Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием,
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий.

Содержание

1 Теоретические основы бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
1.2 Типы бенчмаркинга
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
2 Бенчмаркинг на практике
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения
2.2 Факторы успеха
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний
2.6 Бенчмаркинг в России

Работа содержит 1 файл

Бенчмаркинг курсовая.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Таблица 3- Индикаторы достижения поставленных целей в процессе «Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис»

Критический фактор успеха Индикатор
Самое высокое качество % жалоб на  качество обслуживания;

% ошибок при  исполнении заказов; 

затраты времени  на исполнение заказов.

Самый высокий уровень сервиса % жалоб на  скорость обслуживания;

средний срок исполнения заказа;

рентабельность  услуг;

сумма предоставляемых  скидок.

Высококвалифицированный и мотивированный персонал % полезных инвестиций  на обучение персонала по сбыту; 

показатель удовлетворенности  покупателей работой персонала  по сбыту, например, выполнение взятых обязательств, вежливость в общении, информированность о продаваемом продукте и т.д.

Лучшая  программа продвижения продукции  и новые продукты, отвечающие требованиям  рынка информированность потребителей о новом продукте;

время на внедрение программы улучшений;

стоимость внедрения  программы улучшений;

бюджет на продвижение  товара по отношению к росту объемов  продаж.

 

     Следующий шаг– идентификация потенциальных партнеров (объектов сравнения) по бенчмаркингу. Подходящие партнеры должны быть не только первоклассными сами по себе, но и иметь по возможности высокую степень сопоставимости с компанией QTS (табл. 2). Самый простой и наиболее эффективный метод подбора партнера – через уже созданные сети, которые включают в себя от десятка до нескольких тысяч предприятий и организаций, объединившихся (в некоторых случаях по отраслевому признаку) с целью обмена передовым опытом. Список некоторых действующих за рубежом организаций, содействующих поиску партнера по бенчмаркингу, представлен в таблице 5. Как правило, условия вступления в такие сообщества с целью получения информации различны – от денежных взносов, до предоставления в обмен на запрашиваемую адекватной информации о собственном предприятии. Все подобные союзы связаны взаимными обязательствами, кодексами, правилами, которые гарантировали бы неразглашение полученной информации.  

Таблица 4 -Типы партнеров по бенчмаркингу

Тип партнера Описание Преимущества Недостатки
ВНУТРЕННИЙ Собственная организация, любое ее подразделение, дочернее предприятие и т.д.
  • Общие языковые/ культурологические системы;
  • Доступ к данным;
  • Каналы связи;
  • Хорошая "практика испытания",
  • Относительно быстрая отдача
  • Не способствует внешней направленности организации;
  • Только адекватные доходы, т.е. низкая вероятность достижения качественно нового уровня, "скачка" повышения результативности бизнеса
ВНЕШНИЙ Другие организации, лучше в ключевых областях деятельности
  • Подобная структура/ задачи;
  • Внешняя направленность организации.
  • Пошаговое изменение практически неосуществимо;
  • Юридические/ этические соображения;
  • Промышленные парадигмы могут замедлять творческий потенциал.
ЛУЧШАЯ  ПРАКТИКА Организации, избранные  как "лучшие" в ключевых областях
  • Высокая вероятность быстрого усовершенствования;
  • Потенциальные высокие доходы;
  • Внешняя направленность организации
  • Непрерывное/ долгосрочное инвестирование;
  • Потенциально трудно выполнимый проект
 
 

Таблица 5 - Некоторые зарубежные бенчмаркинговые организации

Компания Контактный  телефон,. www, e- mail
International Benchmarking Clearinghouse (IBC) – основатель APQC (800) 776-9676 
http://www.apqc.org
American Productivity & Quality Center (APQC) 713-685-4642 
apqcinfo@apqc.org
Competitive Benchmarking Associates 1-888-309-7287  
info@competitiveanalysis.com
Best Practices, LLC (919) 403-0251 
best@best-in-class.com
Help Desk Institute (800) 248-5667 
http://www.helpdeskinst.com/surveys.htm
American Society for Training and Development (ASTD) (703) 683-8100 
http://www.astd.org

     Помимо обращения в перечисленные зарубежные организации, можно воспользоваться и такими источниками информации как отчеты о деятельности фирм, находящиеся в свободном доступе; журналы, книги, базы данных, участие в специализированных конференциях, семинарах и ярмарках и т.д.

     Рабочая команда компании QTS в отраслевой бенчмаркинговой ассоциации получила информацию о возможных бенчмаркинговых партнерах – 15 крупнейших производителях и дистрибьюторах сантехнического оборудования. В результате переговоров с ними была отобрана «лучшая практика» - итальянская компания, которая благодаря эффективным методикам продвижения и продаж в прошлом году достигла 25%-ого роста объемов продаж на новых для нее рынках.

3-й  этап. Наблюдение, сбор  информации

Этот  этап включает в себя посещение бенчмаркинговой командой организации-партнера (изучение объекта бенчмаркингового сравнения). В нашем случае была изучена постановка у партнера таких процессов как «Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис», «Идентификация потребностей потребителей», а также инструменты и методологии, используемые для достижения целевых индикаторов результативности бизнеса.

За рубежом  существует очень интересная практика: если кто-либо из партнеров достиг результатов, которые намного превосходят  ваши по исследуемому вопросу, происходит перенятие «обратного» опыта. Так, например, в случае с компанией QTS, которая через 1,5 года после запуска бенчмаркингового проекта значительно превзошла своего партнера по показателю «время на внедрение программы улучшений по атрибуту», уже представители итальянской компании-партнера посетили Австралию для изучения методик, позволивших добиться столь высоких результатов.

4-й  этап. Анализ

     Этот этап выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе бенчмаркинга. Анализировать – значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи. Кроме того, необходимо выявить воздействия, которые могут осложнить сравнения и фальсифицировать результаты.

     После суммирования и интерпретации данных, бенчмаркинговая команда выявила и проанализировала «дельту» между критическими процессами и аналогичными процессами компании-партнера, построив прогноз «поведения дельты». В завершении были поставлены новые целевые установки результативности процессов (индикаторов).

     Чтобы форсировать «дельту» бенчмаркинга, необходимо предпринять стратегические решения в дополнение к операционным усовершенствованиям.

5-й  этап. Адаптация

   Руководствуясь тем, что бенчмаркинг, как техника усовершенствования процесса, требует той же структуры управления изменениями, в которой нуждаются все усовершенствования, бенчмаркинговая команда предприняла следующие действия. Во-первых, о результатах бенчмаркинга были проинформированы все сотрудники, в той или иной степени вовлеченные в проект, т.е. сотрудники подразделений, задействованных в реализации критических процессов. Во-вторых, была разработана программа по внедрению усовершенствований, расписаны роли в реализации этой программы и назначены ответственные лица за реализацию программы усовершенствований (собственники реорганизуемых процессов).

     Результаты бенчмаркингового исследования компании QTS были сведены к нескольким основным принципам, которые были сформулированы следующим образом:

- создавать среду лучшего качества с фокусом на долгосрочное удовлетворение потребностей потребителей;

- постоянно улучшать работу процессов компании, используя современные инструменты управления;

- непрерывно повышать профессионализм и компетентность персонала;

- снизить затраты путем устранения работ, не приносящих добавочной стоимости потребителю;

- реализовать в компании систему индикаторов по процессам всех уровней согласно выделенным критическим факторам успеха в целевых сегментах;

- создать и поддерживать философию изучения лучшего и непрерывных улучшений: всегда есть лучший путь;

     Адаптация результатов бенчмаркинга может стать достаточно трудным шагом. Никакие две организации не могут быть абсолютно идентичны, поэтому позаимствованные у партнера по бенчмаркингу идеи усовершенствования работы процесса и великолепно себя показавшие в работе компании-партнера, будут давать отличающиеся результаты. Во избежание этого рекомендуется выбирать только те стратегии, которые учитывают обратную связь, и, значит, дают возможность убедиться, что рекомендации действенны и на другом предприятии. Выбранные стратегии затем должны быть разобраны и на оперативном уровне.

6-й  этап. Улучшение

    Ключевая задача этого этапа процесса бенчмаркинга состоит в том, чтобы выбрать те элементы процессов, перенятые методологии и инструменты, которые содержат элемент непрерывного усовершенствования. Основным таким элементом проекта компании QTS стала постановка системы индикаторов ведения бизнеса по всем процессам компании, в результате чего компания получила возможность оценивать свои достижения и управлять ими.

     Вторая задача внедрения состоит в том, чтобы вынести бенчмаркинг за пределы специализированных групп (бенчмаркинговой команды и работников, задействованных в реализацию критических процессов), подключить все процессы и всех сотрудников компании.

     Принятие решения о вынесении бенчмаркинга на уровень всей компании обусловлено пониманием того, что любые методы и процессы подвергаются постоянным изменениям. То, что еще недавно было наилучшими достижениями, скоро может стать стандартом или даже опуститься ниже него. А для этого необходимо регулярно проверять, имеют ли еще силу выявленные наилучшие практики. Заключительным шагом бенчмаркингового проекта компании QTS стало планирование следующего проекта бенчмаркинга.

Решение о применении бенчмаркинга ко всем процессам компании QTS привело к необходимости обучения бенчмаркинговому процессу всех служащих, а также к необходимости обучения собственников процессов и ключевых фигур компании принципам бенчмаркинга таким образом, чтобы они могли управлять процессом бенчмаркинга. Как только они почувствовали отдачу и полную подконтрольность процесса, бенчмаркинг стал еще одним эффективным инструментом управления организацией. 

     2.6  Бенчмаркинг в России

     По уровню открытости бизнес можно разделить на две категории:

1) организации, исповедующие принцип секретности своей деятельности, тщательно скрывающие абсолютно всю информацию о своей фирме;

2) максимально открытые компании, уверенные, что пока все конкуренты далеко позади и к тому времени, когда их догонят, они смогут придумать что-нибудь новенькое. Всемирно известная компания General Motors создала и открыла всем желающим доступ к своей базе данных. В основном это сделано для поставщиков, чтобы они лучше планировали свое производство.

Западный  принцип успешной работы «если открыт, значит, развиваешься» в России попросту не действует и не будет действовать  по ряду объективных причин (как  то: увеличение числа проверок компетентными органами, привлечение внимания налоговых и иных служб и многие другие).

Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ