Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:12, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием,
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий.
1 Теоретические основы бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
1.2 Типы бенчмаркинга
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
2 Бенчмаркинг на практике
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения
2.2 Факторы успеха
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний
2.6 Бенчмаркинг в России
1) отслеживание развития выработанных оценочных показателей результатов деятельности организации;
2) постоянная проверка достижения промежуточных целей, соблюдения установленных планом норм и сроков по ресурсам и работам.
Методы и процессы сильно подвержены действию времени, постоянные изменении провоцируются объективными и субъективными причинами. То, что еще несколько лет назад было в новинку или наилучшим достижением, сегодня теряет свою важность, в лучшем случае становится стандартом или даже опускается ниже этого. Поэтому надо регулярно проверять, актуальны ли до сих пор найденные наилучшие показатели. Таким образом, анализ превосходства – это не единовременный метод. При постоянном его использовании затраты на анализ превосходства после его внедрения существенно падают, а их окупаемость постоянно растет. Такой эффект достигается за счет того, что не нужно больше тратить время и деньги на обучение персонала, сотрудники уже познакомились с таким инструментом, как анализ превосходства; налажены связи и контакты со сравниваемыми фирмами, их несложно поддерживать посредством регулярного обмена; открыт доступ к важным источникам информации, уже функционирует база данных, которую нужно только обновлять.
Рассмотрим ниже некоторые
Модель, созданная Кемпом, включающая 10-ти этапный общий процесс бенчмаркинга представлена на Рисунке 5.
ПЛАНИРОВАНИЕ | 1. Определить,
что именно подлежит |
2. Определить компанию, с которой будет сравнение | |
3. Определить способ получения информации и собрать данные. |
АНАЛИЗ | 4.
Определить имеющиеся пробелы, |
5.
Спрогнозировать будущий |
ИНТЕГРАЦИЯ | 6. Доложить результаты бенчмаркинга и добиться, чтобы они были восприняты |
7. Поставить функциональные цели |
ДЕЙСТВИЕ | 8. Разработать план действий |
9. Реализовать действия с мониторингом продвижения | |
10. Повторно обследовать бенчмарки |
ЗРЕЛОСТЬ | Повторно обследованные бенчмарки полностью интегрированы в рабочую практику |
Рисунок 5 - Модель бенчмаркинга по Кемпу
Схема проведение бенчмаркинга в компании «IBM», состоящая из 15 шагов:
1) определение потребителей и продукции;
2) определение подходящих показателей оценки работы;
3) пересмотр (уточнение) продукции или процесса;
4) выбор приоритетного объекта для сравнения;
5) выбор партнеров для сравнения;
6) установление уровня сбора данных;
7) сбор данных и их анализ;
8) определение разрыва;
9) оценка возможного уровня достижений в будущем;
10) представление результатов сравнения;
11) установление целей и разработка плана действий;
12) внедрение плана;
13) проверка идущего процесса;
14) оценка движения к целям;
15) пересмотр целей
и возврат к первому шагу;
Схнма проведения бенчмаркинга в корпорации «XEROX», состоящая из 10 шагов:
1) распознавание предмета бенчмаркирования;
2) выделение необходимых для сравнения компаний;
3) определение
метода сбора данных и
4) выделение
текущего конкурентного
5) прогнозирование будущей деятельности;
6) ознакомление с результатами и получение одобрения;
7) установление функциональных целей;
8) разработка плана действия;
9) реализация
планов и контроль за
10) перепроверка
бенчмарков.
2.2 Факторы успеха
«Жесткие» (объективные) факторы предполагают:
- нахождение четких рамок проекта;
- подробное и детальное планирование времени;
- контроль за соблюдением требований системы качества;
- учет существующих и потенциальных бюджетных ограничений.
«Мягкие» (субъективные) факторы:
- благоприятствующий сотрудничеству климат;
- бодрый, оптимистичный настрой коллектива, ориентирование сотрудников на достижение результата;
- осознание важности качества на всех уровнях организации производства;
- заинтересованность;
- креативный подход к способам управления и решения проблем;
- соблюдение
этики предпринимательства (анализ превосходства
не должен превратиться в промышленный
шпионаж).
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
1)взаимность. Бенчмаркинг – деятельность, которая невозможна без опоры на взаимные отношения, согласие и обмен данными, что обеспечивает «выигрышную» базу для участвующих сторон. Следует учитывать, что взаимность отнюдь не обязывает к полному, слепому доверию (все-таки конкуренты). В самом начале всегда согласовывают пределы диапазона информации, форму обмена данными, характер проведения исследования. В бенчмаркинговой кооперации каждый партнер должен быть уверен в поведении других, только тогда всеми может быть достигнут хороший результат. Все должно быть заранее установлено и согласовано, не вызывать иных толкований;
2) аналогия. Оперативные процессы партнеров должны быть похожи. Любой процесс может исследоваться с пользой для дела, а результаты – легко переводиться или интерпретироваться применительно к своей фирме. Схожесть процессов и четкое определение параметров отбора партнеров по бенчмаркингу существенно влияют на успех деятельности;
3) измерение. Бенчмаркинг в некотором роде представляет собой сравнение характеристик, исследованных, измеренных, проанализированных в нескольких других организациях; целью таких процессов является установление причин существующих отличий в показателях эффективности, а также способов их улучшения. Здесь важно определить ключевые характеристики процесса, что поможет их улучшить на основе изучения процесса;
4) достоверность. Бенчмаркинг обязан проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса. Интуиция – тоже хорошее чувство, но важнее все-таки обоснованность.
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов.
Бенчмаркинг в сравнении с конкурентным, сравнительным анализом.
Если конкурентный анализ рассматривает параметры эффективности, то бенчмаркинг рассматривает как параметры эффективности, так и методы, а также «катализаторы». По определению Американского Центра производительности и качества, «катализаторы» – это те процессы, методы, приемы, которые способствуют реализации лучшей практики и помогают достичь критических факторов успеха. «Катализаторы» помогают объяснить причины той эффективности, которую выявил бенчмаркинг.
Конкурентный анализ, как правило, изучает разведывательные данные: факты и цифры, структуру продукции и стратегические цели. Затем надо угадать, как именно достигнуто данное конкурентное преимущество. Бенчмаркинг устраняет «угадайку» с помощью изучения процессов и «катализаторов», ведущих креализации лучшей практики.
Бенчмаркинг не ограничивается конкурентной информацией; он ищет инновации, заглядывая за пределы отраслевой парадигмы. Бенчмаркинг даже позволяет конкурентам поговорить друг с другом. Посредством структурированных исследований и обмена полученными данными, конкурирующие компании могут поднять общеотраслевой стандарт качества. При этом, источники третьей стороны могут служить нейтральной базой для исследований по общегрупповым интересам; например, для измерения удовлетворения потребителя, разработки новых продуктов, бухгалтерско_финансовой области.
Бенчмаркинг в сравнении с конкурентной разведкой, промышленным шпионажем.
Принципиальное различие между ними заключается в том, что деловая разведка собирает конфиденциальную или нелегальную (незаконную) информацию, бенчмаркинг работает с легально (законно) полученной информацией. Следует отметить так же, что бенчмаркинг нацелен не столько на опыт прямых конкурентов, сколько на опыт в смежных и других областях и сферах деятельности успешных компаний.
Бенчмаркинг, по существу, структурированный подход к сравнению. Важно рассмотреть чем бенчмаркинг не является:
•
Это не фиксирование
ситуации – бенчмаркинг есть непрерывный
процесс;
• Это не статистический отчет – цифры являются лишь одним из полезных результатов, указывающим на успех или неудачу деятельности, процесса; • Это не стратегия – бенчмаркинг строится под бизнес, а не наоборот. |
Некоторые авторы подчеркивают, что бенчмаркинг – это не составление километровых таблиц, а скорее инструмент, который должен применяться в непрерывном процессе. Конечным результатом должны быть не сами цифры – они просто показывают направление для анализа и действия. Целью бенчмаркинга является улучшение. Участники бенчмаркинговых проектов называют значительное число полезных его результатов – в частности:
•
повышение эффективности и
• повышение производительности и качества услуг;
•
повышение
•
повышение эффективности и
•
улучшение использования
• повышение качества поддержки управления;
• более быстрое и оптимальное принятие решений;
• ускорение перемен и улучшение управления переменами;
• улучшение профессиональных взаимоотношений.
анализом
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием. Примеры повышения конкурентоспособности компаний
На Западе бенчмаркинг начали активно использовать в конце 1970-х годов. В настоящее время в Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика страны в целом.
Первый практический пример.
В 80-е годы XX в. концерн «XEROX» стал искать причины резкой утраты своей доли рынка копировальных аппаратов. Японский производитель Fuji предлагал копировальный аппарат, равноценный по функциям и производительности тому, что выпускал «XEROX», но значительно более дешевый по издержкам производства. Так компания «XEROX» детально исследовала опыт японской компании Fuji. Топ-менеджеры «XEROX» даже переехали на какое-то время в Японию, чтобы изучить не только технические достижения(товар и материалы японского конкурента), но и новшества в области менеджмента, внедренные разными компаниями, в том числе из других сфер бизнеса.
Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ