Ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель, которую я поставила в курсовой работе - исследование проблем ценовой политики предприятия. В мои задачи входило дать теоретическое обоснование ценовой политики фирмы, проанализировать структуру цены, дать анализ ценообразующих факторов, предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия. Объектом исследования я выбрала ООО «Эльдорадо».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
Теоретические основы ценообразования на предприятии………..8
Экономическая сущность и функции цены……………………... 8
Виды цен на продукцию и их классификация…………………....12
Особенности формирования цен на различных типах рынков….16
Разработка стратегии и тактики ценообразования…………….....19
Организационно-экономическая характеристика предприятия...21
Общие сведения о предприятии……………………………………..21
2.2 Организационная структура управления. Динамика основных
технико-экономических показателей деятельности фирмы за
……………………………………………………………23
Анализ структуры цены и ценообразующих факторов на предприятии……………………………………………………………..28
Анализ структуры цены на продукцию……………………….......28
Анализ ценообразующих факторов………………………………..29
Пути совершенствования ценовой политики предприятия………33
Снижение себестоимости – как фактор снижения цены и
повышения конкурентоспособности продукции…………….........34
Совершенствование налогообложения…………………………….38
Проведение гибкой ценовой политики…………………………….44
Заключение…………………………………………………………………......50
Список использованных источников……………………………………….53
Приложения…………………………………………………………………… 54

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

Таблица 2.1 - Штатное расписание магазина «Эльдорадо»

Должность Кол-во чел. Оклад ФОТ в год
1. руководители      
1.1.Директор 1 25000 300000
1.2.Администратор 1 16000 192000
1.3.Зав.отделом 2 16000 384000
2. Специалисты      
2.1. Бухгалтер 1 15000 180000
3.Торгово-оперативный  персонал      
3.1. Продавец 6 10000 720000
3.2. Кассир 4 10000 480000
4.Вспомогательный  персонал      
4.1. Грузчик 3 6000 216000
4.2. Уборщица 2 5000 120000
Итого 20   2592000
 

       Из  таблицы 2.1. видно, что весь персонал ООО «Эльдорадо» разбит на 4 категории: руководители, специалисты, торгово-оперативный персонал и вспомогательный персонал. В состав руководителей входят: директор, администратор и заведующие отделами. К специалистам относится бухгалтер. В составе торгово-оперативного персонала выделяют должности (профессии) продавцов и кассиров. В составе вспомогательного персонала профессии, грузчиков и уборщиков.

       Таким образом, организационная структура  магазина «Эльдорадо» построена  по линейно-функциональному признаку. С учетом того, что рассматриваемое  нами предприятие является предприятием розничной торговли, распределение обязанностей по функциональному признаку и линейная подчиненность являются оптимальными. Прямое подчинение работников не нарушает нормативов и норм управляемости, так как все работники имеют большую степень самостоятельности в принятии решений и часть из них являются в полном смысле менеджерами: главный бухгалтер, администратор.

       Экономический анализ является непременным условием рационального управления деятельностью  предприятия. Его результаты используются для регулирования и оптимизации хозяйственных процессов в организациях на основе выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства, своевременного контроля над выполнением планов и договорных обязательств.

       Динамика  экономических показателей деятельности ООО «Эльдорадо» за 2007 – 2009 гг представлена в таблице 2.2.  

Таблица 2.2 – Динамика экономических показателей  деятельности ООО

                       «Эльдорадо»

Показатели 2007 2008 2009 Абсолютное  отклонение, (+ -) Темпы роста
Объем произведенной продукции, тыс. руб. 14349,1 17012,0 22019,9 7670,76 153,5
Выручка от реализации, тыс. руб. 13632,4 15877,1 26513,6 12881,16 194,5
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 12751,9 14798,8 21937,1 91851,9 172,03
Прибыль от реализации, тыс. руб. 88053 110828 257650 369597 149,7
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. 0,88 0,87 0,86 - 0,02 98
Рентабельность  продукции, % 14,9 17,5 20,9 5,995 140,3
Среднесписочная численность, чел. 15 22 20 15 133,3
Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 2137000 2942000 2592000 455000 121,3
Производительность  труда, тыс. руб./чел. 4966,1 7732,9 11009,5 6043,4 221,7
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 1396571 1304225 1281230 - 115341 91,7
Фондоотдача, руб./руб. 1,03 1,07 1,13 0,1 109,7
Фондоемкость, руб./руб. 1,16 1,01 0,72 - 0,44 62,1
Среднемесячная  заработная плата, руб. 11872 11143 10800 - 1072 90,97
 

       По  данным таблицы, объем товарной продукции  за анализируемый период увеличился на 7670,76 тыс. руб и в 2009 г составил 22019,88 тыс. руб.

       Экономический анализ базируется на системе экономической  информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. В основе классификации видов  экономического анализа лежат функции  управления, поскольку экономический  анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  структуры цены и ценообразующих факторов   на предприятии
 
    1. Анализ  структуры цены на продукцию
 

       Любая цена состоит из определенных элементов.  
При этом в зависимости от вида цен и характера обслуживаемого оборота этот состав может меняться, так как в цену входят различные элементы.  
Набор элементов, выраженных в стоимостных единицах измерения, будет представлять состав цены.

       Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены.

       Пропорции между элементами цены подчиняются  рыночным закономерностям, зависят  от конъюнктуры рынка, одновременно испытывают регулирующее воздействие  государства в виде налоговой  политики и административного регулирования уровня цен.  
Схема формирования розничной цены представлена на рисунке 2.1.
 

Рисунок 2.1 - Схема формирования розничной  цены

        
 
При рассмотрении структуры цены отметим прежде всего  отпускную {оптовую) цену предприятия — это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка.

       При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная  же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

       Торговая  надбавка – наценка к отпускной  цене (цене приобретения) товара; надбавки на практике самостоятельно не функционируют, а включаются непосредственно в  цену товара в качестве одного из её элементов. Торговая надбавка применяется при реализации товаров непосредственно населению. Её устанавливают сами предприятия розничной торговли исходя из коньюктуры рынка в данном регионе.

       Торговые  надбавки в ООО «Эльдорадо» устанавливаются в процентах к ценам приобретения товаров предприятиями розничной торговли с налогом на добавленную стоимость. Все надбавки должны регистрироваться предприятиями в соответствующих документах – в протоколах согласования цен, надбавок, в реестрах различных цен и т. д. Торговые надбавки являются последним элементом в структуре розничных цен, которые устанавливают сами предприятия розничной торговли.

       Структура и порядок расчёта свободных  розничных цен на товары в различных  звеньях товародвижения ООО «Эльдорадо» немного отличаются друг от друга.

       1) Если товар от производителя  поступает непосредственно в  розничную торговлю, то розничная  цена будет складываться из  свободной отпускной цены, по  которой товар закупается у  производителя и торговой надбавки.

       2) Если товар от производителя  поступает в оптовую торговлю  или снабженческо-бытовое звено,  а оттуда в розничную торговлю. В этом случае розничное предприятие  закупает товар по цене закупки, делает к этой цене торговую надбавку и определяет свободную розничную цену. Свободные розничные цены могут изменяться в зависимости от коньюктуры рынка. При этом розничные цены снижаются за счёт средств торговли. Свободные розничные цены фиксируются либо в реестре, либо в любом другом документе произвольной формы. При этом в них указываются свободная отпускная цена, все надбавки и свободная розничная цена. Свободные розничные цены на ярлыках товаров, ценниках выставляемых в магазинах, обозначают розничные торговые предприятия, обозначение цен непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах и т. д. необязательно.

       В торговле размер прибыли не ограничивается, однако, ограничивается размер торговых надбавок. Сумма прибыли, включаемой в цену товара, должна быть такой, чтобы, с одной стороны, обеспечить безубыточность, а с другой — возможность его реализации.

       В цену товара включаются также так  называемые косвенные налоги и платежи.

       Розничная цена формируется на основе отпускной цены производителя или первого оптового покупатели (импортера), осуществившего ввоз товара в республику с добавлением оптовой и торговой (либо только торговой, если товар поступает в розничную торговую сеть, минуя посредников) надбавки.

       Формирование  цены на предприятии осуществляется следующим образом: отпускная цена + оптовая надбавка + 30% торговая надбавка + 18%НДС + 5%(налог с продаж).

       Если  на товар установлена фиксированная  прейскурантная розничная цена, то в ее структуру входит не торговая надбавка, а торговая скидка (ТС).  
 

       
    1. Анализ  ценообразующих факторов ООО «Эльдорадо»
 

       Анализ  методов формирования цен в ООО  «Эльдорадо» позволяет сделать вывод, что спектр факторов, определяющих уровень цен на конкретном предприятии, достаточно широк и определяется в значительной степени внешними причинами. Эти причины могут не оказывать заметного влияния на свободу ценообразования, в некоторых случаях могут уменьшать или, наоборот, увеличивать возможности предприятия в установлении цены.

       Среди внешних ценообразующих факторов, в  наибольшей мере влияющих на уровень  цен, можно выделить следующие: рыночная среда, потребители продукции и  услуг предприятия, государство, субъекты каналов товародвижения.

       Важным  фактором, определяющим степень свободы предприятия в установлении уровня цены, является рыночная среда, в которой работает предприятие. В процессе анализа рыночной среды важно установить, кто контролирует цены. Субъектами контроля цен могут быть: сам рынок; данное предприятие; правительство.

       Для среды, в которой цены контролируются рынком, характерна высокая степень  конкуренции, однородность продукции  и услуг. Здесь эффективная стратегия  ценообразования предприятия незамедлительно  подхватывается конкурентами, что обеспечивает установление ценового равновесия.

       Среда, в которой цены контролируются самим  предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией и ограниченным ассортиментом  товаров. Здесь уровень цены зависит  только от принятой предприятием стратегии  и особенностей рынка.

       Среда, где цены контролируются правительством, охватывает ряд социально значимых товаров, коммунальные услуги, общественный транспорт. В ней государственные органы устанавливают конкретный уровень цен и свобода предприятий сведена к минимуму — контролю за издержками.

Информация о работе Ценообразование на предприятии