Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор: Екатерина Зверева, 29 Ноября 2010 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере бюджетного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горная средняя общеобразовательная школа» ( сокращенное наименование МОУ «Горная СОШ»)

Актуальность и цель определили следующие задачи: показать место экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией, выявить особенности экономического анализа деятельности бюджетных учреждений образования, дать характеристику основных показателей деятельности организации, провести динамику анализа финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Горная СОШ», рассмотреть особенности факторного анализа основных показателей работы по МОУ «Горная СОШ, рассмотреть направления улучшения финансового состояния учреждения за счет предпринимательской деятельности;

Объектом исследования является хозяйственная деятельность МОУ «Горная СОШ» за 2007-2009 год. Предметом исследования является финансовые и экономические отношения, отражающие механизм хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....3

1 Теоретические аспекты особенностей анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

1.1 Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях………………………………………………………………10

1.2 Особенности экономического анализа деятельности бюджетных учреждений………………………………………………………………………………20

2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения МОУ «Горная СОШ

2.1 Характеристика организации……………………………………………..……23

2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности учреждения посредством анализа финансовой отчетности……………………………………………..…….24

3 Направления улучшения финансового состояния МОУ «Горная СОШ» ………………………………………………………….………………………………...37

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Нади.doc

— 371.50 Кб (Скачать)
 

    Как видим из таблицы, полное исполнение бюджета по источникам финансирования было в 2007 году на питание детей и по внебюджетной деятельности, в 2008 году только по внебюджетной деятельности, в 2009 году по питанию детей и внебюджетной деятельности. Прочитав пояснительную записку к годовым отчетам, выясняется, что недоисполнение областного и местного бюджета в 2007 году обусловлено тем, что в конце финансового года финансирование было закрыто 20 декабря. Все неиспользованные средства ушли обратно в бюджет. В 2008 году к концу года  по распоряжению главы Шалинского городского округа все неиспользованные средства были сняты с учреждений и передвинуты на коммунальную службу для приобретения угля в кочегарки. В 2009 году недоисполнение бюджета наблюдается только по областному бюджету. Вернувшись к таблице 3 видим , что неисполнение произошло в основном по коду 213( начисление на оплату труда), 221( оплата услуг сети Интернет). По коду 213 причина- возникла экономия за счет возмещения расходов соцстрахом по больничным листам. Сразу можно сделать вывод на следующий год, что к возмещению необходимо предъявлять такую сумму расходов, чтобы не возникал остаток. Остальное – в следующем году, иначе средства уйдут обратно в бюджет. По ЭКР 221 остаток возник в результате излишне запланированных средств на оплату Интернета ( 2009 год- завершающий год в части бесплатного подключения Интернет в рамках нацпроекта «Образование» ). По остальным источникам финансирования исполнение полное.

    Проанализировав удельный вес разных источников финансирования ( Таблица 5), определим за счет какого источника оплачиваются разные статьи расходов. 

    Таблица 5. Структура источников финансирования в части исполнения бюджета.

Наименование

бюджета

2007 год,  тыс. руб 2008 год,  тыс руб 2009 год,  тыс. руб
исполнение Удельный вес,% исполнение Удельный вес,% исполнение Удельный вес,%
Бюджет  Шалинского городского округа 1662,71 18,97 1113,10 11,22 993,64 9,89
Областной бюджет ( фонд субвенций) 6037,25 68,90 7684,52 77,44 8018,29 79,79
Областной бю.джет ( пита

ние учащихся)

795,25 9,07 855,49 8,62 800,16 7,96
Федеральный бюджет ( вознаграждение за классное рук) 193,4 2,20 172,77 1,74 190,34 1,90
Доходы  от предпринима

тельской  деятельности

(выручка  столовой)

77,508 0,86 97,47 0,98 97,135 0,98
Итого 8766,12 100 9923,35 100 10048,44 100
 
 

    Определим, какие расходы оплачиваются за счет разных источников ( Приложение 1). Областной  бюджет оплачивает расходы, связанные  с учебным процессом . ЭКР 211 (расходы  на оплату труда), 212 ( расходы на книгоиздание и приобретение периодических изданий), 213 ( расходы по начислениям на заработную плату), 221 ( оплата услуг сети Интернет) , 310 (приобретение основных средств для учебного процесса), 340 ( приобретение канцтоваров для обеспечения учебного процесса).

    Местный бюджет оплачивает расходы, связанные с содержанием помещения. ЭКР 221 ( оплата услуг связи), 222 (транспортные расходы), 223 ( коммунальные расходы), 224 ( аренда помещений), 225 ( содержание помещений), 226 ( прочие услуги ),  290 (прочие расходы), 340 (ГСМ на подвоз учащихся из отдаленных деревень), 340 ( хозяйственные товары на содержание помещения).

       На рисунке 1 наглядно видно, что основную долю среди источников финансирования занимает областной бюджет, причем  финансирование  из области с каждым годом растет и в 2009 году увеличилось на 9,72 % в сравнении с 2007 г., но наблюдается обратная тенденция в финансировании из местного бюджета, объем финансирования  сократился на 9, 07 % в сравнении с 2007 г., основной причиной является кризис 2008 г.. конкретнее сказать рост цен в экономике нашей страны

    

Рисунок 1 – Источники финансирования МОУ «Горная СОШ» 

    

Рисунок 2 – Анализ источников финансирования дефицита  бюджета МОУ «Горная СОШ» 2007-2009 г.г., тыс. рублей 

    Рисунок 2 показывает объем финансирования по каждому источнику финансирования за три года, и становится понятно, насколько мала  доля финансирования за счет внебюджетных средств. Анализируя таблицу 2 (Приложение) наблюдается 100 %  исполнение сметы по внебюджетной деятельности (доходы от выручки столовой за питание школьников), т.к. за счет этой деятельности Школа  приобретает продукты питания у поставщиков для обеспечения питания школьников.  

    

Рисунок 3 - Структура финансирования  расходов МОУ «Горная СОШ» за 2007 г,%

    На  рисунке 3 представлена структура финансирования расходов в 2007 г,  максимальная доля приходится на областной бюджет (фонд субвенций) 69%, а минимальная на внебюджетную деятельность (выручка от столовой) 1% ,  питание школьников за счет областных денег финансируется  9%.

    

Рисунок 4  -  Структура финансирования  расходов МОУ «Горная СОШ» за 2008 г,%

    Рисунок 4 показывает структуру финансирования расходов Школы в 2008 г. Здесь наблюдается повышение доли финансирования расходов за счет областного бюджета на 8% в сравнении с 2007 г. Наблюдается снижение на 8% финансирования из местного бюджета. Такое снижение говорит о напряженной ситуации в бюджете «Шалинского городского округа», в условиях кризиса приобретать стали меньше, повысились цены на коммунальные услуги.

Рисунок 5 - Структура финансирования  расходов МОУ «Горная СОШ» за 2009 г,%

       Рисунок 5  лишь подтверждает ситуацию которая наметилась в 2008 г., сокращается финансирование расходов за счет местного бюджета на 1%,  за счет областного бюджета на питание учащихся на 1%, и увеличился объем финансирования расходов на 2% за счет фонда субвенций, в условиях кризиса основное бремя финансирования расходов ложится на плечи бюджета Свердловской области, т.к. бюджет «Шалинского городского округа» является дотационным, т.е. зависимым от области. Максимальная доля расходов в течении 3 лет приходится на такие статьи как: 211- «Заработная плата», 213 - «Начисления на оплату труда», 223 «Коммунальные услуги»,  340 - «Увеличение стоимости материальных запасов».

    

                        

    Рисунок 6– Финансирование расходов МОУ «Горная СОШ» из местного бюджета

    В таблице 5, рисунок 6 анализируются данные о кассовом расходе Школы из местного бюджета. Общий объем финансирования  за три года снизился на 495,25 тыс. рублей, (33%), основные статьи расходов  составляющие  максимальные доли, это ст. 223 «Коммунальные расходы», ст. 225 «Услуги по содержанию имущества», ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», но в 2009 ситуация меняется, на ст. 310 местный бюджет средств не выделяет, статья 340 уменьшилась  в сравнении с 2007 г. на 60,46 тыс.рублей, но увеличилась в сравнении с 2008 г. на  18,87 тыс. рублей. В 2009 году увеличивается объем поступлений из бюджета на ст. 223 «Коммунальные расходы» на  222,63 тыс. рублей (42%), за счет того, что областной бюджет перестал  финансировать статью. Данная статья расхода финансировалась из областного бюджета в виде субсидии на оплату электроэнергии в 2008 г.

                  

    Рисунок 7 – Финансирование расходов МОУ «Горная СОШ» из областного бюджета 

    При  анализе финансирования из областного бюджета  (таблица 5) намечена тенденция на увеличение,  увеличение происходит по статье 211 «Заработная плата», и статье 213 «Начисление на заработную плату», что наглядно видно на рисунке 11 это связано с переходом на Новую систему оплату труда в декабре 2008 г. и правительственным повышением зарплаты.

    Важную  роль в анализе исполнения бюджета  занимает анализ финансового результата работы школы, который образуется в  результате закрытия счетов по кассовому  исполнению(кассовые расходы) и фактическими расходами ( всеми предъявленными контрагентами или начисленными внутри учреждения расходами) и накапливающемуся на бухгалтерском счете 40103 ( Финансовый результат прошлых отчетных периодов) . Данная информация содержится в форме годового отчета (ф.121) в разрезе ЭКР и в справке по заключению счетов (ф.110) 

Таблица 6. Соотношение  кассовых и фактических расходов за 2007-2008 год. Формирование финансового результата.

период Кассовые

расходы

Фактические расходы Фин.результат, асол. изменения Фин результ,

относит. изм.

2007 8756662.52 9802626 +1036963.48 +11.92
2008 9923353.88 10473407.99 +550054.11 +5,54
2009 10048438.29 11725212.88 +1676774.59 +16,69
 

    Происходит  увеличение финансового результата, что говорит о нестабильности в финансировании.  Происходит  резкий скачек дефицита бюджета на 2009 год при резком спаде в предыдущем году. На конец года скорее всего возникла кредиторская задолженность.   Ф. 160 (Пояснительная записка) отражает структуру кредиторской задолженности (Таблица 7). Сравнивая финансовый результат и размер кредиторской задолженности, выясняется, что финансовый результат больше, чем кредиторская. Это обусловлено тем, что в формировании финансового результата участвует начисленный износ основных средств. Большая сумма начисленного износа и небольшие расходы на обновление основных средств говорят о том, что основные средства в учреждении довольно изношены.  

Таблица 7 Динамика кредиторской задолженности за 2007-2009 год и возможности ее погашения..

    год Кредиторская  задолженность Остатки лимитов
2007 0.00 165937.00
2008 15010.71 134836.93
2009 34484.14 296166.24
 

    Как видим из таблицы, кредиторской задолженности  можно было бы избежать, т.к. остаток  средств на конец года казалось бы имеется. Сопоставив те же исходные данные по источникам финансирования , увидим, что они не соответствуют другу. Погасить кредиторскую задолженность мы не могли, т.к. должны соблюсти целевой характер использования средств.

    Чтобы увидеть еще более полную характеристику деятельности школы, надо анализировать весь спектр отчетности. Как говорилось ранее, объем курсовой работы не дает сделать полнейший анализ деятельности школы. Главный результат- исполнение бюджета фиксируется в ф.127 « Отчет об исполнении бюджета» и ф.137 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности» Анализ этих форм был мной и предоставлен в настоящей курсовой работе. Некоторые рекомендации по улучшению исполнения бюджета будет дан в 3 главе данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Пути совершенствования хозяйственной

    деятельности  учреждения 

    При том, что в настоящее время  постоянно вносятся поправки в бюджетный  кодекс, в бюджетные нормативные  акты, до совершенства механизма исполнения бюджета еще очень далеко. Главная  тенденция в изменениях, на мой взгляд должна быть ориентирована на  получателей средств. Необходимо ориентироваться в первую очередь на совершенствование методик исполнения бюджета,  возможность участия самих получателей в планировании бюджета учреждения, возможности оперативного реагирования на изменения в деятельности учреждений, на возможность внесения изменений в сметы в необходимом для самого учреждения объеме . При таком подходе освоение средств может достигнуть 100 %.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации