Анализ преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм, выбор организационно-правовой формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
рассмотрение основных видов организационно - правовых форм;
анализ преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм, выбор организационно-правовой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Признаки и принципы организации предприятия, сущность организационно-правовых форм…………………………………………..5
Виды организационно-правовых форм......................................................10
Унитарные предприятия……………………………………….10
Хозяйственные товарищества и потребительское общество (кооператив)…………………………………………………….12
Хозяйственные общества ……………………………………..15
Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий…………………………………………………….21
Анализ преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм, выбор организационно-правовой формы……………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 92.68 Кб (Скачать)

     Существует  ограничение ч. 3 ст. 29 Закона о хозяйственных  обществах, согласно которому уставный фонд ЗАО не может быть сформирован  полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При  этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ЗАО, не может составлять более 50 базовых  величин (на 01.06.2009 г. - 1 750 000). Например, ЗАО «Nova» участвует в строительстве бизнес-центра, после ввода в эксплуатацию которого общество получит право собственности на одно из офисных помещений центра. ЗАО «Nova» намеревается выступить учредителем ЗАО «Zet» и внести в качестве вклада в уставный фонд право на строящееся помещение. В данном случае действующее законодательство не позволяет внести указанный вклад, поскольку его стоимость будет превышать 50 базовых величин.

     Уставный  фонд ЗАО должен быть сформирован  на 100% на момент представления документов для государственной регистрации. Имущество ЗАО принадлежит ему на праве собственности. Уставный фонд ЗАО разделен на определенное число акций, количество и номинальная стоимость которых указывается в Уставе ЗАО.

     Нужно иметь в виду, что Закон о  хозяйственных обществах для  АО в отличие от ООО устанавливает  жесткое правило «одна акция  – один голос», но позволяет по-иному распределять прибыль за счет наличия института привилегированных акций.

     3.Учредительным  документом ЗАО является Устав, утверждаемый акционерами ЗАО.

     4.Местонахождением  ЗАО по общему правилу может  являться только нежилое помещение.  Исключением являются очень редкие  случаи, когда принято соответствующее  решение местного исполнительного  и распорядительного органа о  возможности расположения такого  общества в жилом помещении.

     5.Требования  законодательства по оформлению  директора и главного бухгалтера  ЗАО не отличаются от требований, предъявляемых к ООО (и указанных выше).

     6.Ответственность  акционеров ЗАО: акционеры не  отвечают по обязательствам ЗАО  и несут риск убытков, связанных  с его деятельностью в пределах  стоимости принадлежащих им акций,  за исключением случая, когда  экономическая несостоятельность  (банкротство) ЗАО вызвана его  акционерами или другими лицами, в том числе руководителем  ЗАО либо возглавляющим коллегиальный  исполнительный орган ЗАО, имеющими  право давать обязательные для  ЗАО указания либо имеющими  возможность иным образом определять  его действия, то на таких лиц  при недостаточности имущества  ЗАО возлагается субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам последнего.

     7.Органы управления и контроля в ЗАО:

     -  высшим органом управления ЗАО является общее собрание акционеров ЗАО (в него входят все акционеры ЗАО, которыми избирается Председатель Общего собрания акционеров);

     -  исполнительным органом ЗАО является коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор);

     -  в ЗАО может быть создан совет директоров (наблюдательный совет);

     -  контрольным органом ЗАО является ревизионная комиссия или ревизор (при этом ревизором не может быть участник, являющийся членом коллегиального исполнительного органа ЗАО либо единоличным исполнительным органом, член совета директоров (наблюдательного совета).

     8.Требования  законодательства по ведению  учета аффилированных лиц ЗАО  не отличаются от требований, предъявляемых к ООО (и указанных выше).

     9.Дополнительным  требованием к ЗАО является  регистрация акций в Департаменте  по ценным бумагам Министерства  финансов Республики Беларусь, которая  предполагает помимо временных  затрат в том числе уплату  государственной пошлины за регистрацию  акций (а в последующем, при  изменении размера уставного  фонда – соответствующую регистрацию).

     10.  ЗАО обязано также заключить договор на депозитарное обслуживание, а также иметь работника с квалификационным аттестатом, выданным Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, либо заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг договора, предусматривающего оказание соответствующих услуг.

     11.  Возможность выхода из ЗАО может быть реализовано путем продажи акций. Уставом ЗАО должна быть предусмотрена возможность продажи своих акций только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, однако это не препятствует выходу акционера из ЗАО, а лишь является мерой, позволяющей оставшимся акционерам самим решать вопрос – принимать ли в свой бизнес третье лицо.

     В отсутствие развитого фондового  рынка, существует объективная сложность  продажи пакета акций, особенно небольшого, третьим лицам. Если же и у действующих  акционеров нет желания приобрести продаваемый пакет, то он может стать  “мертвым грузом”, не позволяя реально  влиять на деятельность общества и  не давая получить хоть какую-либо компенсацию за него.

     Отчасти эта проблема решена путем новых  положений Закона о хозяйственных  обществах о принудительном выкупе акций. Так, выкуп акционерным обществом  акций этого общества по требованию его акционеров осуществляется в случае (ч. 1 ст. 78 Закона):

     - реорганизации акционерного общества, если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия решения о его реорганизации или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором было принято такое решение;

     - утверждения устава в новой редакции или внесения изменений и (или) дополнений в устав, что явилось следствием ограничения прав акционеров, если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия соответствующего решения или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором было принято такое решение;

     - совершения крупной сделки акционерного общества, если акционеры, требующие выкупа своих акций, голосовали против принятия решения о совершении крупной сделки или не участвовали в общем собрании акционеров, на котором было принято такое решение.

          Цена выкупа акционерным  обществом акций этого общества по требованию его акционеров определяется в соответствии с законодательством  и утверждается общим собранием  акционеров, принимающим решение, которое  может повлечь за собой возникновение  у акционеров права требовать  выкупа акций этого общества. [6, с.4-46]

     Открытое  акционерное общество.

     Как уже отмечалось в условиях неразвитости фондового рынка и практической невозможности привлечения больших  объемов инвестиций за счет открытого  размещения выпускаемых акций, создание новых ОАО в Республике Беларусь является скорее исключением, чем правилом.

     Большинство существующих ОАО были созданы в  ходе разгосударствления и приватизации государственного имущества и оборот их акций вообще имеет специальное  регулирование.

     К открытому акционерному обществу применяются  нормы законодательства, регулирующего  создание и деятельность закрытого  акционерного общества, за исключением некоторой специфики:

     1. Количество акционеров ОАО ограничено  лишь минимальным пределом –  их должно быть не менее двух.

     2. Размер уставного фонда ОАО  со вступлением в силу 01.02.2009 г.  Положения о государственной  регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента  Республики Беларусь от 16.01.2009 г.  №1 (далее – Положение), составляет 400 базовых величин (на 01.06.2009 г. - 14 000 000).

     3. Органы управления и контроля в ОАО:

     -высшим  органом управления ОАО является  общее собрание акционеров ОАО  (в него входят все акционеры  ОАО, которыми избирается Председатель  Общего собрания акционеров);

     -в  ОАО с числом акционеров более  пятидесяти в обязательном порядке  создается совет директоров (наблюдательный  совет). В остальных случаях вопрос  создания указанного органа отдается на откуп акционерам;

     -исполнительным  органом ОАО является коллегиальный  исполнительный орган (правление  или дирекция) и (или) единоличный  исполнительный орган (директор или генеральный директор);

     -контрольным  органом ОАО является ревизионная  комиссия. В отличие от иных  обществ наличие лишь ревизора  не допускается (ч. 1 ст. 86 Закона о хозяйственных обществах)

     В ОАО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более ста, избирается счетная комиссия, в составе которой  не может быть менее трех человек, в нее не могут входить члены  органов ОАО, в том числе представители  управляющей организации или  управляющий, и лица, выдвигаемые  кандидатами на должности в эти  органы. Однако счетная комиссия не является органом ОАО.

     5. Дополнительным требованием к  ОАО является то, что при выпуске  акций в ОАО необходимо зарегистрировать  проспект эмиссии акций и заверить  краткую информацию об открытой  подписке (продаже) акций в Департаменте  по ценным бумагам Министерства  финансов Республики Беларусь, после  чего проводится открытая подписка (продажа) акций.

     6. Открытое акционерное общество  обязано ежегодно проводить аудит  достоверности годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности, а также  ежегодно публиковать для всеобщего  сведения годовой отчет в объеме, определяемом законодательством.

     7. Акционеры ОАО могут отчуждать  принадлежащие им акции без  согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. [8, с.30-31]

     В Беларуси в течение предстоящих трех лет планируется преобразовать в ОАО 132 республиканских унитарных предприятий.

     В 2011-2013 году планируется провести основную работу по акционированию. И такая  задача поставлена в программе социально-экономического развития Беларуси на пять лет.

     В конце прошлого года на основании  предложений республиканских органов  управления сформирован план преобразования госпредприятий на 2011-2013 годы. Формирование плана осуществлялось с учетом проведения в 2010 году госорганами работы по оптимизации  количества подведомственных организаций. Завершена ликвидация 227 организаций, переданы в коммунальную собственность 65 организаций. Таким образом, в трехлетний план приватизации вошло 132 РУП. В настоящий момент в республиканской собственности планируется сохранить 518 унитарных предприятий. Республиканские органы госуправления должны завершить намерения еще прошлого года, то есть провести анализ количества, состава подведомственных организаций, и исходя из задач социально-экономического развития отраслей, регионов и экономики страны в целом определить, какие предприятия целесообразно преобразовать. Речь идет о передаче предприятий в коммунальную собственность, их реорганизация, в том числе путем присоединения к ОАО, какие-то организации будут ликвидированы.

     При выполнении плана приватизации на три  года предстоит также четко определить, какие предприятия нуждаются  в привлечении инвестиций, в каких  акционирование необходимо провести с  участием иного, кроме государства, учредителя, а где на первоначальном этапе необходимо сохранить стопроцентную  долю государства для поиска стратегического  инвестора.

     Министерство  экономики позитивно оценивает  процесс перехода индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия. Процесс укрупнения предприятий  малого бизнеса идет нормально.

     По  данным на 4 февраля 2009 года, в республике зарегистрировано более 44,8 тыс. юридических лиц, что на 19,2%, или на 7,2 тыс. предприятий больше, чем их было на середину 2008 года. За это время увеличилось и количество индивидуальных предпринимателей, которые торгуют на рынках. Их число составляет 216,5 тыс., что на 25 тыс. больше, чем было в середине 2007 года. Прирост составил 10,8%.

     В такой же пропорции увеличилось  число предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога, - на 10,3%.

     В целом в республике увеличивается  число занятых в предпринимательстве  среди других сфер реального сектора. Их доля возросла до 15,5%. В общей структуре  малого бизнеса основную долю занимают предприниматели, работающие в сфере  общественного питания - 38%, в промышленности занято 22,5%, на транспорте - 5,8%.

Информация о работе Анализ преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм, выбор организационно-правовой формы