой продукции привлечь новых поставщиков для комплектующих и покупателей.

За  счет каких сильных  сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Так, как наше предприятие известно, своей продукцией почти во всём мире необходимо воспользоваться этим преимуществом, чтобы удержать, заинтересовать покупателей.

Удержать наших  покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о выпуске  новой высококачественной модернизированной продукции. Воспользоваться квалификацией руководящих сотрудников для преодоления последствий инфляции. Для предотвращения закрытия выпуска бронетанковой техники необходимо попытаться модернизировать эту продукцию или же ввести в производство другую более востребованную для получения прибыли.

Слабые  стороны

1. В 2011 г. нет  заказа на производство бронетанковой  и артиллерийской техники;

2. Высокая себестоимость  единицы вагона и цистерны;

3. В основном  заказчиком является «РЖД»;

4. Все новые виды продукции перед внедрением их в производство проходят слишком долгий срок различных утверждений для их реализации;

5. Высокая степень  износа оборудования – до 70% по  отдельным группам.

Какие слабые стороны предприятия  могут в этом помешать?

Затяжное рассмотрение внедрения новой техники может привести к её устареванию, снижению себестоимости, и не выходу на рынок сбыта. Высокая степень износа оборудования может привести к снижению качества выпускаемой продукции.

Новая сеть может  отказаться от закупок нашей продукции, так как наша себестоимость единицы грузового вагона выше, чем у конкурентов.

Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами  предприятия, нужно  больше всего опасаться?

Высвобождение людей из-за закрытия танковых цехов, уменьшение прибыли.  Появившиеся конкуренты могут предложить рынку аналогичную продукцию по более низкой цене. Из-за высокой степени износа оборудования может снизится качество выпускаемой продукции.

Информация о работе Диагностика эффективности системы управления на предприятии