Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль над выполнением планов и управленческих решений, за рациональным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки. И, наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.[30]
Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………
Второй фактор – репутация. ООО «ТЦ Комус» функционирует более десяти лет, предприятие зарекомендовало себя в качестве ответственного и надежного заемщика, хозяйственная деятельность на предприятии осуществляется бесперебойно. У организации широкий круг постоянных клиентов, лидирующие позиции на рынке.
Третий фактор – способность получать доход. На примере анализа формы№2 видно, выручка и прибыль на предприятии увеличиваются (хотя темпы роста сокращаются), в абсолютных величинах размеры чистой прибыли солидны.
Четвертый фактор – состояние экономической конъюнктуры. ООО «ТЦ Комус» является одним из лидеров в своем роде деятельности. По итогам 2006 года «Комус» вошел в рейтинг двухсот крупнейших российских компаний журнала «Forbes», в 2009 топ-менеджеры компании вошли в рейтинг «1000 лучших топ-менеджеров России» Ассоциации менеджеров РФ.
Пятый фактор – владение активами.
Любое предприятие владеет
Из всего вышесказанного следует, что даже при низких показателях платежеспособности предприятие кредитоспособно. В его распоряжении остались связи и репутация, но долго ли они будут помогать ему функционировать при нарушениях практически всех показателей ликвидности и платежеспособности - неизвестно.
Поэтому, для сохранения кредитоспособности, а также повышения финансовой устойчивости в перспективе, следует повышать показатели платежеспособности и деловой активности предприятия.
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Общие методы повышения ликвидности и платежеспособности
Анализ платежеспособности и ликвидности
предприятия проводится с целью
выявления недостатков, слабых мест
предприятия и предложения
Например, эффективное управление кредиторской задолженностью.
Для того, чтобы эффективно управлять
долгами компании необходимо, в первую
очередь, определить их оптимальную
структуру для конкретного
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй проблемой является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств: 1) средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес); 2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций); 3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам); 4) использование собственного «экономического превосходства».
Так как, процесс привлечения
Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, «создание» солидных балансовых показателей. Не смотря на «дороговизну» и «проблематичность» привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно «рассчитан» на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой гибкостью, как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.
Очень часто строится на разновидностях кредитования экономическое превосходство. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные правила игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без особых последствий для собственного бизнеса).
Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
Как показывает практическая деятельность, ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки товарно-материальных ценностей без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как неизбежный. Она хотя и позволяет временно использовать чужие средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.
Менеджеры компаний, в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать возможности каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких отсрочек могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного кредитора.
Структура капитала отражает соотношение заемного и собственного капиталов, привлеченных для финансирования долгосрочного развития компании. От того, насколько структура оптимизирована, зависит успешность реализации финансовой стратегии компании в целом. В свою очередь оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов зависит от их стоимости.
В российской деловой среде распространено заблуждение, согласно которому собственный капитал считается бесплатным. При этом забывается очевидный факт: платой за собственный капитал являются дивиденды, и практически всегда это делает финансирование за счет собственных средств самым дорогим. К примеру, если у собственника бизнеса есть возможность получать дивиденды, скажем, на уровне 40%, стоимость собственного капитала становится более высокой, чем стоимость привлечения кредитов.
Как показывает мировая практика, развитие только за счет собственных ресурсов (то есть путем реинвестирования прибыли в компанию) уменьшает некоторые финансовые риски в бизнесе, но при этом сильно снижает скорость приращения размера бизнеса, прежде всего выручки. Напротив, привлечение дополнительного заемного капитала при правильной финансовой стратегии и качественном финансовом менеджменте может резко увеличить доходы владельцев компании на их вложенный капитал. Причина в том, что увеличение финансовых ресурсов при грамотном управлении приводит к пропорциональному увеличению объема продаж и зачастую чистой прибыли. Особенно это актуально для малых и средних компаний.
Однако перегруженная заемными средствами структура капитала предъявляет чрезмерно высокие требования к его доходности, поскольку повышается вероятность неплатежей и растут риски для инвестора. Кроме того, клиенты и поставщики компании, заметив высокую долю заемных средств, могут начать искать более надежных партнеров, что приведет к падению выручки. С другой стороны, слишком низкая доля заемного капитала означает недоиспользование потенциально более дешевого, чем собственный капитал, источника финансирования. Такая структура приводит к более высоким затратам на капитал и завышенным требованиям к доходности будущих инвестиций.
Решение вопросов по оптимизации структуры капитала, являющейся частью финансовой стратегии компании, относится к сфере деятельности финансовой службы. Генеральный директор должен лишь осуществлять общий контроль.
Чтобы максимально снизить риски в области реализации финансовой стратегии, генеральному директору нужно иметь в виду следующее:
Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия