Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.
Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.
Цель курсовой работы:
– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием,
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий.

Содержание

1 Теоретические основы бенчмаркинга
1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи
1.2 Типы бенчмаркинга
1.3 Развитие и становление бенчмаркинга
2 Бенчмаркинг на практике
2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика проведения
2.2 Факторы успеха
2.3 Основные принципы бенчмаркинга
2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других медотов
2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.
Примеры повышения конкурентоспособности компаний
2.6 Бенчмаркинг в России

Работа содержит 1 файл

Бенчмаркинг курсовая.doc

— 289.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

       Курсовая  работа по дисциплине «Экономика организации»

       на  тему:

       «Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ» 
 
 
 

Санкт - Петербург

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3
1 Теоретические  основы бенчмаркинга 4
     1.1 Бенчмаркинг: понятие, цели и задачи 4
     1.2 Типы бенчмаркинга 5
     1.3 Развитие и становление бенчмаркинга 7
2 Бенчмаркинг  на практике 12
     2.1 Процесс бенчмаркинга. Методика  проведения 12
     2.2 Факторы успеха 17
     2.3 Основные принципы бенчмаркинга 17
     2.4 Чем бенчмаркинг не является. Отличие бенчмаркинга от других  медотов 18
     2.5 Бенчмаркинг в управлении предприятием.

           Примеры повышения конкурентоспособности компаний

    19
     2.6  Бенчмаркинг в России 29
Заключение 31
Список используемых источников 32

 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность темы исследования.

     Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому вопросу все больше внимания. 
*Бенчмаркинг обеспечивает предприятие информацией, осознанием своего места, мотивацией и знанием, часто в результате дающим крупный прорыв в качестве его работы.

*Бенчмаркинг может дать информацию, которую не могут дать внутренние показатели предприятия, и удовлетворение потребностей клиентов.

     Предприятия всех сфер деятельности применяют бенчмаркинг для повышения эффективности своей промышленности. В условиях острой конкуренции на рынке каждому предприятию необходимо иметь систему показателей, характеризующих процесс развития предприятия и совершенствования его производства. Эти показатели необходимы для оценки производственно-экономической деятельности предприятия и анализа его деятельности, для выявления резервов (возможностей) дальнейшего совершенствования производства и для сравнения деятельности отдельных производственных подразделений и предприятий в целом с целью сохранения конкурентных преимуществ, т.е. для определения конкурентоспособности предприятий.

     Объект исследования курсовой работы — бенчмаркинг как категория управления предприятием.

     Предмет исследования — аспекты практической реализации бенчмаркинга в мировой и россий- ской экономике.

     Цель курсовой работы:

– рассмотреть бенчмаркинг как категорию управления предприятием, 
– охарактеризовать практику организации бенчмаркинга,  
– проанализировать роль и значение бенчмаркинга в деятельности предприятий. 
 
 
 
 
 
 

 

      1 Теоретические основы  бенчмаркинга 
 

     1.1 Бенчмаркинг: понятие,  цели и задачи

     На сегодняшний день накопилось огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Некоторые полагают, что он – продукт последовательного развития концепции конкурентоспособности, другие говорят, что бенчмаркинг является мобильным алгоритмом улучшения качества, третьи же относят его к экзотическим новинкам как результат японской бизнес-практики. Однако все сходятся или более-менее согласны с определением, что бенчмаркинг – это процесс поиска, определения и изучения самых лучших из известных методов руководства и ведения бизнеса.

     Термин «бенчмаркинг» (benchmarking) является англоязычным и не имеет однозначного перевода на русский язык. Он пришел в экономику из геодезии, где он означает опорную отметку на фиксированном объекте, например отметку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря.

В Японии benchmarking близок по смыслу к японском слову dantotsu, означающему «усилие, беспокойство, забота лучшего (лидера) стать еще  лучшим (лидером)». В Китае, говоря о  бенчмаркинге, часто вспоминают правило китайского генерала Сун Тзу: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн».

     Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: "Бенчмаркинг — это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности". Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: "Бенчмаркинг — это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности".

     Таким образом, цель бенчмаркинга — совершенствование бизнеса и повышение конкурентоспособности, носит стратегический характер для организации и придает бенчмаркингу статус полноправного инструмента управления. Достижение поставленной цели бенчмаркинга происходит посредством решения двух основных задач:

  1. Измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими компаниями.
  2. Измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими компаниями.

   Конечно, сравнение результатов деятельности компании с результатами основных конкурентов - идея не новая. Сбор информации о деятельности конкурентов - функция оперативного маркетинга. Однако бенчмаркинг - более эффективный метод, чем просто сбор информации. Этот инструмент позволяет выявлять возможности самосовершенствования, определять объекты совершенствования и стимулировать непрерывность данного процесса в целях повышения конкурентоспособности компании.  

     1.2 Типы бенчмаркинга

     Типов бенчмаркинга почти так же много, как его определений. В представленной ниже таблице 1 показаны типы бенчмаркинга в зависимости от того, что именно организация намерена сравнивать со «стандартом». У каждого из них есть свои преимущества и недостатки, каждый может оказаться более полезным в одной ситуации, и менее полезным в другой.

     Важно различать бенчмаркинг эффективности («выходных характеристик») и методик/процедур («процессов»), поскольку все категории относятся к одной из этих областей, или к обеим.

Таблица 1- Типы бенчмаркинга

Тип бенчмаркинга Характеристика
Внутренний сравнению подлежит деятельность подразделений  внутри компании
Конкурентный сравнение своей организации с конкурентами по максимальному количеству параметров
Отраслевой сравнение своей организации с компаниями той же отрасли,

не обязательно  конкурентами

Глобальный сравнение с организациями, когда географический масштаб

выходит за рамки  одной страны

Процессов сравнение с отдельными рабочими процедурами и системами, сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах
Результатов сравнение количественных выходных характеристик – цены,

скорости, надежности и т.д.

Функциональный сравнивает определенных функций двух или более организаций в одном секторе (продажи, закупки и т. д.).
Стратегический сравнение более стратегий, чем оперативных вопросов
Общий сравнение определенной функции двух или более организаций независимо от сектора
Ассоциативный осуществляемый  организациями, образовавшими узкий  бенчмаркинговый альянс. Протокол этой кооперации находится в Кодексе  поведения бенчмаркинга и, как правило, не афишируется
Ради  конкуренции сравнение с целью достичь превосходства над другими
Ради  сотрудничества сравнение с целью создания атмосферы взаимного обучения и

обмена знаниями

 
 

     Бенчмаркинг эффективности сравнивает эффективность результатов деятельности. Такие «измерения» могут указать, какие виды деятельности являются сильными сторонами организации. После их выявления требуется дальнейшее исследование, чтобы установить, каким образом достигается такая эффективность.

     И наоборот, бенчмаркинг процессов изучает методики и процедуры, используемые в организации, и сравнивает их с примерами лучшей практики. Как правило, эти процессы состоят из нескольких подпроцессов, которые создают общий подход или процесс. На рисунке 1 представлены основные бизнес-процессы, исследуемые с помощью бенчмаркинга.

Рисунок 1 - Основные бизнес-процессы для сравнения в бенчмаркинге 

     Было найдено, что реальные улучшения в результате бенчмаркинга возникают из анализа и рассмотрения скорее процессов, чем выходных характеристик.

Для выполнения бенчмаркингового исследования требуется много времени и  сил. Сначала необходимо определить и согласовать вопросы и сферу изучения. Получение данных, заполнение вопросников и последующий анализ также занимает очень много времени. И если на выходе будет просто ряд статистических данных или выходных параметров, то последующее вложение инвестиций окажется минимальным, и дело того просто не стоило. Если нужны серьезные улучшения, то не обойтись без анализа процессов и процедур в поддержку приведенных цифр.

     По этим причинам, при проведении бенчмаркинга многие стараются получить «измерения» и выходных параметров эффективности, и процессов – с целью дать организации возможность не только узнать, кто делает лучше, но и как он этого добивается (Housley, 1999). Соотношение эффективности бенчмаркинга выходных параметров и процессов представлено в рисунке 2. 
 

 

Рисунок 2 - Бенчмаркинг эффективности и процессов 
 

     Бенчмаркинг никогда не является одноразовым анализом. Чтобы были отдача, повышение эффективности предприятия, необходимо сделать бенчмаркинг составной частью работы, регулярным процессом инноваций и усовершенствований бизнеса. 

     1.3 Развитие и становление бенчмаркинга

     Развитие бенчмаркинга напрямую зависит от того, как предприятия понимают качество. Обычно выделяют несколько этапов в изменении понимания и отношения предприятий к качеству.

     Первый этап – инспекция. Ему присуща проверка качества только готовой продукции. Для налаживания контроля качества организация вкладывает средства в усовершенствование технологии, ее отлаживание и формирование систем качества, а не бенчмаркинг. Подобная практика была широко распространена в СССР, именно в тот период комплексные системы управления качеством нашли самое широкое распространение.

     В такой ситуации без кардинальных перемен возможно частичное применение продуктового бенчмаркинга, при этом будет происходить сравнение собственной продукции с продуктами конкурентов. Однако существенной проблемой, с которой столкнется организация, будет недостаток информации, мешающий в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.

     Второй этап основывается на усилении контроля. В организации внедряется стандарт качества ISO 9000. Бенчмаркинг используется во всех ключевых вопросах бизнеса. Активно привлекаются и задействуются консультанты для разработки и внедрения практики бенчмаркинга.

Резко меняется отношение к качеству производимой продукции на всех стадиях. На первый план выходит контроль за качеством самого процесса, в котором качество продукции служит лишь одним из составляющих элементов общего качества. В основу своей деятельности фирмы кладут удовлетворение потребителя как залог их успехов в бизнесе. Постепенно меняется понимание собственно удовлетворения потребителя и решения связанных с этим проблем.

     Характерной особенностью третьего этапа называют возникновение между организациями и внутри них партнерских отношений, альянсов и коопераций. Это связано с мобильностью понятия конкуренции, модой и новыми разработками – как между фирмами, так и внутри организации. Как известно, между различными подразделениями в крупной компании тоже имеются своеобразные конкурентные отношения. У каждого отдела свои цели, задачи, функции, проблемы. Нередко возникают противоречия и сложности во внутрифирменных взаимоотношениях. Все это приводит к ряду негативных последствий: снижению управляемости и, как следствие, общей эффективности. Кооперация и партнерство внутри организации дают толчок более эффективному информационному обмену между ее составными частями.

     Аналогичные процессы совершаются и на межфирменном уровне. При этом понятие «конкуренция» пополнятся еще одной составляющей – взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество организаций в условиях современного бизнеса становятся основой для удовлетворения потребностей покупателей и достижения конкурентных преимуществ.

Информация о работе Бенчмаркинг как инструмент достижения конкурентных преимуществ