Бизнес-планирование в СПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: изучение теоретических основ бизнес-планирования и практики составления бизнес-планов на предприятии, а также разработка рекомендаций по улучшению их качества.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. изучение теоретических основ бизнес-планирования;
2. изучение законодательного регулирования процессов бизнес-планирования на территории Республики Беларусь;
3. изучение производственно-хозяйственной деятельности СПК «Крошин»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ЭЛЕМЕНТ ПЛАНОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность и роль бизнес-планирования 6
1.2 Основные направления разработки бизнес-плана 14
1.3 Законодательное регулирование бизнес-планирования на территории Республики Беларусь 17
ГЛАВА 2 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ СПК «КРОШИН» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия СПК «Крошин» 23
2.2 Процесс разработки бизнес-плана на предприятии СПК «Крошин» 29
2.3 Оценка бизнес-плана на предприятии СПК «Крошин» 33
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СПК «КРОШИН» 36
3.1 Рекомендации по разработке бизнес-плана на предприятии СПК «Крошин» 36
3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 453.00 Кб (Скачать)
  1. комплексностьпредставляет собой необходимость логической взаимосвязи блоков производственного, финансового, инвестиционного, ресурсного (материально-технических затрат) и маркетингового анализа;
  2. системностьпредполагает взаимосвязь элементов и блоков планирования, целостность используемых механизмов, взаимообусловленность предпринимаемых мер и решений;
  3. программно-целевой характерозначает четкую постановку целей и задач бизнес-планирования, а также разработку программы средств их реализации;
  4. альтернативностьоценка возможных вариантов и выбор   наиболее целесообразного из них в сравнении с многими другими;
  5. обратная  связьпостоянное  совершенствование  предыдущих  расчетов  и разработок при составлении последующих. [23, с.17]

      Бизнес-проекты классифицируются по следующим принципам:

  1. тип проектапо основным сферам деятельности, в которых существует проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);
  2. класс проектапо составу, структуре проекта и его предметной области: монопроектотдельный проект различного типа, вида и масштаба, мультипроекткомплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления, мегапроектцелевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов;
  3. масштаб проектапо размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир (мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты);
  4. длительность проектапо продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
  5. сложность проектанапример, по степени финансовой, технической или другой сложности: простые, сложные, очень сложные;
  6. вид проектапо характеру предметной области проекта: инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный. [48, с.54]

      Бизнес-план составляется для внутренних и внешних  целей.

      Внешние цели, для которых составляется бизнес-планобоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

      Гораздо более важными для предприятия  являются внутренние цели, для которых  составляется бизнес-план. Внутренние целипроверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. [31, с.86]

      Бизнес-планы  составляются в следующих случаях:

  1. Получение кредита в банкесамый распространенный вариант. Это обусловлено тем, что бизнес-план входит в комплект документов, предоставляемых в банк для рассмотрения вопроса о кредитовании. Бизнес-план предоставляется в банк и должен отвечать требованиям и стандартам оформления конкретного кредитного учреждения. Нередко при предоставлении бизнес-плана одновременно в несколько банков приходиться составлять несколько редакций (версий) одного и того же документа.
  2. Получение государственного финансированиявторой популярный случай разработки бизнес-плана. Он составляется при обосновании эффективности государственной поддержки при получении преференций, льгот, субсидий, регистраций в качестве резидентов свободных экономических зон, и т.д. В этом случае бизнес-план должен соответствовать требованиям правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерством экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158.
  3. Привлечение инвесторовосновная цель внешнего планирования. Данный тип планирования может заключаться в разработке инвестиционного меморандума и предоставление его заинтересованным инвесторам для принятия решений о финансировании. Затем данные бизнес-плана уточняются и дорабатываются с учетом требования инвестора. В случае привлечения иностранного инвестора бизнес-план в большинстве случаев разрабатывается на основании рекомендаций UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию).

      Текущее планирование по определению нужно  составлять регулярно. На действующих  предприятиях бизнес-планы обычно создаются  с целью достижения соответствующих  стратегических, тактических или  оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п.

      Кроме того, бизнес-план имеет две группы пользователейвнутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

      В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное  им дело стоящее, в другом случаедругих. Не редко, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя.

      В любом случае, при разработке бизнес-плана  необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: инициатора бизнес-идеи; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядчиков; потребителей. [31, с.89]

      Хорошо  разработанный бизнес-план должен дать четкий ответ на следующие вопросы: насколько приемлемая предпринимательская идея для практической реализации; какую организационную работу необходимо провести для создания этого бизнеса; как привлечь инвестиции, какие преимущества перед конкурентами для предпринимателя и для инвестора; насколько эффективным будет производство и реализация товаров (услуг); какой рынок сбыта для этого товара; емкость, насыщенность, особенности; как будет налажено ресурсное обеспечение дела; имеют ли необходимый уровень квалификации руководители и работники для развития бизнеса.

     Бизнес-план включает в себя систему планомерно организованных экономических, технических, организационных и социальных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и согласованных по целям и ресурсам, увязанных во времени и в пространстве.

     Он является хорошим инструментом управления и помогает хозяйственнику или предпринимателю разобраться в перспективах развития своего производства, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции и оценивать результаты своей работы, предупредить возможные просчеты и непроизводительные расходы, выявить источники поступления дополнительных средств. [48, с.34]

     Сельскохозяйственные  предприятия республики в настоящее время поставлены перед проблемой вхождения в рынок, не имеют необходимого опыта работы в новых условиях и навыков бизнес-планирования. Бизнес-план разрабатывается и утверждается сельскохозяйственным предприятием самостоятельно. При его составлении учитываются законы и другие директивные документы, принятые в Республике Беларусь. К составлению бизнес-плана привлекаются специалисты и руководители структурных подразделений, экономическая и бухгалтерская службы, используются рекомендации научно-исследовательских учреждений. Бизнес-план должен содержать основную информацию, характеризующую хозяйство, цели его производства, виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг, план маркетинга и финансовый план.

     Бизнес-план сельскохозяйственного предприятия может составляться на календарный год, а также и на более длительный период, на три-пять лет вперед. Долгосрочное планирование повышает авторитет хозяйства в глазах партнеров, а при совершении крупных сделок, оформлении кредитов в банке или получении различных субсидий план служит в качестве технико-экономического обоснования. Кроме того, не исключено, что хозяйству придется составлять бизнес-планы под конкретные мероприятия, особенно на инновационные проекты, для привлечения зарубежных партнеров для создания совместных предприятий или получения финансирования в различных формах или сферах.

      Таким образом, можно сделать следующие выводы:

      Бизнес-планэто документ, который содержит систему взаимосвязанных во времени и пространстве и согласованных с целью и ресурсами предприятия (организации) действий, зафиксированный перечень идей, целей, подходов, показателей, требований, согласно которых предусматривается осуществлять предпринимательскую деятельность и направленных на получение максимальной прибыли в результате реализации предпринимательского проекта;

      Бизнес-план является хорошим инструментом управления и помогает разобраться в перспективах развития производства, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции и оценивать результаты своей работы, предупредить возможные просчеты и непроизводительные расходы, выявить источники поступления дополнительных средств;

      Бизнес-план составляется для получения кредита, получения государственного финансирования, привлечения инвесторов, для осуществления текущего планирования.

 

      1.2 Основные направления разработки бизнес-плана

 

      В Республике Беларусь организациями разрабатываются различные виды бизнес-планов. Одним из важнейших является бизнес-план инвестиционного проекта. Он разрабатывается в случаях обоснования:

  1. возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;
  2. целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки. [32, с.6]

      В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению руководителя организации, реализующей инвестиционный проект, либо органа управления, в ведении которого находится организация.

      Основанием  для разработки бизнес-плана является приказ руководителя организации, которым определяются:

  1. ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесения в бизнес-план необходимых изменений и дополнений в течение срока его реализации;
  2. механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его реализации и внесении в него необходимых изменений и дополнений;
  3. необходимость привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;
  4. смета затрат на проведение работ и источники их финансирования (при необходимости);
  5. сроки разработки.

Информация о работе Бизнес-планирование в СПК