Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:12, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием,
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий.
1 Теоретические основы бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
1.2 Типы бенчмаркинга
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
2 Бенчмаркинг на практике
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения
2.2 Факторы успеха
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний
2.6 Бенчмаркинг в России
Курсовая работа по дисциплине «Экономика организации»
на тему:
«Бенчмаркинг
как инструмент достижения
конкурентных преимуществ»
Санкт - Петербург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1 Теоретические основы бенчмаркинга | 4 |
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи | 4 |
1.2 Типы бенчмаркинга | 5 |
1.3 Развитие и становление |
7 |
2 Бенчмаркинг на практике | 12 |
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения | 12 |
2.2 Факторы успеха | 17 |
2.3 Основные принципы бенчмаркинга | 17 |
2.4 Чем бенчмаркинг не является.
Отличие бенчмаркинга от |
18 |
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний |
19 |
2.6 Бенчмаркинг в России | 29 |
Заключение | 31 |
Список используемых источников | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Маркетинговые и консультационные компании
в последнее время стали указывать в числе
своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры
предлагают семинары по данной тематике.
СМИ также уделяют этому вопросу все больше
внимания.
*Бенчмаркинг обеспечивает предприятие
информацией, осознанием своего места,
мотивацией и знанием, часто в результате
дающим крупный прорыв в качестве его
работы.
*Бенчмаркинг может дать информацию, которую не могут дать внутренние показатели предприятия, и удовлетворение потребностей клиентов.
Предприятия всех сфер деятельности применяют бенчмаркинг для повышения эффективности своей промышленности. В условиях острой конкуренции на рынке каждому предприятию необходимо иметь систему показателей, характеризующих процесс развития предприятия и совершенствования его производства. Эти показатели необходимы для оценки производственно-экономической деятельности предприятия и анализа его деятельности, для выявления резервов (возможностей) дальнейшего совершенствования производства и для сравнения деятельности отдельных производственных подразделений и предприятий в целом с целью сохранения конкурентных преимуществ, т.е. для определения конкурентоспособности предприятий.
Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть
бенчмаркинг как категорию управления
предприятием,
– охарактеризовать практику организации
бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга
в деятельности предприятий.
1 Теоретические основы
бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
На сегодняшний день накопилось огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Некоторые полагают, что он – продукт последовательного развития концепции конкурентоспособности, другие говорят, что бенчмаркинг является мобильным алгоритмом улучшения качества, третьи же относят его к экзотическим новинкам как результат японской бизнес-практики. Однако все сходятся или более-менее согласны с определением, что бенчмаркинг – это процесс поиска, определения и изучения самых лучших из известных методов руководства и ведения бизнеса.
Термин «бенчмаркинг» (benchmarking) является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Он пришел в экономику из геодезии, где он означает опорную отметку на фиксированном объекте, например отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря.
В Японии benchmarking близок по смыслу к японском слову dantotsu, означающему «усилие, беспокойство, забота лучшего (лидера) стать еще лучшим (лидером)». В Китае, говоря о бенчмаркинге, часто вспоминают правило китайского генерала Сун Тзу: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн».
Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: "Бенчмаркинг — это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности". Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: "Бенчмаркинг — это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности".
Таким образом, цель бенчмаркинга — совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности, носит стратегический характер для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления. Достижение поставленной цели бенчмаркинга происходит посредством решения двух основных задач:
Конечно,
сравнение результатов
1.2 Типы бенчмаркинга
Типов бенчмаркинга почти так же много, как его определений. В представленной ниже таблице 1 показаны типы бенчмаркинга в зависимости от того, что именно организация намерена сравнивать со «стандартом». У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, каждый может оказаться более полезным в одной ситуации, и менее полезным в другой.
Важно различать бенчмаркинг эффективности («выходных характеристик») и методик/процедур («процессов»), поскольку все категории относятся к одной из этих областей, или к обеим.
Таблица 1- Типы бенчмаркинга
Тип бенчмаркинга | Характеристика |
Внутренний | сравнению подлежит деятельность подразделений внутри компании |
Конкурентный | сравнение своей организации с конкурентами по максимальному количеству параметров |
Отраслевой | сравнение
своей организации с компаниями той же
отрасли,
не обязательно конкурентами |
Глобальный | сравнение с организациями,
когда географический масштаб
выходит за рамки одной страны |
Процессов | сравнение с отдельными рабочими процедурами и системами, сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах |
Результатов | сравнение количественных
выходных характеристик – цены,
скорости, надежности и т.д. |
Функциональный | сравнивает определенных функций двух или более организаций в одном секторе (продажи, закупки и т. д.). |
Стратегический | сравнение более стратегий, чем оперативных вопросов |
Общий | сравнение определенной функции двух или более организаций независимо от сектора |
Ассоциативный | осуществляемый организациями, образовавшими узкий бенчмаркинговый альянс. Протокол этой кооперации находится в Кодексе поведения бенчмаркинга и, как правило, не афишируется |
Ради конкуренции | сравнение с целью достичь превосходства над другими |
Ради сотрудничества | сравнение с целью
создания атмосферы взаимного обучения
и
обмена знаниями |
Бенчмаркинг эффективности сравнивает эффективность результатов деятельности. Такие «измерения» могут указать, какие виды деятельности являются сильными сторонами организации. После их выявления требуется дальнейшее исследование, чтобы установить, каким образом достигается такая эффективность.
И наоборот, бенчмаркинг процессов изучает методики и процедуры, используемые в организации, и сравнивает их с примерами лучшей практики. Как правило, эти процессы состоят из нескольких подпроцессов, которые создают общий подход или процесс. На рисунке 1 представлены основные бизнес-процессы, исследуемые с помощью бенчмаркинга.
Рисунок
1 - Основные бизнес-процессы для сравнения
в бенчмаркинге
Было найдено, что реальные улучшения в результате бенчмаркинга возникают из анализа и рассмотрения скорее процессов, чем выходных характеристик.
Для выполнения бенчмаркингового исследования требуется много времени и сил. Сначала необходимо определить и согласовать вопросы и сферу изучения. Получение данных, заполнение вопросников и последующий анализ также занимает очень много времени. И если на выходе будет просто ряд статистических данных или выходных параметров, то последующее вложение инвестиций окажется минимальным, и дело того просто не стоило. Если нужны серьезные улучшения, то не обойтись без анализа процессов и процедур в поддержку приведенных цифр.
По этим причинам, при проведении бенчмаркинга
многие стараются получить «измерения»
и выходных параметров эффективности,
и процессов – с целью дать организации
возможность не только узнать, кто делает
лучше, но и как он этого добивается (Housley,
1999). Соотношение эффективности бенчмаркинга
выходных параметров и процессов представлено
в рисунке 2.
Рисунок
2 - Бенчмаркинг эффективности и процессов
Бенчмаркинг никогда не является одноразовым
анализом. Чтобы были отдача, повышение
эффективности предприятия, необходимо
сделать бенчмаркинг составной частью
работы, регулярным процессом инноваций
и усовершенствований бизнеса.
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
Развитие бенчмаркинга напрямую зависит от того, как предприятия понимают качество. Обычно выделяют несколько этапов в изменении понимания и отношения предприятий к качеству.
Первый этап – инспекция. Ему присуща проверка качества только готовой продукции. Для налаживания контроля качества организация вкладывает средства в усовершенствование технологии, ее отлаживание и формирование систем качества, а не бенчмаркинг. Подобная практика была широко распространена в СССР, именно в тот период комплексные системы управления качеством нашли самое широкое распространение.
В такой ситуации без кардинальных перемен возможно частичное применение продуктового бенчмаркинга, при этом будет происходить сравнение собственной продукции с продуктами конкурентов. Однако существенной проблемой, с которой столкнется организация, будет недостаток информации, мешающий в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.
Второй этап основывается на усилении контроля. В организации внедряется стандарт качества ISO 9000. Бенчмаркинг используется во всех ключевых вопросах бизнеса. Активно привлекаются и задействуются консультанты для разработки и внедрения практики бенчмаркинга.
Резко меняется отношение к качеству производимой продукции на всех стадиях. На первый план выходит контроль за качеством самого процесса, в котором качество продукции служит лишь одним из составляющих элементов общего качества. В основу своей деятельности фирмы кладут удовлетворение потребителя как залог их успехов в бизнесе. Постепенно меняется понимание собственно удовлетворения потребителя и решения связанных с этим проблем.
Характерной особенностью третьего этапа называют возникновение между организациями и внутри них партнерских отношений, альянсов и коопераций. Это связано с мобильностью понятия конкуренции, модой и новыми разработками – как между фирмами, так и внутри организации. Как известно, между различными подразделениями в крупной компании тоже имеются своеобразные конкурентные отношения. У каждого отдела свои цели, задачи, функции, проблемы. Нередко возникают противоречия и сложности во внутрифирменных взаимоотношениях. Все это приводит к ряду негативных последствий: снижению управляемости и, как следствие, общей эффективности. Кооперация и партнерство внутри организации дают толчок более эффективному информационному обмену между ее составными частями.
Аналогичные процессы совершаются и на межфирменном уровне. При этом понятие «конкуренция» пополнятся еще одной составляющей – взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество организаций в условиях современного бизнеса становятся основой для удовлетворения потребностей покупателей и достижения конкурентных преимуществ.
Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ