Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа
Многие учёные, инженеры, мыслители в своё время пытались внести какие-то изменения в управление предприятием в развитие менеджмента, новые правила принципы, для того чтобы предприятие эффективно функционировало, и приносило, как можно большую прибыль. Такие ученые, например, как Фредерик Тейлор, Г.Л. Гант, Д.Форестер, А.К. Гастев и другие. Они все пытались создать, какую-то свою эффективную теорию управления
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы диагностики системы управления предприятием 5
1.1 Понятие, сущность и виды 5
1.2 Элементы и классификация систем управления 16
Глава 2 Характеристика предприятия на примере ОАО «НПК „Уралвагонзавод“» 25
2.1 История предприятия 25
2.2 Деятельность 30
2.3 SWOT анализ на ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» 34
Заключение 42
Список литературы 44
во-первых, «эффекта бутылочного горла», когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений;
во-вторых, увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их исполнения. Это может вызывать асинергический эффект резкого снижения эффективности управления. Для снижения вероятности такого эффекта создают распределенные системы управления.
Распределенная технология (или система) управления характеризуется наличием ряда иерархически, функционально, структурно связанных центров принятия решений и (или) ответственности в согласованных сферах управления деятельностью ОПС (от государства до организации).
«Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; распределение прав на принятие решений и распоряжение ресурсами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и отчетности.
Недостатками таких систем являются повышенные риски:
–
нарушения целостности при «
– конфликтов уровней и/или элементов системы.
В настоящее время большинство технологий и систем управления распределенные.
Предметом при исследовании таких систем управления могут быть: оптимальность или рациональность распределения чего-то (целей, функций, ресурсов и т.п.); достаточность согласований решений и быстродействия системы и пр.
В качестве объектов и инструментов при реализации технологий и систем управления в определенных предметных областях деятельности могут рассматриваться:
- законодательная и нормативная деятельность;
- прямое администрирование;
- информационные технологии и реклама;
- финансы и финансовый менеджмент.
Системами управления снабжают сложные системы, которые от этого еще более усложняются и могут быть представлены как совокупность объекта управления (того, чем управляют) и субъекта — системы управления.
Системой управления можно называть конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управления. Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. При этом качеством называют специфику данного объекта. Необходимые изменения в управляемом объекте (или процессе) управления производят под воздействие управляющих сигналов или воздействий.
Система управления включает следующие элементы:
По участию человека в принятии и реализации решений выделяют автоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека, чаще всего оператора) системы управления.
Применение автоматических систем управления ограничено объектами и процессами, которые могут быть описаны и в отношении которых можно заранее разработать модели. Они работают по жестким, заранее заданным алгоритмам.
Такие
системы также применяют для
обеспечения безопасности управления
и эффективности некоторых
Если заранее описать, предсказать все ситуации невозможно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Наибольшее распространение в настоящее время получили автоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами, основными из которых могут быть признаны вычислительные машины.
По месту в процессе управления в системе управления могут быть выделены подсистемы целеполагания, маркетинга, менеджмента.
Подсистема
управления целеполаганием «отвечает»
за своевременную выработку и
модификацию целей деятельности
организационно-
По влиянию на оценку эффективности операции и(или) системы могут быть выделены подсистемы управления доходом (системой продаж), издержками, рисками, запасами, ликвидностью, временем реализации процессов (контроллинг) и др.
Подсистема управления доходами (продажами) создается для максимизации продаж, наблюдения за отношением покупателей, брокеров, дилеров и своевременной их корректировки с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции.
Подсистема
управления издержками (затратами) призвана
минимизировать издержки и обеспечить
этим конкурентоспособность и
Подсистема управления рисками создается с целью их своевременного обнаружения, устранения (исключения источников), снижения (с использованием хеджирования, форвардных контрактов и др.), возмещения (через страхование), самострахования (через создание и управление резервами и запасами) или осознанного поглощения риска (то есть принятия его без дополнительных мер защиты).
Подсистема управления запасами создается с целью оптимизации размеров и своевременного пополнения запасов во избежание потерь от риска простоев по причине отсутствия материалов, запасных частей и др., а также их минимизации, так как необоснованный рост запасов снижает эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Фактически это один из элементов или блоков подсистемы управления рисками. Однако большое значение управления запасами привело к тому, что необходимость в управлении запасами была осознана ранее, чем необходимость управления рисками в целом.
Управление ликвидностью — это управление способностью активов ОПС превращаться в денежные средства для покрытия требований, которые могут быть предъявлены.
При
этом могут рассчитывать коэффициенты,
характеризующие ликвидность и
возможность возникновения
Управление
временем реализации и необходимость
синхронизации процессов
По принципу управления, используемому в системе, выделяют системы программного, адаптивного, ситуационного, социально-этического управления. Важно, что программное и адаптивное управление возможно в автоматическом режиме, а ситуационное и социально-этическое управление реализуют в автоматизированном режиме.
По признаку охвата ряда смежных областей деятельности выделяют неинтегрированные (простые) и интегрированные системы управления.
Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Например, известны интегрированные системы проектирования и технологической подготовки объектов машиностроения. Такая интеграция не является механическим объединением двух различных систем. Интеграция создает эффект эмерджентности — несводимости свойств целого к свойствам отдельных его частей при различных вариантах композиции знаний.
В системе управления ценой интеграция позволит учитывать в цене стоимость разработки, производства и продвижения товара.
С точки зрения возможности выработки в процессе управления новых знаний можно выделить ординарные и интеллектуальные АСУ.
Ординарные
системы управления не создают новых
знаний. К ординарным относят все
выше приведенные системы
Интеллектуальные системы управления позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повышения эффективности и снижения рисков управления.
Творчество
позволяет синтезировать в
Использование
интеллектуальных систем управления позволяет
«просчитывать» отдаленные, вовсе не
очевидные последствия
С точки зрения эффективности расхода ресурсов интегрированные и интеллектуальные АСУ часто являются синергическими системами управления. Они обеспечивают непропорционально большое повышение целевой эффективности, снижение затрат, риска.
Возможны и другие виды систем управления, их многообразие растет и отражает усложнение экономических отношений. Особенности этих систем, отраженные при их классификации, могут играть решающую роль в выборе методов исследования систем управления и определять достоверность результата, эффективность и затраты на такие исследования.
Позиция – основополагающее понятие Позиционного Метода, согласно которому люди кардинально отличаются своим отношением к окружающему миру и к своим возможностям по его изменению. Позиция человека измеряется с помощью теста «Позиция» и представляется в виде соотношения зависимостей и свобод. Различные сочетания этих зависимостей и свобод образуют 16 позиционных групп. Группы качественно отличаются одна от другой. С особенностями групп можно ознакомиться в их кратких описаниях. На примере группы Единоличник можно увидеть, как выглядит полное описание позиционной группы.
Способности к управлению определяются уровнем духовного развития личности, выраженным через количество степеней свободы. Люди с нулем степеней свободы не способны к управленческой деятельности. Первая степень свободы – это готовность человека отвечать по взятым на себя обязательствам и активно воздействовать на окружающих, чтобы они отвечали за свои действия. Вторая степень свободы – это независимость от общепринятых представлений и готовность активно распространять свои представления о правильности на окружающих. Способности к управлению тем выше, чем меньше у человека зависимостей и больше свобод.
Принцип относительности управления гласит, что один человек способен управлять другим только в том случае, когда у него больше степеней свободы, чем у его подчиненного. Если этот принцип не учитывать при расстановке руководителей, то может сложиться ситуация, когда руководитель и подчиненный заведомо способны к управленческой деятельности, но первый абсолютно не способен управлять вторым (например, у руководителя одна степень свободы, а у подчиненного – две).
РИСК-анализ – анализ сочетания оценок теста «Позиция» и отнесение человека к определенной позиционной группе и категории (Руководители, Исполнители, Специалисты или Комбинаторы). Описывает, в том числе, и специфику управленческого потенциала: ПО (Потенциал имеет Особенности, которые могут влиять на поведение человека в тех или иных ситуациях) или ПР (Приспособленец – старательный человек, который приспосабливается к требованиям системы и по своим действиям очень похож на сознательного). При диагностике системы управления результатам РИСК-анализа уделяется значительное внимание, поскольку это – основа для эффективного управления персоналом.
Информация о работе Диагностика эффективности системы управления на предприятии