Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:12, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием,
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий.
1 Теоретические основы бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
1.2 Типы бенчмаркинга
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
2 Бенчмаркинг на практике
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения
2.2 Факторы успеха
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний
2.6 Бенчмаркинг в России
Причина была быстро найдена. В результате, после запуска в производство на базе полученных знаний можно было, помимо прочего:
- снизить издержки производства на 50%,
- время на разработку товара — на 66%.
Использование этого опыта позволило «XEROX» снизить издержки и повысить производительность труда. С тех пор бенчмаркинг стал частью бизнес-стратегии «XEROX».
Позднее, вдохновившись эффектом, оказанным на производство, руководство «XEROX» решило улучшить с помощью бенчмаркинга функционирование в других областях – таких, как складское хозяйство, транспортная система и логистика. Более глубокие исследования выявили ряд проблем такого подхода – например, трудность получения информации об организации этих процессов у конкурентов и восприимчивость работников к идеям, взятым извне собственной отрасли. «XEROX» также понял, что бенчмаркинг относительно конкурентов может помочь только достичь их уровня эффективности, но не превзойти их. В ходе этого исследования «XEROX» познакомился с L.L.Bean, Inc., фирмой розничной торговли спортивными товарами и магазина «заказы почтой».
Отдел логистики и дистрибуции «XEROX» провел бенчмаркинг своих методов складского хозяйства с методами компании L.L.Bean – которые, используя меньше персонала и будучи менее капиталоемкими, действовали в три раза более эффективно, чем «XEROX». Складская система «XEROX» была тщательно обследована после изучения L.L.Bean. В результате «XEROX» ввел следующие усовершенствования:
• Складирование наиболее быстро перемещаемых предметов на минимальном расстоянии от линии сбора.
• Хранение входящих материалов с учетом максимизации складского пространства и минимизации расстояния передвижения погрузчиков.
• Сортировка и отпуск входящих заказов в течение всего дня с целью минимизации расстояния передвижения сборщиков (так называемый «график коротких интервалов»).
• Поощрительные премии за производительность сбора.
• Декларирование исходящих транспортных средств (документация на отправленные материалы) через досрочное вычисление транспортных расходов.
Эти
меры повысили рост производительности
отдела логистики и дистрибуции с 3-5% в
год до уровня 10%, из которых 3-5% были результатом
простого перенятия передовой практики
LL Bean.
Второй практический пример.
Юго-западным Авиалиниям (США) удалось уменьшить межполетное время с учетом разгрузки-погрузки до 15 минут с помощью копирования и адаптирования процесса дозаправки (пит-стопа), используемого на автогонках «Формула-1».
Юго-Западные Авиалинии начали деятельность в 1971 в качестве региональной авиалинии штата Техас (США). Эта авиалиния последовательно стремилась предоставлять ежедневные местные полеты по самым низким ценам в отрасли. Они ограничивались полетами на короткие расстояния, ставя себе цель доставлять пассажира к месту назначения за кратчайшее время. При этом авиалиния создала себе с годами завидный послужной список безотказной работы. Поскольку они работали в основном на короткие расстояния (среднее время полета – полтора часа), межполетное время на земле становится критическим фактором для эффективной эксплуатации самолета. Авиалиния поставила себе цель минимизировать время, проводимое на земле между полетами. Они выбрали в качестве партнера для бенчмаркинга автогоночную команду «Формулы-1» и исследовали их процедуру пит-стопа. Как правило, пит-стоп состоит из дозаправки, замены покрышек и очистки лобового стекла. Все это совершается за 10 секунд. Это достигается с помощью использования стандартизованного оборудования, хорошо натренированной команды, где каждый выполняет свою работу в четкой
последовательности операций.
Чтобы достичь эффективности операций пит-стопа, Юго-Западные Авиалинии стандартизовали все оборудование, включая тип самолета, для чего решили использовать у себя только Боинги-737. Наземный экипаж начал выполнять свою задачу с миссионерским пылом, и каждый совершал одну конкретную операцию. Юго-Западные Авиалинии снизили межполетное время до 15 минут.
Оба
успешных примера, описанных выше, представлены
в таблице 2.
Таблица
2 – Примеры успешного применения
бенчмаркинга
Компания (отрасль экономики) | Бенчмаркинговый партнер (отрасль экономики) | Исследуемый процесс | Количественные результаты после проведения бенчмаркинга |
Xerox
Corporation
(фотокопировальная техника) |
L.L. Bean
Inc (Рознич-
ная торговля спортив ными товарами) |
Складское
хозяйство |
Повышение производительности от 3-5% в год до 10% |
Southwest
Airlines
(Воздушные перевозки) |
Автогоночная
команда
Формулы-1 |
Пит-стоп | Уменьшение наземного времени до 15 мин |
Третий практический пример.
Бенчмаркетинг в компании Staples.
В 1986 году был открыт первый магазин Staples, хотя сегодня Staples - компания, обладающая 375 универмагами в США.
После двухлетнего опыта работы Исполнительный
директор компании Стемберг понял, что
за счет низких цен предприятию не удастся
выжить в конкурентной борьбе, поэтому
Стемберг осознал необходимость нового
способа привлечения клиентов. Таким способом
стало великолепнейшее обслуживание клиентов,
что и было введено во всех филиалах компании.
Вследствие маркетинговых исследований
и сегментации рынка в различных филиалах
фирмы были введены разные формы обслуживания,
что также послужило толчком к привлечению
клиентов.
Маркетологи компании выявили
шесть правил поведения с потребителем:
1). Знать покупателя лучше, чем он сам себя,
что достигается лишь исследовательским
путем.
2). Магазины должны быть максимально приятны
покупателю. Улучшение дизайна привело
к увеличению объемов продажи на 7%.
3). Управленцы должны проводить время за раздумьями о покупателях. На собраниях менеджеров ключевым вопросом стал вопрос о потребителях.
4). Улучшение
обслуживания покупателей за счет прогрессивной
и бонусной систем оплаты труда.
5). Добыча нового знания через покупку
компании, им владеющей. Таким методом
Staples смогла познать особенности среднего
и большого бизнеса.
6). Относиться
к сотрудникам так, как хотелось бы, чтобы
они относились к покупателям.
Благодаря всем этим нововведениям
за 1995 год продажи компании выросли на
45%, прибыль на 58%, курс акций более чем
на 100%.
Четвертый практический пример.
Компания QTS – австралийский производитель сантехнического оборудования, поставила перед собой цель – завоевать лидирующие позиции на рынке сантехнического оборудования Австралии. Результатом проведенного маркетингового исследования стало определение стратегии конкуренции как стратегии дифференциации. Следуя стратегии дифференциации, стратегическими целями компании выбраны увеличение объема продаж и расширение клиентской базы. Рост должен достигаться за счет выхода на новые географические сегменты – доминирующая позиция во всех регионах Австралии и выход на рынки Малазии, Сингапура, Индонезии и за счет выхода на новые целевые сегменты – строительство – с новым продуктом.
Для реализации поставленных стратегических целей было решено использовать бенчмаркинговый подход.
1-й этап. Планирование проекта
Для осуществления
результативного
Прежде всего, команда бенчмаркинга произвела анализ функционирования и детальное описание бизнес-процессов компании в соответствии с международно принятыми стандартами – стандарты International Benchmarking Clearinghouse.
Исходным фактором эффективности работы любого предприятия является понимание потребностей его ключевых клиентов. Критические факторы успеха – это самое высокое качество, самый высокий уровень сервиса, высококвалифицированный и мотивированный персонал, лучшая программа продвижения продукции и новые продукты, отвечающие требованиям рынка.
Перечисленные факторы достижения успеха были положены в основу при выборе критических бизнес-процессов, т.е. процессов, подлежащих трансформации в первую очередь. Согласно оценке специалистов, наиболее критичными для реализации стратегических целей компании QTS являются: процесс «Маркетинг, сбыт и послепродажный сервис» и процесс «Идентификация потребностей потребителей».
Следующий шаг в реализации бенчмаркингового проекта – создание рабочей команды, в состав которой вводятся специалисты подразделений, задействованных в критических бизнес-процессах. В данном случае в ее состав вошли по два сотрудника из отдела маркетинга, сбыта и развития бизнеса.
В результате работы команды бенчмаркинга на этом этапе были получены такие результаты:
Так, была выявлена потребность в информации о наиболее эффективной схеме протекания критических процессов.
2-й этап. Исследование
На втором этапе перед командой бенчмаркинга ставятся следующие цели:
Перед сбором информации о других компаниях, команда бенчмаркинга должна собрать максимальное количество данных о своих собственных процессах. Сбор этих данных сократит и очистит процесс исследования, позволит составить исчерпывающий список параметров, необходимых для проведения бенчмаркингового сопоставления.
Выявленные на предыдущем этапе критические факторы успеха послужили основой для формулирования целей, которых компании QTS необходимо достигнуть в соответствии с выбранной стратегией. Цели были положены в основу формирования индикаторов, по которым анализируется реализуемость целей. Индикаторы должны послужить «базой» для сравнения с используемыми компанией-партнером методик достижения поставленных целей.
Так,
по критическому процессу «Маркетинг,
сбыт и послепродажный сервис» установлены
следующие индикаторы достижения поставленных
целей в соответствии с критическими факторами
успеха (Таблица 3).
Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ