Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:12, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием,
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий.
1 Теоретические основы бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
1.2 Типы бенчмаркинга
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
2 Бенчмаркинг на практике
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения
2.2 Факторы успеха
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний
2.6 Бенчмаркинг в России
Таблица 3- Индикаторы достижения поставленных целей в процессе «Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис»
Критический фактор успеха | Индикатор |
Самое высокое качество | % жалоб на
качество обслуживания;
% ошибок при исполнении заказов; затраты времени на исполнение заказов. |
Самый высокий уровень сервиса | % жалоб на
скорость обслуживания;
средний срок исполнения заказа; рентабельность услуг; сумма предоставляемых скидок. |
Высококвалифицированный и мотивированный персонал | % полезных инвестиций
на обучение персонала по показатель удовлетворенности покупателей работой персонала по сбыту, например, выполнение взятых обязательств, вежливость в общении, информированность о продаваемом продукте и т.д. |
Лучшая
программа продвижения |
информированность
потребителей о новом продукте;
время на внедрение программы улучшений; стоимость внедрения программы улучшений; бюджет на продвижение товара по отношению к росту объемов продаж. |
Следующий шаг– идентификация потенциальных
партнеров (объектов сравнения) по бенчмаркингу.
Подходящие партнеры должны быть не только
первоклассными сами по себе, но и иметь
по возможности высокую степень сопоставимости
с компанией QTS (табл. 2). Самый простой и
наиболее эффективный метод подбора партнера
– через уже созданные сети, которые включают
в себя от десятка до нескольких тысяч
предприятий и организаций, объединившихся
(в некоторых случаях по отраслевому признаку)
с целью обмена передовым опытом. Список
некоторых действующих за рубежом организаций,
содействующих поиску партнера по бенчмаркингу,
представлен в таблице 5. Как правило, условия
вступления в такие сообщества с целью
получения информации различны – от денежных
взносов, до предоставления в обмен на
запрашиваемую адекватной информации
о собственном предприятии. Все подобные
союзы связаны взаимными обязательствами,
кодексами, правилами, которые гарантировали
бы неразглашение полученной информации.
Таблица 4 -Типы партнеров по бенчмаркингу
Тип партнера | Описание | Преимущества | Недостатки |
ВНУТРЕННИЙ | Собственная организация, любое ее подразделение, дочернее предприятие и т.д. |
|
|
ВНЕШНИЙ | Другие организации, лучше в ключевых областях деятельности |
|
|
ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА | Организации, избранные как "лучшие" в ключевых областях |
|
|
Таблица 5 - Некоторые зарубежные бенчмаркинговые организации
Компания | Контактный телефон,. www, e- mail |
International Benchmarking Clearinghouse (IBC) – основатель APQC | (800) 776-9676 http://www.apqc.org |
American Productivity & Quality Center (APQC) | 713-685-4642 apqcinfo@apqc.org |
Competitive Benchmarking Associates | 1-888-309-7287 info@competitiveanalysis.com |
Best Practices, LLC | (919) 403-0251 best@best-in-class.com |
Help Desk Institute | (800) 248-5667 http://www.helpdeskinst.com/ |
American Society for Training and Development (ASTD) | (703) 683-8100 http://www.astd.org |
Помимо обращения в перечисленные зарубежные организации, можно воспользоваться и такими источниками информации как отчеты о деятельности фирм, находящиеся в свободном доступе; журналы, книги, базы данных, участие в специализированных конференциях, семинарах и ярмарках и т.д.
Рабочая команда компании QTS в отраслевой бенчмаркинговой ассоциации получила информацию о возможных бенчмаркинговых партнерах – 15 крупнейших производителях и дистрибьюторах сантехнического оборудования. В результате переговоров с ними была отобрана «лучшая практика» - итальянская компания, которая благодаря эффективным методикам продвижения и продаж в прошлом году достигла 25%-ого роста объемов продаж на новых для нее рынках.
3-й этап. Наблюдение, сбор информации
Этот этап включает в себя посещение бенчмаркинговой командой организации-партнера (изучение объекта бенчмаркингового сравнения). В нашем случае была изучена постановка у партнера таких процессов как «Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис», «Идентификация потребностей потребителей», а также инструменты и методологии, используемые для достижения целевых индикаторов результативности бизнеса.
За рубежом существует очень интересная практика: если кто-либо из партнеров достиг результатов, которые намного превосходят ваши по исследуемому вопросу, происходит перенятие «обратного» опыта. Так, например, в случае с компанией QTS, которая через 1,5 года после запуска бенчмаркингового проекта значительно превзошла своего партнера по показателю «время на внедрение программы улучшений по атрибуту», уже представители итальянской компании-партнера посетили Австралию для изучения методик, позволивших добиться столь высоких результатов.
4-й этап. Анализ
Этот этап выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе бенчмаркинга. Анализировать – значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи. Кроме того, необходимо выявить воздействия, которые могут осложнить сравнения и фальсифицировать результаты.
После суммирования и интерпретации данных, бенчмаркинговая команда выявила и проанализировала «дельту» между критическими процессами и аналогичными процессами компании-партнера, построив прогноз «поведения дельты». В завершении были поставлены новые целевые установки результативности процессов (индикаторов).
Чтобы форсировать «дельту» бенчмаркинга, необходимо предпринять стратегические решения в дополнение к операционным усовершенствованиям.
5-й этап. Адаптация
Руководствуясь тем, что бенчмаркинг, как техника усовершенствования процесса, требует той же структуры управления изменениями, в которой нуждаются все усовершенствования, бенчмаркинговая команда предприняла следующие действия. Во-первых, о результатах бенчмаркинга были проинформированы все сотрудники, в той или иной степени вовлеченные в проект, т.е. сотрудники подразделений, задействованных в реализации критических процессов. Во-вторых, была разработана программа по внедрению усовершенствований, расписаны роли в реализации этой программы и назначены ответственные лица за реализацию программы усовершенствований (собственники реорганизуемых процессов).
Результаты бенчмаркингового исследования компании QTS были сведены к нескольким основным принципам, которые были сформулированы следующим образом:
- создавать среду лучшего качества с фокусом на долгосрочное удовлетворение потребностей потребителей;
- постоянно улучшать работу процессов компании, используя современные инструменты управления;
- непрерывно повышать профессионализм и компетентность персонала;
- снизить затраты путем устранения работ, не приносящих добавочной стоимости потребителю;
- реализовать в компании систему индикаторов по процессам всех уровней согласно выделенным критическим факторам успеха в целевых сегментах;
- создать и поддерживать философию изучения лучшего и непрерывных улучшений: всегда есть лучший путь;
Адаптация результатов бенчмаркинга может стать достаточно трудным шагом. Никакие две организации не могут быть абсолютно идентичны, поэтому позаимствованные у партнера по бенчмаркингу идеи усовершенствования работы процесса и великолепно себя показавшие в работе компании-партнера, будут давать отличающиеся результаты. Во избежание этого рекомендуется выбирать только те стратегии, которые учитывают обратную связь, и, значит, дают возможность убедиться, что рекомендации действенны и на другом предприятии. Выбранные стратегии затем должны быть разобраны и на оперативном уровне.
6-й этап. Улучшение
Ключевая задача этого этапа процесса бенчмаркинга состоит в том, чтобы выбрать те элементы процессов, перенятые методологии и инструменты, которые содержат элемент непрерывного усовершенствования. Основным таким элементом проекта компании QTS стала постановка системы индикаторов ведения бизнеса по всем процессам компании, в результате чего компания получила возможность оценивать свои достижения и управлять ими.
Вторая задача внедрения состоит в том, чтобы вынести бенчмаркинг за пределы специализированных групп (бенчмаркинговой команды и работников, задействованных в реализацию критических процессов), подключить все процессы и всех сотрудников компании.
Принятие решения о вынесении бенчмаркинга на уровень всей компании обусловлено пониманием того, что любые методы и процессы подвергаются постоянным изменениям. То, что еще недавно было наилучшими достижениями, скоро может стать стандартом или даже опуститься ниже него. А для этого необходимо регулярно проверять, имеют ли еще силу выявленные наилучшие практики. Заключительным шагом бенчмаркингового проекта компании QTS стало планирование следующего проекта бенчмаркинга.
Решение о применении
бенчмаркинга ко всем процессам компании
QTS привело к необходимости
2.6 Бенчмаркинг в России
По уровню открытости бизнес можно разделить на две категории:
1) организации, исповедующие принцип секретности своей деятельности, тщательно скрывающие абсолютно всю информацию о своей фирме;
2) максимально открытые компании, уверенные, что пока все конкуренты далеко позади и к тому времени, когда их догонят, они смогут придумать что-нибудь новенькое. Всемирно известная компания General Motors создала и открыла всем желающим доступ к своей базе данных. В основном это сделано для поставщиков, чтобы они лучше планировали свое производство.
Западный принцип успешной работы «если открыт, значит, развиваешься» в России попросту не действует и не будет действовать по ряду объективных причин (как то: увеличение числа проверок компетентными органами, привлечение внимания налоговых и иных служб и многие другие).
Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ