Бизнес-план предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития рыночной экономики в России с каждым годом появляется все больше и больше новых предприятий, однако открытие нового предприятия не всегда приносит планируемую прибыль его владельцу. Статистические данные утверждают, что в течение первых трех лет деятельности 30% предприятий прекращают свое существование. В последующие годы процесс ликвидации новых предприятий замедляется, однако не прекращается полностью.

Содержание

Введение


1. Бизнес-план в системе планирования на предприятии


1.1. Виды планов предприятия

1.2. Назначение бизнес-плана

1.3. Классификация бизнес-планов


2. Структура и методические основы разработки бизнес-планов


2.1. Содержание и разделы бизнес-планов

2.2. Планирование производства

2.3. Планирование финансовых результатов



3. Бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха»


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

бизнес_план.doc

— 961.50 Кб (Скачать)

     Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие серьезные действия. Он представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

      Как показывает зарубежная и отечественная практика, бизнес-план может применяться для:

     - разработки концепции предпринимательской  деятельности фирмы и ее стратегии;

      - опенки фактических результатов  деятельности предприятия в течение определенного периода;

 - привлечения  денежных средств;

      - опенки возможности предприятия вести конкурентную борьбу на рынке соответствующих товаров;

 - осуществления  внутрифирменного контроля;

      - привлечения партнеров, инвесторов  и кредиторов к реализации проектов, разработанных компанией.

      Исходя  из перечисленных основных функций  бизнес-плана, можно сделать вывод о том, что он помогает:

      -  руководителям предприятий детально  продумать направления их деятельности и внутрифирменные возможности, а сотрудникам лучше понять целевые установки руководства, убедиться в их осуществимости, в финансовой стабильности предприятия. С этим связана уверенность коллектива в стабильной работе предприятия в будущем. Это очень важно, поскольку практически каждое предприятие неизбежно сталкивается с рисковыми ситуациями на рынке;

     -   кредиторам осознать приоритеты развития фирмы;

      -  специалистам маркетинговых служб  проанализировать конъюнктуру рынка и оценить конкурентные позиции фирмы;

      -  оценить реальные результаты  деятельности предприятия и разработать  перспективную концепцию его  функционирования.

     Бизнес-план может использоваться во-первых, для управления коммерческим проектом и управления деятельностью самой фирмы. Такой план помогает обосновать экономическую целесообразность выбора направлений развития предприятия, определить источники финансирования, профессиональный и численный состав персонала. Составление бизнес-плана заставляет предпринимателя осуществлять кропотливый и объективный анализ собственной деятельности, как бы взглянуть на себя со стороны, предвидеть проблемы и вероятность столкновения с ними и, в соответствии с этим, предельно мобилизоваться. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке.

     Во-вторых, бизнес-план используется для привлечения  инвесторов и кредиторов. С этой точки зрения, он призван продемонстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимостью привлечения средств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для прибыльной предпринимательской деятельности обычно не хватает.

     В определенном смысле, бизнес-план, как  форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской  деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального  опыта, так как в условиях развитой экономики создаются фирмы, специализирующиеся на разработке бизнес-планов.

      Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию выполнения намеченных задач, то есть важна не только их постановка, но и последующая реализация. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.

 Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:

      - определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;

      - разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;

     - проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;

      - предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;

      - выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;

      - оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;

      - определить состав маркетинговых  исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;

 - организовать систему контроля за ходом реализации проекта;

     - подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

     Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.п. Управленческому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стратегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.

      Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет персоналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.

     Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам  бизнес-план нужен для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

     Объективно  говоря, составление бизнес плана  не только мобилизует руководителей  фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным. В условиях переходной экономики «подводных камней», действительно, возникает огромное количество, и, так или иначе, приходит понимание, что подобное планирование оказывает стабилизирующее влияние на деятельность фирмы.

     Основной  целью планирования можно считать  формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления, которое развивает интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего. И чем скорее страна перейдет на методы планирования, присущие рыночным отношениям, тем эффективнее будет их развитие. 
 

Классификация бизнес-планов

 

     Всё множество бизнес-планов можно разделить  по таким признакам, как степень  детализации, субъект и объект планирования, целей и задач бизнес-плана. На сегодняшний день бизнес-планы можно  разделить на следующие категории:

     - комплексный бизнес-план инвестиционного проекта. Содержит описание результатов маркетингового исследования, описание действий по завоеванию рынка и расчет предполагаемых результатов деятельности. Такой бизнес-план обычно содержит от 30 до 300 страниц;

     - концепт бизнес-план инвестиционного проекта. В нем прописываются основные моменты будущего проекта. Такой бизнес-план является основой для переговоров с инвестиционной компанией для выяснения взаимных интересов;

     - бизнес-план компании. Является внутренним документом и служит для изучения перспектив развития компании. Такой бизнес-план излагается перед собранием акционеров бизнеса или советом директоров компании и содержит план развития деятельности компании;

      - Вновь создаваемой

  - Функционирующей

         - Финансового оздоровления

         - Развития

                - Отдельного подразделения

                - Всей организации 

     - бизнес-план как заявка на кредит. Служит для получения кредитов от организации-кредитора;

     - бизнес-план как заявка на грант. Используется для получения денежных средств из государственного бюджета или фондов для решения актуальных социальных проблем;

     - бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?

     - бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное технико-экономическое обоснование, которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для предприятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита;

     - бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам;

     - бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела;

     - бизнес-план для заключения крупного контракта;

     - бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы;

     - бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности;

     - бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет выработать эту концепцию и позволит выработать эту концепцию, позволит партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.

 

Структура и методические основы разработки бизнес-планов

Содержание  и разделы бизнес-планов

 

     После того как было принято решение начать новый бизнес (или по крайней мере планирование нового бизнеса), необходимо составить план своих действий по разработке бизнес- плана. Последовательность этапов представлена ниже на рис. 1. Предложенный алгоритм содержит наиболее общие стадии процесса планирования нового дела.

 

Рис.1. Последовательность шагов по составлению бизнес-плана 

•   Этап 1 — Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале реализации н вого проекта или  разработке нового бизнес-плана.

•   Этап 2 — Формирование цели нового бизнеса  или нового проекта.

•   Этап 3 — Формирование представлений о  бизнес-плане и его структуре.

•   Этап 4 — Поиск источников необходимой  информации.

•   Этап 5 — Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способносте  для начала новой деятельности.

•   Этап 6 — Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля пре приятия).

•   Этап 7 — Исследование потенциального рынка  сбыта.

•   Этап 8 — Разработка предварительного прогноза продаж.

Информация о работе Бизнес-план предприятия