Ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Главная цель, которую я поставила в курсовой работе - исследование проблем ценовой политики предприятия. В мои задачи входило дать теоретическое обоснование ценовой политики фирмы, проанализировать структуру цены, дать анализ ценообразующих факторов, предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия. Объектом исследования я выбрала ООО «Эльдорадо».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
Теоретические основы ценообразования на предприятии………..8
Экономическая сущность и функции цены……………………... 8
Виды цен на продукцию и их классификация…………………....12
Особенности формирования цен на различных типах рынков….16
Разработка стратегии и тактики ценообразования…………….....19
Организационно-экономическая характеристика предприятия...21
Общие сведения о предприятии……………………………………..21
2.2 Организационная структура управления. Динамика основных
технико-экономических показателей деятельности фирмы за
……………………………………………………………23
Анализ структуры цены и ценообразующих факторов на предприятии……………………………………………………………..28
Анализ структуры цены на продукцию……………………….......28
Анализ ценообразующих факторов………………………………..29
Пути совершенствования ценовой политики предприятия………33
Снижение себестоимости – как фактор снижения цены и
повышения конкурентоспособности продукции…………….........34
Совершенствование налогообложения…………………………….38
Проведение гибкой ценовой политики…………………………….44
Заключение…………………………………………………………………......50
Список использованных источников……………………………………….53
Приложения…………………………………………………………………… 54

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

       Перед всеми предприятиями в качестве одной из основных проблем встает определение цены на свои товары и  услуги. В условиях рынка ценообразование  представляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов.

       С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что  в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании  производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

       Функции цены — это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

       Функции цены отражают общественно необходимые  затраты труда на производство и  реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские  свойства. Цены регулируют спрос и  предложение потребных товаров  и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества. Посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на процессы перераспределения ресурсов и капитала, а также ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

       Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:

       • учетно-измерительную;

       • регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);

       • распределительную (перераспределительную);

       • способствующую рациональному размещению производства;

       • стимулирующую;

       • социальную.

       Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует  реализации функции сбалансирования спроса и предложения, т.е. способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

       Распределительная функция цены взаимосвязана с  функцией, способствующей рациональному  размещению производства, содействуя переливу капиталов из одного сектора  экономики в другой, в котором  имеется повышенный спрос на конкретные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.

       Учетно-измерительная  функция цены часто вступает в  противоречие со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться  от издержек производства и реализации товаров.

       На  практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и многообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.

       Таким образом, все рассмотренные функции  цен взаимосвязаны и проявляются  только в системе разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара. 
 

       
    1. Виды  цен на продукцию  и их классификация
 

       Существует  различные виды цены, основные:

  1. Закупочная цена, которая применяют при расчетах с с/х производителями (фермерами) при поставке с/х продукции;
  2. Расчетная цена – цена, которая включается выплаты поставщикам сырья и расходы доставке сырья но предприятии;
  3. Цена производства (свободная оптовая цена предпрития-цена, формирующаяся,как сумма затрат на производство и средний прибыли закладываемой в цену);
  4. Свободная отпускная цена – цена, по которой продукция отпускается с предприятия крупными партиями с целью дальнейшего использования этой продукции в другом прозводстве, либо с целью ее продвижения потребителю;
  5. Розничная цена – цена, по которой осуществляется продажа товара в розницу отдельным покупателям (единичным товаром или мелким оптом);
  6. Свободная рыночная цена – цена, по которой осуществляется продажа товара на данном конкретном рынке;
  7. Мировая цена – цена, определяемая на мировых рынках в зависимости от вида товара в т.ч.
  8. По сырьевым ресурсам (определяют уровнем цен стран-экспортеров)
  9. По другим товаром (при отсутствии монополистов на рынке цена устанавливается на биржах и акционов);
  10. По отдельным видам продукции цена может устанавливается ведущими предприятиями
  11. Монопольная цена – цена, устанавливаемая предприятиями-монополистами;
  12. Номинальная цена – цена, публикуемая в прейскурантах, биржевых справочниках, прайс-листах;
  13. Базисная цена – цена, определяемая для установленного сорта установленного качества товара
  14. Цена спроса – складывается на рынке покупателя;
  15. Цена предложения – цена, складывается на рынке производителей, указанных в оферте;
  16. Твердая – цена, установленная в договоре, не подлежащая изменению ни при каких условиях;
  17. Скользящая цена – цена, установленная в договоре, купли – продаже в зависимости от инфляции, биржевых катеровок на определенную дату.

       Классификация цен:

    1. по сферам торговли

       Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.

       Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в  условиях их продаже индивидуальным покупателям, при относительно небольшом  объёме каждой продажи.

       Закупочные  цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

  1. по способам и степени регулирования

       По  степени и способу регулирования  цены разделяются на группы: жёсткофиксированные (назначаемые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

  • Жёсткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их.
  • Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведёт к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него.
  • Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющий акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен(в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
  • Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке.

       Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют либерализацией цен.

    1. другие способы классификации цен

       В экономическом анализе, планировании и статистике , а также в исследовательских  целях, наряду с текущими, фактически используются сопоставимые или, как  их иногда называют, неизменные цены. Использование  таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

       В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой  цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные(сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемыми субститутами.

       В процессе проектирования новых видов  изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии  используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

       Применительно к объектам строительной индустрии  на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание годового строительного объекта.

       В более широком плане виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.

       Ряд цен на товары и услуги фиксируется  в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких  документах, называют прейскурантными.

       В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и  плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия.

       Применяются также демпинговые цены. Это искусственно заниженные цены, применяемые как  средство для вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж. 
 

       
    1.   Особенности формирования  цен на различных  типах рынков
 

       Ценовая политика существенным образом зависит  от того, на каком типе рынка продвигается товар. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования.

       Первый  рынок представляет "чистую конкуренцию".

       Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не хотят продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку способны продать товар по существующей рыночной цене. Продавцы на таком рынке не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, мероприятий по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий ограничена.

       Весьма  специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящий из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать многообразные предложения для отдельных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

       В условиях олигополии на рынке действует небольшое количестве продавцов, достаточно чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Продавцы не могут существенно влиять на уровень цен, а новым претендентам довольно сложно проникнуть на этот рынок. Поэтому в данном случае конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию сократится значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен.

Информация о работе Ценообразование на предприятии