Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль над выполнением планов и управленческих решений, за рациональным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки. И, наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.[30]
Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………
Наблюдается положительный темп роста выручки, 124,51% в 2010 году и 128,99% в 2011 году. За два года объем реализации вырос в 1,6 раза. Это благоприятное развитие событий для любого предприятия. Повышение деловой активности предприятия, выражающееся в увеличении дохода от продаж, является одним из факторов повышения финансовой устойчивости фирмы, показателем ее успешной работы. Особенно привлекательно повышение выручки предприятия на фоне общего финансового кризиса в стране и в мировом сообществе в целом.
Но также очевиден рост коммерческих и управленческих расходов. В 2010 году темп роста управленческих расходов превышает темп роста выручки, и хотя их доля остается достаточной малой в общем объеме выручки, при хорошей организации работы на предприятии темп роста расходов, тем более условно-постоянных, не должен превышать темп роста доходов. В 2011 году темп роста управленческих расходов снизился, и, хотя в абсолютных величинах они остались практически прежними, но, из-за высокого темпа роста выручки, их удельный вес сократился. Коммерческие расходы, наоборот, возросли больше, чем в 2010 году, и их темп роста превысил темп роста выручки от продаж. Возможно, это связанно с трудностями реализации в условиях кризиса. Компания направила силы на привлечение клиентов (увеличение расходов на рекламу), предотвращение роста запасов, за счет увеличения продаж. Следует уделить больше внимания своим затратам и попытаться нормализовать их, возможно, что каких-то расходов предприятие могло бы избежать. Вообще, коммерческие расходы очень велики на предприятии, а вот удельный вес технологической себестоимости, наоборот, очень низок и непостоянен.
Коммерческие расходы — это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров. Торговые организации могут относить к расходам на продажу средства, затраченные на перевозку товаров, на оплату труда персонала, на аренду, содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; расходы по хранению товаров; расходы на рекламу; на представительские и прочие подобные расходы.
К управленческим относятся расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия: на содержание отдела кадров, юридического отдела; на освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, а также на командировки, услуги связи и прочие аналогичные этим расходы. [32]
Так как ООО «ТЦ Комус» является по своей сути торговым оператором, то для него свойственны большие коммерческие расходы, так как они являются основными расходами для осуществления хозяйственной деятельности предприятия. И тогда, тем более, компания должна уделять этим расходам больше внимания, тщательно их планировать и оптимизировать. Иначе высокие темпы роста расходов без соответствующего роста выручки отрицательно повлияют на финансовый результат деятельности фирмы.
И хотя удельный вес прибыли от продаж практически не изменился, темпы ее роста значительно сократились с 209,98% в 2008 году до 117,77% в 2011 году. Это очень резкое падение, при том, что выручка от продаж возросла.
Такая же ситуация наблюдается и в показателях чистой прибыли. Темп роста чистой прибыли падает, удельный вес практически не изменяется, по сравнению с 2010 годом.
Прибыль является важнейшим финансовым результатом деятельности организации. Сопоставляя темпы роста объема реализации и себестоимости можно сделать выводы о причинах (факторах) изменения прибыли (ее роста) от увеличения выручки. Увеличение чистой прибыли (прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль) также благоприятно сказывается на деятельности предприятия. Во многих случаях с помощью разумной политики распределения прибыли можно регулировать финансовую устойчивость организации. Часть прибыли может пойти в резервный фонд. Та часть прибыли, что остается в распоряжении предприятия, присоединяется к собственным средствам в виде нераспределенной прибыли. Прежде, чем принять решение по распределению и использованию прибыли, необходимо проанализировать финансовый и организационно-технический уровень предприятия, что позволит выявить неотложные производственные потребности, с одной стороны, и неотложные нужды в социальной сфере, с другой стороны.
Значительно снижаются прочие доходы и расходы, т.е. не относящиеся к основному виду деятельности.
К прочим доходам (статья 090 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках») относятся:
- доходы от долевого участия в других организациях;
- штрафы и пени за нарушение договорных обязательств;
- проценты по договорам займа и другим обязательствам;
- безвозмездно полученное
- доходы прошлых лет,
- кредиторская задолженность (
- другие доходы.
К прочим расходам (статья 100 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках») относятся:
- проценты по долговым
- судебные расходы и
- расходы на услуги банков;
- убытки прошлых лет,
- потери от стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
- другие расходы.
Большая часть этих доходов
и расходов не связана
Снижение прочих расходов не вызывает опасения, так же как и снижение прочих доходов. Не все прочие доходы можно назвать положительными для предприятия. Например, иногда в состав прочих доходов входят штрафы и пени за просроченную дебиторскую задолженность, а это означает, что предприятию не были выплачены в срок ожидаемые средства, что неблагоприятно повлияло на его платежеспособность, снизило его финансовую устойчивость. Необходимо анализировать причины возникновения прочих расходов и доходов, их обоснованность и искать пути их снижения или ликвидации. Например, вести более жесткий учет, повышать уровень квалификации работников, составлять графики взаиморасчетов и т.д.
Многократно увеличился темп роста процентов к уплате, но абсолютные величины этого показателя очень малы и не оказывают заметного влияния на размер прибыли предприятия. Значительно большее влияние оказал рост процентов к получению (показатель увеличился в 2011 г.практически в 2 раза по сравнению с 2009 г.).
В общем виде ситуация выглядит так:
Настораживают резкие скачки себестоимости, отражающей затраты на приобретение товаров для перепродажи. Любая нестабильность может отрицательно сказаться на будущих результатах деятельности.
Рассчитаем показатели рентабельности.
Формулы рентабельности:
, (8)
(9)
(10)
где Рпр. – рентабельность продаж;
Рз. – рентабельность затрат;
Ракт. – рентабельность активов;
Преал. – прибыль от реализации;
Вреал. – выручка от реализации;
ПС – полная себестоимость (включающая в себя коммерческие и управленческие расходы);
ЧП – чистая прибыль;
ВБн.г. – валюта баланса на начало отчетного периода;
ВБк.г. – валюта баланса на конец отчетного периода.
Таблица 7 – Анализ показателей рентабельности ООО «ТЦ Комус» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонения | |
2010 г. |
2011 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вреал, тыс.руб. |
649488 |
808705 |
1043138 |
159217 |
234433 |
Преал, тыс.руб. |
17301 |
36260 |
42702 |
18959 |
6442 |
ЧП, тыс.руб. |
9918 |
25035 |
32918 |
15117 |
7883 |
Себестоимость, тыс.руб. |
774 |
7148 |
1847 |
6374 |
-5301 |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
584141 |
696520 |
928639 |
112379 |
232119 |
Управленческие расходы, тыс.руб. |
47272 |
68777 |
69950 |
21505 |
1173 |
ПС, тыс.руб. |
632187 |
772445 |
1000436 |
140258 |
227991 |
ВБ, тыс.руб. |
680760 |
695956 |
2061585 |
15196 |
1365629 |
Рпр |
2,66 |
4,48 |
4,09 |
1,82 |
-0,39 |
Рз |
2,74 |
4,69 |
4,27 |
1,96 |
-0,43 |
Ракт |
- |
3,64 |
2,39 |
- |
-1,25 |
В 2010 году наблюдается рост всех показателей рентабельности, а в 2011 они снова идут на убыль. Очевидно, это из-за высокого роста коммерческих расходов и валюты баланса, без должного высокого роста прибыли. Сами по себе показатели довольно низки. Например, рентабельность продаж в 2011 году показывает, что прибыль в каждом рубле выручки составляет 4,09%. Оптимальный размер такого показателя около 15%. Получается, что деятельность предприятия малоэффективна.
Немаловажный показатель деловой активности – коэффициент оборачиваемости. Он показывает количество оборотов оборотных средств в год.
, (11)
где, Коб – коэффициент
Вреал. – выручка от реализации,
ОбСн.г. и ОбСк.г. – оборотные средства предприятия на начало и конец периода соответственно.
Таблица 8 – Анализ показателей коэффициента оборачиваемости ООО «ТЦ Комус» за 2009 – 2011 гг.
Показатели |
2009г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонения | |
2008 г. |
2009 г. | ||||
Вреал., тыс.руб. |
649488 |
808705 |
1043138 |
159217 |
234433 |
ОбС, тыс.руб. |
639242 |
621892 |
2005067 |
-17350 |
1383175 |
Коб. |
- |
1,28 |
0,79 |
- |
-0,49 |
Из таблицы 8 очевидно, что оборачиваемость на предприятии снижается. В 2011 году оборотные средства не проходят даже 1 оборота, а в торговле этот показатель должен быть в разы выше.
В дополнение к низкой ликвидности предприятия, малообеспеченности СОС, высокому росту расходов прибавились низкие показатели рентабельности и оборачиваемости. Деловая активность на предприятии падает. Но так ли губительна ситуация на предприятии на самом деле?
ООО «ТЦ Комус» существует более десяти лет, у него сложился круг постоянных поставщиков и потребителей, судя по отчету о прибылях и убытках, прибыль предприятия с каждым годом увеличивается. Предприятие остается кредитоспособным и кредитопривлекательным, позволяет себе вкладывать крупные суммы денег в банк под проценты. В 2011 году компания увеличивает свой уставный капитал. Складывается впечатление, что все свои обязательства, или большую их часть, организация выплачивает вовремя. Соответственно, компания является вполне платежеспособной, устойчивой и перспективной.
С другой стороны, падение деловой активности в скором времени может привести к снижению продаж, а краткосрочные финансовые вложение могут расти по причине невыгодности вкладывания денег в основную деятельность.
В первой главе выпускной
Темп роста прибыли (ТрП) > темп роста выручки (ТрВ) > темп роста активов (ТрА) > 100%.
На завершающем этапе анализа предприятия выявим, совпадают ли темпы роста на предприятии с этим неравенством.
Таблица 9 – Соотношение темпов роста прибыли, выручки и активов в ООО «ТЦ Комус» за 2010-2011 гг.
ТрП, % |
Знак неравенства |
ТрВ, % |
Знак неравенства |
ТрА, % |
Знак неравенства |
% | |
2010 г. |
252,42 |
> |
124,51 |
> |
102,23 |
> |
100 |
2011 г. |
131,49 |
> |
128,99 |
< |
296,22 |
> |
100 |
В 2010 году ситуация идеальная. И хотя показатели ликвидности и рентабельности намного ниже нормативов, работа на предприятии идет слаженно, темп роста чистой прибыли превышает темпы роста выручки и активов, соответственно изменение активов вызвано положительными факторами, например, расширением деятельности.
А вот в 2011 году наблюдается неоправданный рост активов предприятия. Возвращаясь к балансу, можно констатировать, что резкий рост кредиторской задолженности нарушил равновесие на предприятии. Из-за него снижается ликвидность баланса, рентабельность, устойчивость, платежеспособность. И хотя его можно бесконечно оправдывать, и утверждать, что предприятие способно ответить по своим обязательствам, и что из кредиторской задолженности можно вынести пользу (в данном случае прибыль с краткосрочных финансовых вложений), резкие скачки в структуре баланса несут отрицательное воздействие на финансовое положение предприятия. Неуправляемый рост отдельный статей баланса не позволяет назвать предприятие стабильным, выявить перспективы на будущее. Значительный прирост валюты баланса оказался неэффективным с точки зрения извлечения прибыли.
Какова же кредитоспособность предприятия?
Оценим ее по пяти факторам, перечисленным в первой главе данной квалификационной выпускной работы.
Первый фактор – дееспособность
заемщика. Дееспособность заемщика выражается
в возможности и праве заключат
Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия