Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор: Екатерина Зверева, 29 Ноября 2010 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью написания является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере бюджетного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горная средняя общеобразовательная школа» ( сокращенное наименование МОУ «Горная СОШ»)

Актуальность и цель определили следующие задачи: показать место экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией, выявить особенности экономического анализа деятельности бюджетных учреждений образования, дать характеристику основных показателей деятельности организации, провести динамику анализа финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Горная СОШ», рассмотреть особенности факторного анализа основных показателей работы по МОУ «Горная СОШ, рассмотреть направления улучшения финансового состояния учреждения за счет предпринимательской деятельности;

Объектом исследования является хозяйственная деятельность МОУ «Горная СОШ» за 2007-2009 год. Предметом исследования является финансовые и экономические отношения, отражающие механизм хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....3

1 Теоретические аспекты особенностей анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

1.1 Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях………………………………………………………………10

1.2 Особенности экономического анализа деятельности бюджетных учреждений………………………………………………………………………………20

2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения МОУ «Горная СОШ

2.1 Характеристика организации……………………………………………..……23

2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности учреждения посредством анализа финансовой отчетности……………………………………………..…….24

3 Направления улучшения финансового состояния МОУ «Горная СОШ» ………………………………………………………….………………………………...37

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Нади.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Кф.у.=(Ис+ Кт)/В                      (9) 

     Показывает, какая часть актива финансируется  за счет устойчивых источников.

     Рентабельность  производства: 

     Р=П/(ОФ+ОС)*100, %                   (10) 

     Если  изделие одно, то формула принимает вид: 

     Р=П/Сп*100%                       (11) 

     Этот  показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа  показывает рентабельность и убыточность  производимой продукции, степень их рентабельности и убыточность. В рынке, где цель предпринимательской деятельности – получение максимум прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение – избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции.

     С введением новой инструкции согласно приказу Минфина РФ от 26.08.2004 № 70 Н с 01.01.2005г. впервые система бюджетного учета подчинена требованию постановки синтетического учета в разрезе  экономической классификации расходов и объединила балансы всех типов бюджетных учреждений в единый консолидированный баланс. Теперь, имея единую учетную основу, можно говорить об определении единых методологических принципах экономического анализа бюджетного учреждения. Система бюджетного учета должна максимально отвечать задачам анализа и контроля. Аналитические выборочные данные, не соотносимые с системой бухгалтерского учета, должны быть минимальны, в противном случае всегда можно будет поставить под сомнение их достоверность. С одной стороны, пользуясь обобщенностью бюджетного учета, можно установить общие принципы оценки эффективности бюджетного учреждения для исследования деятельности учреждения как участника бюджетного процесса. С другой стороны, выделив специфику, выявить особенности данного направления исследования (отраслевую принадлежность, специфичность задания, направления анализа и т.п.) и, таким образом, создать систему оценки эффективности использования средств в данном учреждении14.

     Таким образом, значение анализа хозяйственной деятельности определяется задачами, которые он решает. Это в свою очередь требует развития и совершенствования методики и организации анализа хозяйственной деятельности в бюджетных учреждениях.

          Рассмотрим анализ балансовой прибыли. Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результатов прибыли или убытка от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата прибыли или убытка от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационной операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен по формуле:

     Рб=+-Рр+-Рпр+-Рвн; где                    (12) 

     Рб- балансовая прибыль или убыток

     Рр- результат от реализации товарной продукции (работ, услуг)

     Рпр-результат от прочей реализации

     Рвн- результат доходы и расходы от внереализационных операций.

     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной налога на добавленную  стоимость. Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат от реализации.

     Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле: 

     Рр=Nр-Sр-Pд ;где                      (13) 

     Рр- результат от реализации товарной продукции (работ, услуг)

     Nр- выручка (валовый доход) от реализации продукции

     Sр- затраты на производство реализованной продукции

     Pд- налог на добавленную стоимость и акцизы

     Показатели  финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

     Прибыль от реализации товарной продукции в  общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных  цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы. Топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов15.

     Расчет  общего изменения прибыли от реализации продукции: 

      Р=Р10 ; где                      (14) 

     Р1- прибыль отчетного года;

     Р0- прибыль базисного года.

     Расчет  влияния на прибыль изменений  отпускных цен на реализованную  продукцию: 

      Р1=Np1- Np1,0; где                     (15) 

     Np1- реализация в отчетном году в ценах отчетного года

     Np1,0- реализация в отчетном году в ценах базисного года.

     Расчет  влияния на прибыль изменений  в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по плановой себестоимости): 

      Р20К1- Р0= Р01-1); где                (16) 

     Р0- прибыль базисного года

     К1- коэффициент роста объема реализации продукции 

     К1=S1,0/ S0; где                      (17) 

     S1,0- фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода

     S0- себестоимость базисного года (периода)

     Расчет  влияния на прибыль изменений  в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции 

       Р3= Р02- К1); где                    (18) 

     К2- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам: 

     К2= Np1,0/ N0; где                     (19) 

     Np1,0- реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода

     N0- реализация в базисном периоде.

     Расчет  влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции: 

        Р4= S1,0-S1; где                     (20) 

     S1,0- фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах тарифах базисного периода.

     Расчет  влияния на прибыль изменений  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции 

        Р5= S0 К2 - S1,0                     (21) 

     Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета  определяется влияние на прибыль  изменений цен на материалы и тарифов на услуги

       ( Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины

      ( Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: 

       Р =  Р1-   Р 0=  Р1+   Р2+     Р3+   Р4+     Р5+   Р6+   Р7 ; где         (22)

      Р – общее  изменение прибыли

     Следовательно, будут проанализированы факторы  влияющие на изменение прибыли. 

     1.3 Особенности экономического  анализа деятельности  образовательных бюджетных учреждений 

     Экономический анализ деятельности образовательных бюджетных учреждений имеет существенные особенности, которые отличают его от анализа других видов организаций. Это обусловлено целым комплексом факторов16:

  • спецификой образования. Это сфера услуг, а не производство товаров. Отсюда такие особенности как отсутствие запасов готовой продукции и не применимость традиционных методов анализа запасов готовой продукции ;
  • сочетанием бюджетной и рыночных сфер. Наличие нескольких источников финансирования, и, как следствие, необходимость разделения доходов и расходов по источникам финансирования, отдельной оценки эффективности ;
  • особенности статуса бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения не являются собственниками используемого имущества. Это не позволяет им реализовать часть имущества в целях увеличения объема оборотных средств, а, следовательно, невозможно оперировать такими понятиями как ликвидность и т.д. По этой же причине неприменимы основные подходы к анализу капитала, эффективности инвестиционных проектов. Бюджетные учреждения не имеют право получать кредиты у кредитных организаций, юридических и физических лиц, поэтому в большинстве случаев неприменимы показатели анализа использования привлеченных средств, финансовой устойчивости;
  • Особенности финансирования бюджетных учреждений. При бюджетном финансировании неприменимо большинство показателей отражающих экономическую эффективность: прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость. Ему не важно, что дает для улучшения финансовых показателей повышения эффективности управления материальными запасами, так как их стоимость не возвращается в процессе очередного оборота.
  • Особенности финансового состояния бюджетных учреждений на настоящем этапе: недостаточное финансирование большинства бюджетных учреждений. Кредиторская задолженность не всегда отражает реальный недостаток финансирования, поскольку учреждения просто снижают объемы приобретаемых материальных запасов ( хозтоваров, канцтоваров, продуктов питания, основных средств).

     Все это оказывает влияние на экономические  показатели, возможность их использования  и требует специальных подходов при проведении экономического анализа  деятельности образовательных бюджетных учреждений.

     Кроме того, специфика образования  заключается в том, что здесь принято выделять три основных вида эффективности: образовательная, социальная и экономическая, как соотношение затрат и полученных результатов.

     Экономическая эффективность – это соотношение  полученных результатов и произведенных  затрат. Этот показатель является необходимым звеном в оценки функционирования системы образования в целом, отдельных ее подразделений и структур, а также экономическим обоснованием мероприятий по обучению населения.

     Без оценки результатов образовательной и социальной эффективности не может быть определена и экономическая эффективность. Экономические показатели: затраты на оказание услуг, удельный вес расходов на оплату труда основного персонала, отдельные показатели использования финансовых средств.

     Соответственно, экономическая эффективность образования рассматривается в двух направлениях: во-первых, эффективность использования различных видов ресурсов; во-вторых, с точки зрения влияния образования на развитие общественного производства в целом.

     Одним из пунктов анализа бюджетного учреждения может стать анализ целевого использования средств. Основной целью хозяйственной деятельности школы является образовательный процесс. В этом смысле целевое использование – это расходование средств на реализацию основной деятельности школы.   Однако финансовые органы считают, что целевое использование средств – это использование сверх установленных назначений по смете или вовсе не предусмотренные в смете назначения. Нецелевого использования можно избежать, объединив эти два понятия воедино и если финансирование будет в достаточном объеме. Кроме того необходима возможность оперативной передвижки средств в случае непредвиденных расходов.

     Рассмотрев  особенности проведения экономического анализа в бюджетном учреждении, проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности одного из муниципальных учреждений образования – Муниципального общеобразовательного учреждения «Горная средняя общеобразовательная школа»

 

  Анализ финансово-хозяйственной  деятельности бюджетного 

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации